Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

Выдержка из текста: 1. Начинаем урок с психологического настроя на работу. 2. Один ученик работает у доски, выполняет задание по карточке, остальные отвечают на вопросы учителя. Вы готовы отвечать? Но с чего бы нам начать? Одного прошу к доске: Получи заданье, постарайся приложить Максимум старания. 3. Кроссворд. А сейчас друзья задача: Разгадайте мой кроссворд. Улыбнётся пусть удача, Побеждает пусть герой! 11. Домашнее задание.Словарные слова дома повторитеСамо правило дома учите.А теперь вам уж пораПодошла к концу игра. Потянулись по берегам луга огороды поля рощи. Огни далекой деревни ярко и весело светились в ночи. Водоросли растут на дне рек озер и прудов. Николай умеет водить машину управлять яхтой чинить паруса. На поляне росли колокольчики ромашки и гвоздики.  Тонкий туман разливается в воздухе и застилает лес. Зеленели деревья и цветы кусты и травы. Зеленели деревья и кусты и травы. Путь б...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

Цель урока: уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов? Усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков.

Тип урока: урок-повторение

Оборудование: интерактивная доска (презентация)

Ход урока.

  1. Установка на психологическую деятельность.

Организационный момент

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят).

- Ушки внимательно слушают и все (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

  1. Опрос

Вы готовы отвечать?

Но с чего бы нам начать?

Одного прошу к доске:

Получи заданье, постарайся приложить

Максимум старания.

(1 ученик у доски выполняет задание)

Задание: Перепиши, вставь пропущенные буквы, выполни синтаксический разбор предложения.

Каштанка л…знула х…зяину руку и жалос…но заскулила.

(пока ученик работает у доски, остальные отвечают на вопрос учителя)

Вопросы классу:

Сегодня мы с вами поговорим об однородных членах.

  1. Что называется однородными членами? Приведите примеры.

  1. Кроссворд.

А сейчас друзья задача:

Разгадайте мой кроссворд.

Улыбнётся пусть удача,

Побеждает пусть герой!

Разгадав кроссворд, мы с вами узнаем, что ставится между однородными членами.

  1. В белом сарафане на поляне.

Летели синицы, сели на косицы. (берёза)

  1. Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)

  2. Огородный овощ, название от итальянского слова, что в переводе означает «золотое яблоко» (помидор)

  3. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке

Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (земляника)

  1. Огородный овощ, название получил от латинского слова, которое имело значение «голова» (капуста)

  2. Душистые сладкие, обычно красного цвета ягоды, состоящие из малых частей (малина)

  3. Когда спело, душисто, румяно, золотисто. Будто мёдом налилось, видны семечки насквозь (яблоко)

4. Слово учителя:

Какое получилось слово по вертикали? (запятая)

Вывод: при перечислении однородных членов ставится запятая.

Итак, тема нашего урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». А как вы думаете:

- «Что нам необходимо знать об однородных членах предложения?» (Ответ: признаки однородных членов)

- Что должны уметь? (ответы: уметь находить предложения с однородными членами и ставить знаки препинания )

Обратите внимание на слайд (1) и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться.»

Итак, нам нужно с вами знать признаки однородных членов.

- Кто назовёт все эти признаки?

Давайте обратим внимание на следующий слайд (2) (ученик читает признаки)

5. Мы с вами назвали основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем найти их в тексте. слайд 3

- С какой орфограммой вы работали?

- Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемой ударением.

Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? (Ответ: в одних случаях ставится запятая, в других - нет ). У меня возникает вопрос: «А почему так?». А ответить на вопрос нам поможет следующий слайд 4

Рассмотрите схемы и попробуйте сформулировать правила постановки знаков препинания при однородных членах. (Ответы детей)

Ребята, а вы хотите убедиться: правильны ли наши предположения? Давайте сверимся с таблицей и сравним: правильно ли мы спрогнозировали пунктуационные правила или допустили неточности. Слайд 5


Где же ставить запятые?

Вот вам правила простые.

Коль союзы повторяем, иль союзов вовсе нет,

То поставьте запятые - это правильный совет

На практике проверить можно точно

Кто смог теорию освоить прочно.

Легко расставим знаки препинания

В любом по сложности задании.


6. Я вам предлагаю познакомиться с интересным текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста» Слайд 6 Заинтересовал вас этот текст? Какова мысль текста? (ответ: предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет здоровый образ жизни.)

А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь внимание? (Ответ: в нём есть однородные члены) Выполняется задание.

Обменяемся с соседом тетрадкой

И проверим, всё ли там в порядке. (слайд 7)

Проверьте и поставьте соседу оценку. Я соберу ваши тетради, проверю и поставлю оценки в журнал.

Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными? (Ответ: однородные члены могут быть любые члены предложения и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство)

7.Физкультминутка.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу "спасибо". Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желание рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- я хочу быть здоровым;
- я могу быть здоровым;
- я буду здоровым.


  1. Цифровой диктант.

А сейчас я попрошу

Слушать предложения

И записывать в тетрадь

Цифрами решение.

(Отметить номера тех предложений, где однородные члены выделяются запятой )

  1. Утром прилетали синицы и клевали пшено.

  2. В наших лесах живут медведи, лисы, волки.

  3. Мы очень спешили к поезду, но опоздали.

  4. По склонам гор видны сосны и ели.

  5. Шумит, бурлит непогода. Проверить (Ответ: 2,3,5)


  1. Закрепить поможет знание

Моё следующее задание

(Слайд 8)


  1. Рефлексия.

Чтобы знания были впрок

Следует повторить урок.

1. Назовите признаки однородных членов. (отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, относится к одному и тому же члену предложения, выражены одной и той же частью речи)

2. Расскажите правило постановки знаков препинания. (Запятая ставится: если однородные члены связаны бессоюзной связью, если соединены союзами А,НО,ДА,ЗАТО, если однородные члены соединены повторяющимися союзами -И-. Запятая не ставится: если однородные члены соединены одиночным союзом -И-)


Встретив однородные члены в предложении

Мы всегда им выразим наше уважение.


11. Подведение итогов.

Подходит к концу ученический час

Хочу поблагодарить я всех вас. (Слайд 9)


Оценки за урок. (проверю тетради и выставлю всем оценки)


  1. Домашнее задание.

Словарные слова дома повторите

Само правило дома учите.

А теперь вам уж пора

Подошла к концу игра.


Сдать тетради для проверки.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Слайд 1


Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»














Слайд 2




Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»


Слайд 3

Задание: спишите текст, расставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены.

Осеннее разноцветье.

Утреннее солнце встр…чают амурские сопки и горы. Осенним разноцветьем тихо и печально светятся л…СА. В распадке на з..лотом фоне л..ствы в..дны яркие пятна клёнов осин. По опушкам ещё растут гр..бы подосиновики сыроежки душистые рыжики.


Слайд 4

Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

Слайд 5

Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

Слайд 6

Задание: Найдите и выпишите предложения с однородными членами. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.

Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм. Они не задумываются о страшных последствиях. Забывают о ядовитых веществах, содержащихся в крови. И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Ежедневно в Казахстане умирает 300 тысяч человек. Страшная и ужасная статистика. Помни знай о вреде курения и борись с ним.

Слайд 7

Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Но люди курят и отравляют свой организм. И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.

СЛОВА ДЛЯ ФИЗМИНУТКИ

Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, извините, будьте здоровы

(Слайд 8)

Разноуровневые задания

Уровень «3»

Задание. Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы 1 предложения.

Потянулись по берегам луга огороды поля рощи. Огни далекой деревни ярко и весело светились в ночи. Водоросли растут на дне рек озер и прудов. Николай умеет водить машину управлять яхтой чинить паруса. На поляне росли колокольчики ромашки и гвоздики.

Уровень «4»

Задание. Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы 1,2,3 предложений.

Тонкий туман разливается в воздухе и застилает лес. Зеленели деревья и цветы кусты и травы. Зеленели деревья и кусты и травы. Путь был короткий но трудный. Растворились в темноте рощи сады поля виноградники. Быстро но осторожно ребята перебегали дорожки.

Уровень «5»

Задание . Спишите, подчеркните однородные члены как члены предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы 1,2,3 предложений. Обведите в кружок союзы.

Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес поле и спутников греющим светом. Тускло белел снег который запорошил и старую листву и остатки костра и пни и деревья. Я побывал в музеях и театрах на выставке и в галерее. Песня слышалась то слева то справа то сверху.





Слайд 9 Соберите буквы и прочитайте слово, которое я хочу сегодня адресовать вам.

Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»









© 2010-2022