Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Обучение грамоте (чтение)

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового

Технологическая карта изучения темы: Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

Тема

Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

Цели

Образовательные:

- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф'] и буквой «ф»;

- упражнять в чтении слов с новой буквой;

- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф'].

- формировать умение различать гласные и согласные звуки;

- формировать умение выделять звук в слове;

- формировать навык сознательного чтения;

- формировать умение правильно ставить логическое ударение;

- формируем умение работать в паре;

- формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

Расширять словарный запас учащихся и кругозор;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать название и начертание строчной буквы ф.

Уметь давать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать слова, предложения с изученными буквами.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Согласные звуки [ф], [ф'], строчная буква «ф».

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.

- электронные физкультминутки

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

ΙΙ. Актуализация знаний

Цель: закрепить и обобщить знания и умения уч-ся по изученному материалу

Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания


Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

- Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю.

- Правильно, это филин. Филин - птица мудрая, много всего знает.

- Как вы думаете, с какой целью он прилетел к нам?

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

- Какую цель ставим? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать и писать слова с новой буквой).

- Но сначала Филин хочет посмотреть, что мы уже умеем делать

1. Какие буквы спрятались. На какие группы вы их разделите?

2. Составление из слов предложения.

Марина у кукла была

Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.- Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.

-Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин.

- Посмотрим, правы мы или нет.

- Посмотрите на рисунки, что их объединяет?

- Определите тему урока. Назовите её.

- Давайте составим план урока.

Составление плана урока

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;




Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника;


Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.Цели:

- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф'] и буквой «ф»;

- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф'];

-формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы;

- организовать работу над совершенствованием навыков чтения слогов;

-развивать фонемати-ческий слух.


План (примерный)

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Чтение слогов и слов.

  4. Чтение предложений и текстов.

Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.).

1) Выделение звуков [ф], [ф'] из слов фрукты и фиалка.

- Что нарисовано на картинках? (фрукты, цветок фиалка.)

- Сколько слогов в слове фрукты? (Два.)

- Назовите первый слог.

- Произнесите первый звук.

- Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой со­гласный [ф].)

Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.2) Звуко-буквенный анализ слова фрукты выполняется коллек­тивно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф'] - согласный глу­хой, мягкий.)

3) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков.

ФИЗМИНУТКА

4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

- На что похожа буква Ф?

Всем известно без подсказки:

Буква Ф -

Как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов)

5) Завершение схемы-«человечка» буквы Ф.

- Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?

ΙV. Применение нового знания

Цель:

- организовать работу над совершенствованием навыков чтения слов с изученными буквами;

- организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой;

- организовать работу над текстом;

- развивать умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией;


1. Чтение слогов (с. 140).

- Прочитайте слоги.

- Обозначьте мягкость [ф'] и твёрдость [ф] цвет­ным карандашом.

- В каких словах встретятся эти слоги?

- В чём различие слогов верхней и нижней строчки?


Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.2. Чтение слов. (с. 140)

- Просмотрите слова на этой странице.

- Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

- Прочитайте слова про себя.

- Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)

- Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

- Где ещё это слово мы употребляем? (В мате­матике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)

- Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)

- Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать - это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.)

- Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.)

- Найдите слово, называющее маленький фонарь.

- Как образова­лось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик. ПРОПЕДЕВТИКА.)

- Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)

- Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В антич­ной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка - это название континента, а Уфа - название столицы Башкортостана.)

- Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)

- Прочитайте, как называется приспособление для передачи зву­ков по проводам. (Телефон.)

1) - Найдите столбик слов с одним гласным звуком.

- Прочитайте его.

- Сколько слогов в этих словах?

- Почему?

- Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)

- Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

- Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими перед­ними полами.)

Работа в паре.

- Со­ставьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов.

Несколько предложений озвучивается и анализируется.

2) - В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.)

- Что указывает на мягкость предшествующего согласного?

- Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

- Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного со­стязания.)

- Прочитайте последнее слово. (Факел.)

- Кто из вас видел факел? Как он выглядит?

- Для чего и где исполь­зуют факел? (Светильник на рукоятке.)

3) - Прочитайте слова последнего столбика.

- Есть ли у этих слов что-то общее?

- Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

- А когда люди используют конфетти? (Конфетти - разноцвет­ные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на празд­никах.)

- Что особенного в написании этого слова?

- Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

- Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.3. Чтение слов и предложений.

1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лекси­ческого значения.

Фотография - 1. Изображение предметов на чувствительной плен­ке.

Фотоаппарат - аппарат для фотографии.

Фотограф, фотокорреспондент - специалист по фотографии. Фоторобот - составленное из деталей по словесному описанию изображение человека.

- Что объединяет слова? (Они однокоренные.)

2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-.

- Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню по­лотнище.)

- Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффик­са -ок-. Флажок.)

- Что такое флагшток? (Шест для флага.)

3) Чтение предложения.

- Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.

- Соответствует ли предложение картинкам?

- Сколько частей в предложении?

- Как догадались?

- Какие слова записаны с большой буквы?

- Почему?

- Выделите заглавные буквы.

- Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф. 4. Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).

1) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте заглавие.

- А кем может работать папа?

- Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которо­го мы будем читать текст?

2) Чтение текста самостоятельно.

а) Выявление первичного восприятия.

- Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?

б) Повторное комментированное чтение вслух.

Папина профессия.

Папа Саши Ефимова - фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?)

Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по все­му миру. На его фотографиях - незнакомые нам растения и жи­вотные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотны­ми домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!) Многие работы Андрея Ефимова были представлены на меж­дународной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?) Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фло­мастерами.

в) Обобщающая беседа.

- Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

- Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, жен­щин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.)

- А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)

- Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.)

- А чем увлекается Саша Ефимов?

г) Проблемный вопрос к тексту.

- А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?

- Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?

3) Работа с текстом после чтения.

- Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подо­брать?

  1. «Любимая профессия семьи Ефимовых».

  2. «О профессии фотокорреспондента».

  3. «Профессия Сашиного папы - фотокорреспондент».

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника (познавательные УУД)

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД)

формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)

формируем умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД)

формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации; формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; (познавательные УУД)

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)








формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации (познавательные УУД)

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)



Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) эстетическое воспитание.

формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)

формируем умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД)

формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации. (познавательные УУД)

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)




V.Рефлексия учебной деятель-ности на уроке

(5 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Расскажите по схеме (Я - знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

ТООУ (технология оценивания учебных успехов)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты).

VΙ. Домашнее задание (по желанию)

Нарисовать профессию своего папы или дедушки, что­бы другие ребята угадали, какая у них профессия.


Конспект по обучению грамоте 1 класс по теме: Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

8

© 2010-2022