Рабочая программа по литературе Восточной Сибири

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе Восточной Сибири Класс: 5 Количество часов:34 Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, под редакцией Шахеровой О.Н., Чапоргиной Н.А., Собенникова А.С. В соответветствии...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по литературе Восточной Сибири

Класс: 5

Учитель: Феклина Ю.Г.

Количество часов:

Всего 34 час.; в неделю 1 час.

Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, под редакцией Шахеровой.О.Н., Чапоргиной.Н.А., Собенникова.А.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Хрестоматию «Писатели Восточной Сибири» необходимо изучать в рамках регионального плана в течение года.

В соответствии с Обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующим:

- Компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

- Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.

- деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

- изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

- на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно- эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова.

- жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты их повести, летописи, стихотворные произведения.

- основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей являются их высокая художественная ценность, гуманистическая напрвленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;

- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;

- позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;

- показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;

-усвоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Литература Восточной Сибири» в Базисном учебном плане:

В год - 34 час.

Контрольные работы - 3 часа.

В неделю - 1 час., не менее 34 недель.





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ВОСТОЧНОЙ СБИРИ 5 КЛАСС - 34 ЧАСА.

№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Тип урока.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечание


Дата

1

Бурятские сказки. «Упрямый парень»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения бурятских сказок.

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние, беседа.

2

«Жаворонок и обезьяна», «Жёлто-пёстрая змея и охотник»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения бурятских сказок, понятия «сказитель» и «собиратель»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.

3

Тофаларские сказки. «Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения тофаларских сказок.

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние, беседа.

4

Эвенкийские сказки. «Умусликэн»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения эвенкийских сказок.

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.

5

«Умусликэн» Характеристика героев сказки.

1

Знать: произведения эвенкийских сказок, понятия «сказитель» и «собиратель»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

6

«Тывгунуй - молодец и Чолбон-Чокулдай»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения эвенкийских сказок, понятия «шаманский миф»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.

7

«Тывгунуй - молодец и Чолбон-Чокулдай» Характеристика героев.

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения эвенкийских сказок, понятия «миф» и «мифический герой»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.

8

Русские сказки. «Бурка, каурка и синегривый конь»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения русского фольклора, понятия «зачин»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, отличать фольклорную сказку от литературной.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.

9

«Бурка, каурка и синегривый конь» Характеристика героев.

1

Обобщение изученного.

Знать: произведения русского фольклора, понятия «зачин»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, отличать фольклорную сказку от литературной.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Беседа, ответы на вопросы, иллюстрирование.

10

Русские народные сказки. «Митя»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведения русского фольклора, понятия «зачин»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, отличать фольклорную сказку от литературной.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.

11

«Митя» Характеризуем героев, анализируем.

1

Обобщение изученного.

Знать: произведения русского фольклора, понятия «зачин»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, отличать фольклорную сказку от литературной.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Беседа, ответы на вопросы, иллюстрирование.

12

Контрольная работа №1 по теме: «Сказки»

1

Урок контроля.

Уметь: систематизировать и анализировать пройденный атериал.

Контрольная работа.

13

Семён Устинов. «Любопытный бурундук»

1

Изучение нового материала.

Знать: писателя-сибиряка, его произведения и биографию, понятия «жанр рассказа».

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе.

Беседа, выразительное чтение, ответы на вопросы.

14

Алексей Смирнов. «Черника - хранитель тысячелетий»

1

Изучение нового материала.

Знать: писателя-сибиряка, его произведения и биографию, понятия «жанр рассказа».

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе.

Беседа, выразительное чтение, ответы на вопросы.

15

Валентин Распутин. Жизнь и творчество.

1

Изучение нового материала.

Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия «жанр рассказа».

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе.

Конспектирова-ние, беседа, ответы на вопросы.

16

Валентин Распутин. «В тайге над Байкалом»

1

Изучение нового материала.

Знать: понятия «олицетворение», «антитеза»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе.

Выразительное чтение, закрепление понятий, анализ произведения.

17

Валентин Распутин. Сочинение с приёмами олицетворения.

1

Обобщение изученного.

Знать: понятия «олицетворение», «антитеза»

Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном произведении, выявлять авторскую позицию в рассказе.

Выразительное чтение, закрепление понятий, анализ произведения.

18

Контрольная работа №2 по теме: Писатели Восточной Сибири.

1

Урок контроля.

Уметь: систематизировать и анализировать пройденный материал, делать вывод.

Контрольная работа.

19

С. Граубин. «До нашей эры», «Свободный час»

1

Изучение нового материала.

Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия «противоречие», «ритм», «рифма»

Уметь: анализировать стихотворные тексты.

Выразительное чтение, заучивание наизусть, анализ стихотворений.

20

С.Граубин. «Русский язык», «Каникулярия»

1

Обобщение изученного.

Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия «противоречие», «ритм», «рифма»

Уметь: анализировать стихотворные тексты.

Выразительное чтение, заучивание наизусть, анализ стихотворений.

21

И.Луговской. «Кто разбил лёд?»

1

Изучение нового материала.

Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия: «эпиграф», «аллитерация», «ассонанс»

Уметь: анализировать стихотворные тексты.

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

detstvo.irkutsk.ru/

22

Ю.Черных «Весёлый разговор»

1

Изучение нового материала.

Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия: «ритм», «рифма»

Уметь: анализировать стихотворные тексты.

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

23

Ю.Черных. «Необычные гости»

1

Обобщение изученного.

Знать: современного писателя, его произведения и биографию, понятия: «ритм», «рифма»

Уметь: анализировать стихотворные тексты.

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

24

Анатолий Шастин «Пример для подражания»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «авторская позиция», «ирония»

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

25

Юрий Самсонов. «Мешок снов»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «авторская позиция», «фольклорная сказка»

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Конспектирова-ние, выразительное чтение.

26

Ю. Самсонов. «Мешок снов» Как вид литературной сказки»

1

Обобщение изученного.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «авторская позиция», «фольклорная сказка»

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Беседа, ответы на вопросы.

27

Г. Михасенко. «Тётя Атиса» Характеристика главного героя.

1

Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «авторская позиция».

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Конспектирова-ние, выразительное чтение.

28

Г.Михасенко. «Тётя Атиса» Конфликт произведения.

1

Обобщение изученного.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «конфликт», «фантастика».

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Выразительное чтение, анализ произведения.

29

Г.Михасенко. «Тётя Атиса» Фантастический образ Атисы.

1

Обобщение изученного.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «художественная деталь»

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Беседа, ответы на вопросы, собирание материала к сочинению.

30

Сочинение «Точка зрения тёти Атисы»

1

Урок развития речи.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Творческая работа.

31

М.Сергеев. «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «противоречие», «ритм», «рифма».

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

32

Г.Машкин «Лютня»

1

Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «эпиграф», «аллитерация», «ассонанс».

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

33

Г.Машкин. «Лютня» Характеристика произведения.

1

Изучение нового материала.

Знать: произведение писателя -сибиряка, понятия: «ритм», «рифма».

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение

Аргументировано анализировать произведение.

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

Выразительное чтение, беседа, ответы на вопросы.

34

Контрольная работа №3 по теме: Произведения писателей сибиряков.

1

Урок контроля.

Уметь: систематизировать и анализировать пройденный материал.

Контрольная работа.





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Устное народное творчество

Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь»

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятие сказитель и собиратель. Валерий Петрович Зиновьев - иркутский фольклорист. Отличия фольклороной и литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки « Бурка, каурка и синегривый конь», связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.

Анализ композиции (понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.

Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.

Русская народная сказка «Митя»

Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение XX века (реалистичное) (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).

Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанные с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и « Три языка»), соединяющихся в финале.

Бурятская народная сказка «Упрямый парень»

Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода).Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» как волшебная сказка.

Бурятские народные социально-бытовые сказки « Как хан узнал себе цену» и сказки о животных «Жаворонок и обезьяна

Тофаларские народные сказки

Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш - долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина.

Эвенкийские народные сказки «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай»

Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифлологическим мотивом верх и низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление занний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Эвенкийская народная сказка «Умусликэн»

Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки « Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Человек и природа

Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук»

Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид. Образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.

Рассказ Алексея Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий»

Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается, что огонь тайге вреден и для ягодного кустарника и почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.

Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом»

Знакомство с произведениями современного писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непроходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.

Стихи для детей

Стихотворение Георгия Граубина

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», « Свободный час», « Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.

Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?»

Знакомство с произведениями современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.

Стихотворения Юрия Черныха «Весёлый разговор» и «Необычные гости»

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.

Проза для детей

Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания»

Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истиной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.

Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов»

Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка авторская позиция.

Фантастический рассказ Геннадия Михасенко « Тетя Атиса»

Знакомство с фантастическим рассказом. Г.Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь.

Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем»

Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.

Рассказ Геннадия Машкина « Лютня»

Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт и художественная деталь.

Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири»

На выбор учителя или задания для групп обучающихся:

- беседа об особо любимом или уважаемом учителе учащихся класса, которая явится тематическим продолжением предыдущего урока;

- презентация «Моё открытие сибирской литературы», построенной на анализе или демонстрации творческих работ обучающихся по наиболее понравившимся или запомнившимся произведениям, изученной в курсе;







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате изучения литературы Восточной Сибири

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

- В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей;

- основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Название документа

Автор

год

1

Государственный стандарт основного общего образования.

2

Учебник

Хрестоматия

3

Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6классов общеобразовательных школ.

Шахерова.О.Н.Чапоргина.Н.А., Собенников.А.С. Иркутск: ИПКРО, 2009 год.





УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ. Иркутск. 2013.

  2. О.Н.Шахерова. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов. общеобразовательных школ. Иркутск. 2013.

  3. В.П.Зиновьева. Русские сказки Забайкалья. Восточно - Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1998 год.

  4. Е.И.Шастина «Сказки и сказочники Лены-реки». Востсибкнига. 1991.

  5. Журнал «Сибирячок» 1995-2011 год.

  6. Н.С. Романов «Летопись города Иркутска» За 1881-1901; 1902-1924 годов; «Иркутская летопись» 1661-1940г.г.. Восточно - Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1976 год.

  7. Книги «М.Сергеев, Н.Н.Гончарова «Декабристы и Сибирь», Восточно - Сибирское книжное издательство, Иркутск, 1986 год.

  8. Журнал. Литература в школе. 2002-2011 годы.

  9. О.Шахерова «Распутин в школе». Востсибкнига. 2007.

  10. Андрей Гнушев. Я подарю тебе звездный дождь… Рассказы, очерки, публицистика из цикла «Земля моя Тайшетская»,Тайшет, 2002.

  11. Творчество юных и не только… Тайшетский район, 2005.

  12. Бирюсинская новь. № 37, № 16.

  13. Э. Нестеррова «И предстанет земля моя в сказке», Тайшет, 2007.









© 2010-2022