План – конспект урока словесности по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий» в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока словесности по рассказу

А.П.Чехова «Толстый и тонкий» в 8 классе.

Тема: Изобразительные и выразительные средства языка как выражение комического в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Эпиграф урока: Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль.

Во-вторых, оно должно быть… выразительным.

К.Федин.

Тип урока: урок-исследование

Форма работы: групповая

Цели урока.

Обучающие:

- выяснить, как речевые средства языка работают на выражение авторской идеи в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

- показать, как писатель использует изобразительные и выразительные средства языка для выражения своего авторского отношения к героям рассказа «Толстый и тонкий»;

- выяснить, как изобразительные и выразительные средства языка помогают достичь комического эффекта в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

- обобщить и систематизировать значения о художественном стиле речи, углубить знания о сфере употребления изобразительных и выразительных средств языка.

Развивающие:

- создание условий для развития мышления;

-создание условий для развития навыков анализа и обобщения;

- создание условий для развития каждого учащегося как субъекта собственной деятельности, способного строить, исследовать, управлять деятельностью, овладевать обратным, рефлексивным ходом;

- развивать межличностное взаимодействие, используя различные формы учебного сотрудничества (диалог, работа в паре, в группе);

- развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- создание условий для воспитания любви к родному слову;

- создание условий для воспитания культуры речевого общения;

- создание условий для воспитания познавательного интереса.

Материально-техническое оснащение

  1. С.И. Ожегов «Словарь русского языка».

  2. «Занимательная история» - М.: РИПОЛ, 1994.

  3. «Словарь русских личных имён» - Энциклопедия, М.,1996.

  4. Отпечатанные тексты рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» (См. А.П.Чехов «Повести и рассказы». Издательство «Детская литература»- М., 1970, стр.23-25).

  5. Плакат «Объясни лексическое значение непонятных слов, встретившихся в рассказе» А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

  6. Алгоритмы «Содержательно-композиционный анализ текста», «Стилистический анализ текста».

  7. Тест «Закончи предложение» (на знание учащимся литературоведческих терминов).

  8. Газета по творчеству А.П.Чехова, оформленная учащимся; рисунки учеников по рассказам А.П.Чехова.

  9. Таблица «Опорная лексика для характеристики героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

  10. Компьютер, экран, проектор.

Анализ темы урока.

Значимость.

Исключительные по реализму и простоте рассказы А.П.Чехова представляют собой гордость и украшение нашей русской художественной литературы. В них Чехов предстает перед нами не только как писатель-гуманист, но и как великий художник слова.

Урок словесности по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» поможет учащимся выяснить, «из каких языковых материалов сделано данное произведение» (Н.М.Шанский), какую роль играют в нем изобразительные и выразительные средства языка.

Данный урок - это один из этапов текстоориентированного подхода к комплексному анализу текста на уроках русского языка в среднем звене. Это урок развития речи с элементами интеграции, цель которого - обобщить и систематизировать знания о художественном стиле речи, углубить знания о сфере употребления изобразительно- выразительных средств языка.

Актуальная проблема курса русского языка и литературы сегодня- это развитие и повышение коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций учащихся.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы помогает в решении этой проблемы.

Основная идея, которой я руководствовалась на уроке, - показать, что анализ текста учит учащихся наблюдать, как функционируют языковые единицы речи.

Такой подход позволяет выяснить роль того или иного языкового средства, увидеть, как обыкновенные, на первый взгляд, слова приобретают особый смысл и глубину в художественном произведении писателя.

Теоретическую основу обучения связной речи на протяжении всего школьного курса составляют три группы понятий:

  1. текст;

  2. стили речи;

  3. типы речи.

Текст должен вести за собой ученика , направлять его речевое развитие.

В соответствии со школьной программой могут быть выделены три вида

лингвистического анализа текста:

  1. содержательно-композиционный;

  2. стилистический;

  3. типологический.

К 8 классу учащиеся должны уметь определять тип и стиль текста.

Класс был разделён на творческие группы, каждая из которых занималась

- словарной работой, предусматривающей уточнение лексического значения

непонятных слов, встретившихся в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

- лексическим разбором слов;

- элементами содержательно-композиционного, типологического и стилистического анализа текста.

Сложность

В 8 классе учащиеся должны уметь анализировать композиционные и языковые средства выражения идейного содержания, эмоционально- экспрессивной выразительности текста.

Задача урока - обобщить уже имеющиеся теоретические знания о выразительных и изобразительных средствах языка, уметь применять эти знания на практике, что нередко вызывает у учащихся затруднения.

Стилистический анализ текста поможет учащимся глубже понять идейно-художественную функцию изобразительно-выразительных средств в художественном произведении. А элементы содержательно - композиционного и типологического анализа текста, включенные в предложенный учащимся алгоритм, помогут закрепить такие понятия, как тема, идея, тип речи, композиция (структура) текста.

Итак, задача урока - углубить, обобщить знания о структуре текста и взаимосвязи его элементов на примере рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий», создать условия для осознания текста как средства самовыражения автора.

План урока


  1. Организационный момент урока.

- Взаимное приветствие учителя и учащихся.

- Контроль посещаемости.

- Проверка готовности к занятию.

1 мин.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материла.

- Формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового материала.

- Постановка учебной проблемы.

3 мин.

1,5 мин.

  1. Этап актуализации опорных знаний.

- Работа с тестом «Одним словом или закончи предложение».

3 мин.

  1. Изучение нового материала.

- у каждого ученика на парте папка с дидактическим материалом:

- текст рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

- алгоритм содержательно-композиционного анализа текста;

- алгоритм стилистического анализа текста;

- таблица «Опорная лексика для характеристики героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

- выразительное чтение рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».


4 мин.

  1. Систематизация знаний и умений, применение их на практике.

- Организация учителем процесса восприятия и осознания нового учебного материала.

- Обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться.

- Исследовательская работа учащихся в группах по поставленной проблеме.

20 мин.

  1. Осмысление, обобщение и систематизация знаний путем совместных обобщений и выводов.

- Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.

- Обращение учителя к классу с просьбой дополнить или уточнить ответ ученика, сделать вывод.

4 мин.

  1. Итоги урока. Информация о домашнем задании.

3 мин.

  1. Рефлексия.

2 мин.

ХОД УРОКА


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Обоснование используемых дидактических средств с точки зрения достижения поставленных целей

1.Организационный момент урока

- Взаимное приветствие учителя и учащихся.

- Контроль посещаемости.

- Проверка готовности к занятию

Готовность к уроку

Создание рабочего настроения на уроке

2. Подготовка к восприятию нового материала

Слово учителя

- Сегодня, ребята, у нас будет урок словесности по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Тема урока «Изобразительные и выразительные средства языка как выражение комического в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Но урок наш необычен, постараемся с вами глубже понять небольшое по объему произведение писателя, заглянув в его творческую мастерскую.

Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора - звуки, то для писателя и поэта - это, конечно же, слова.

Именно через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает и ощущает окружающий его мир.

«Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль.

Во-вторых, оно должно быть…выразительным», - так говорил писатель К.Федин.

И эти слова будут эпиграфом урока.

Цель нашего урока:

  1. выяснить, как речевые средства языка работают на выражение авторской идеи в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

  2. показать, как писатель использует изобразительные и выразительные средства языка для выражения своего авторского отношения к героям рассказа.

То есть наша задача - выяснить, какую же роль играют изобразительные и выразительные средства языка в рассказе «Толстый и тонкий».

Настрой учащихся на особенности предстоящей работы.

Формирование познавательной мотивации на основе проблемной ситуации.

3. Этап

актуализации опорных знаний

Учитель предлагает учащимся выполнить тест «Закончи предложение» (компенсирующий тест, требующий вставить слово в утверждение, чтобы сделать его завершённым).

Учитель предлагает учащимся выполнить тест.

Слово учителя:

- Чтобы найти в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий» нужные нам изобразительные и выразительные средства языка, необходимо четко знать определения этих литературоведческих понятий. Проверить, насколько хорошо вы владеете этими терминами, поможет тест «Закончи предложение». Возьмите распечатку с тестом и заполните бланк .

Учащиеся должны вспомнить определения тех литературовед - ческих понятий, которые будут необходимы в процессе работы над текстом.

- Выполнив тест, учащиеся обмениваются работами и проверяют их по ключу.

-Взаимопроверка в парах.

Организация воспроизведения знаний и умений, необходимых для решения проблемной ситуации. Формирование умения использовать име-

ющиеся теоретические знания, которые помогут в дальнейшем обеспечить успешное выполнение деятельности. Терминологический тест позволяет повторить основные литературовед-

ческие термины, оценить владение ими.

4. Изучение нового материала

Предложение выразительно прочитать текст, ответить на вопросы.

Слово учителя:

- Следующий этап нашей работы - чтение рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Возьмите распечатку с текстом рассказа.

- А как построен рассказ?

Выразительное чтение рассказа А.П.Чехова

«Толстый и тонкий» по

ролям

(- автор,

- толстый,

- тонкий).

Возможная версия ответа учащегося:

- Рассказ А.П.Чехова

«Толстый и тонкий»

построен в форме диалога. Именно он придаёт динамизм дей-

ствию, а язык рассказа делает живым и эмоциональным.

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы - короткие или более продолжительные.

5. Систематизация значений и умений, применение их на практике.

Организация деятельности учащихся в группах .

Слово учителя:

- Наш класс, ребята, сегодня превратился в творческую лабораторию. А вы не просто ученики, а учёные - лингвисты, занимающиеся лексическим, содержательно- композиционным и стилистическим анализом рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

В нашей лаборатории 6 групп, каждая из которых занималась своим мини-исследованием.

- Предлагаю представить результаты работы каждой группы учащихся.

- По мере необходимости учитель дополняет, уточняет выводы учащихся после выступления каждой группы.

Обучающиеся объединяются в группы. Каждая группа представляет отчет о проделанной работе.

Класс был разделен на творческие группы, каждая из которых занималась определенными видами лингвистического анализа текста в виде опережающего задания.

1 группа объясняет лексическое значение слов, встретившихся в тексте, этимологию имён главных героев рассказа .

2 группа подготовила содержательно- композиционный разбор текста, используя алгоритм «Содержательно-компози-ционный анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

У каждого на парте - распечатка с алгоритмом.

3 группа занималась лексическим и стилистическим анализом текста.

4,5,6 группы занимались

стилистическим разбором, отвечая на вопрос: какова языковая специфика текста?

У каждого на парте алгоритм «Стилистический анализ текста»

Реализация операционного компонента учебной деятельности. Развитие мыслительных операций анализа.

Создание условий для реализации органи-зационно-коммуникатив-ного аспекта урока, т.е. моделирование ситуаций, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель-ученик, ученик-ученик, групповые, фронтальные формы работы. Использование принципов личностно-ориентированного обучения.

6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний и умений путем совместных обобщений и выводов.

Фронтальный вопрос. Беседа.

- Итак, ребята, мы подошли к главному нашему вопросу: какую роль играют изобразительные и выразительные средства языка в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?



- Какие человеческие пороки высмеивает автор, используя дан-

ные языковые средства?

Ответить на этот вопрос вам поможет таблица «Опорная лексика для характеристики героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» (У каждого ученика на парте в папке с дидактическим материалом - таблица с опорной лексикой).


- Следовательно, какой смех использует автор в своем рассказе?

- Какой это рассказ?


- Почему многие рассказы А.П.Чехова актуальны и сегодня?

Версии ответов учащихся:

- Изобразительные и выразительные средства языка помогают автору

1) выразить главную мысль рассказа: показать, как дружеская встреча бывших одноклассников оборачивается встречей двух неравных чинов;

2) являются средством

характеристики персонажей ;

3)придают речи образность и эмоциональность.

Вариант возможного ответа учащегося:

- Все эти средства речи необходи-

мы автору для того, чтобы высмеять, осудить такие человеческие пороки, как чинопочитание, трусость, угодничество, лесть, подобострастие, пресмыкательство.

Версия ответа ученика:

- Автор в рассказе «Толстый и тонкий» использует сатирический смех, потому что именно сатира беспощадно осмеивает несовершенство мира, человеческие пороки. Значит, рас-сказ сатирический.

Возможный вариант ответа:

- Многие человеческие пороки, описанные в рассказах А.П.Чехова, живут и сегодня. Высмеивая их, автор помогает стать нам лучше.

Используемый поисковый метод позволяет учащимся сделать вывод о роли изобразительных и выразительных средств языка в анализируемом рассказе.


- Реализация межпред-метных связей (русского языка и летиратуры)

- Комплексная работа с текстом помогает творческому восприятию текста, приближает к разгадке авторского замысла.

7. Итоги урока. Информация о домашнем задании.

Подведение итогов учителем. Вывод:

- Мы выяснили с вами на примере рассказа «Толстый и тонкий»

- как умело обращался А.П.Чехов со словом;

- какую роль играет образная речь в его творчестве;

- как изобразительные и выразительные средства языка помогают достичь комического эффекта в рассказе.

Учитель сообщает оценки учащимся за работу, информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.

Осмысление, обобщение и систематизация знаний путём совместных обобщений и выводов.

Осмысление домашнего задания.

В процессе анализа текста формируется языковая и коммуникативная компетенция учащихся, развивается их внимание к слову.

Учащимися проделана самостоятельная работа над идейно-художественным смыслом анализируемого текста на основе исследования его языковой ткани.

8. Рефлексивный этап

Предложить учащимся оценить уровень своих достижений.

Анализ своих достижений. Определение реализации целей урока.

Такой приём направлен на осмысление учащимися своей деятельности. Развитие способности к самооценке.



Самоанализ урока.

1. Структура урока.

По структуре урок можно определить как проблемный, т.к. выдержаны все его этапы:

- актуализация знаний и умений:

- введение проблемной ситуации;

- выдвижение гипотезы проектируемого субъектом результата;

- проверка произведенного решения проблемы;

- рефлексия.

Проектирование урока осуществлялось в трех педагогических аспектах:

- предметно - логическом (логика развёртывания учебного материала);

- структурно - деятельностный (учитель проектировал ситуацию включения учащихся в учебную деятельность);

- организационно - коммуникативном (учитель моделировал ситуации, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель - ученик, ученик - ученик, групповые, фронтальные формы работы).

Выбранная структура урока соответствовала его основным познавательным и развивающим целям, т.к. были созданы условия для развития каждого учащегося как субъекта собственной деятельности.

  1. Содержание урока соответствовало требования государственной программы, т.е. что должен знать и уметь ученик на данном базовом уровне.

  2. Методика проведения урока.

Анализируя методический аспект урока, считаю вполне обоснованным и правильным выбор методов, приёмов, средств обучения, т.к. они соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, возможностям класса.

Так на этапе целеполагания использовались методы проблемного характера, на этапе подготовки к уроку - поисковый и элементы исследовательского метода, метод включенности учителя в совместную распределительную учебную деятельность, на этапе оценки теста, результатов урока и рефлексии был использован метод передачи функции оценивания учащимся.

  1. Организация учебной деятельности на уроке.

На данном уроке был сделан шаг в сторону формирования самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.к. были созданы условия для творчества учащихся на основе ситуации мотивации, проблемных заданий, приемов кооперированного обучения, собственной индивидуальной деятельности каждого ученика.

5. Инновационный характер урока.

При проектировании урока учитывались новые требования к современному образованию,

и сквозной целью являлось создание условий для формирования субъективных качеств личности, т.е. становление ученика субъектом собственной учебной деятельности.

Данный урок словесности - это урок интегрированного типа. Благодаря таким урокам решаются задачи, связанные с лингвистическим и литературным образованием. Когда мы говорим о лингвистическом образовании, то предполагаем изучение языковых явлений в единстве трёх форм: значения, формы, функции. Функционально ориентированный подход к преподаванию языка связан с проблемой работы над текстом (текст как категория, которая показывает «язык в действии»).

Процесс восприятия текста «неизбежно субъективен», понимание текста - это творческая деятельность, которая развивает личность, формирует её духовно - нравственные качества.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Дидактический материал к уроку

1. Тест «Закончи предложение»

Задание: вставьте подходящее по смыслу слово.


  1. Художественное, образное определение- это …

  2. Уподобление одного предмета другому на основании общего признака - это …

  3. Скрытое сравнение, основанное на перенесении признаков с одного предмета на другой по их сходству, - это …

  4. Замена одного слова другим по их смежности (т.е. на основании внешней и внутренней связи между ними) - это …

  5. Слова, которые близки по значению, но отличаются друг от друга оттенками значений или сферой употребления в речи - это …

  6. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, - это …

  7. Слова, противоположные по смыслу, - это …

  8. Резкое противопоставление противоположных понятий - это …

  9. Художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета - это …

  10. Художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета - это …

Выберите нужный термин: гипербола, эпитет, литота, антоним, синоним, антитеза, градация, сравнение, метафора, метонимия.




Бланк ответов

Ф.И.___________________________________________________________

Класс __________________________________________________________

задания

ОТВЕТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Ключ.

1. Эпитет. 6. Градация.

2. Сравнение. 7. Антонимы.

3. Метафора. 8. Антитеза.

4. Метонимия. 9. Гипербола.

5. Синонимы. 10. Литота.



2. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Толстый и тонкий

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем Тонкий же только что вышел из вагона и был на вьючен чемоданами, узлами т картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.

- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого.- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

- Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез.

Оба были приятно ошеломлены.

- Милый мой! - начал тонкий после лобызания. - Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростатом1 за то, что ты казенную книжку папиросой прожег, а меня Эфиальтом2 за то, что я ябедничать любил. Хо - хо… Детьми были! Не бойся Нафаня! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка…

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором3 уже второй год и Станислава4 имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай выше,- сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговицы своего мундира…

- Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с!

- Ну, полно!- поморщился толстый. - Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

- Помилуйте… Что вы-с… - захихикал тонкий, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это, вот ваше превосходительство, сын мой, Нафанаил… жена Луиза, лютеранка… некоторым образом…

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.






3. ЗАДАНИЕ ПО ЛЕКСИКЕ ДЛЯ 1-ой ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ

Задание №1

Словарная работа

- Объясните значение подчеркнутых слов.

Пахло от него (т.е. от толстого) хересом и флердоранжем.

Задание № 2

Словарная работа

- Объясните значение подчеркнутых слов.

Тебя дразнили Геростатомза то, что ты казенную книжку папиросой прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.

Задание № 3

Словарная работа

- Объясните значение подчеркнутых слов.

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею

Ну, а ты как? Небось уже статский?

Задание № 4

Словарная работа

- Объясните значение подчеркнутых слов.

- Нет, милый мой, поднимай выше,- сказал толстый. - Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

Задание № 5

Словарная работа

- Объясните лексическое значение подчеркнутых слов.

- … Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка, [начал тонкий после лобызания].

Задание № 6

Словарная работа

- Объясните лексическое значение подчеркнутых слов.

1. Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю.

2. Нафанаил вытянулся во фрунт.

Задание № 7

- Как зовут толстого и тонкого в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?

- Выясните этимологию их имен.

-Случайно ли автор именно так называет своих героев?

4. ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2-ОЙ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ.

2-ая группа занималась содержательно- композиционным анализом рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Распечатка с алгоритмом анализа текста у каждого ученика на парте.

Содержательно- композиционный анализ рассказа

А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Примерный алгоритм.

  1. Определение темы.

  2. Определение идеи (главной мысли) текста.

  3. Сюжет рассказа.

  4. Композиция рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, завязка).

  5. Что высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

  6. Какой это рассказ (юмористический или сатирический)? Почему?

5. У КАЖДОГО УЧЕНИКА НА ПАРТЕ РАСПЕЧАТКА С ЭЛЕМЕНТАМИ СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

АЛГОРИТМ

Стилистический анализ текста.

- Какова языковая специфика текста, то есть с помощью каких изобразительных и выразительных средств языка автор (А.П.Чехов) достигает комического эффекта в рассказе «Толстый и тонкий»?

- Найдите в тексте рассказа изобразительно-выразительные средства языка:

1) антонимы как лексическое средство выражения антитезы;

2) сравнения;

3) эпитеты;

4) синонимы;

5) градация;

6) метафоры;

7) метонимии;

8) обращения;

9) вопросительные предложения;

10) восклицательные предложения.

- Какие человеческие пороки высмеивает автор, используя данные художественные средства речи?


  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3-ЕЙ, 4-ОЙ, 5-ОЙ И 6-ОЙ ГРУПП УЧАЩИХСЯ.

Группа № 3

Задание

- Найдите в тексте рассказа «Толстый и тонкий» А.П.Чехова

- антонимы как лексическое средство выражения антитезы;

- сравнения.

- Какова их роль в тексте?

- Сделайте лексический разбор слов: толстый5 , тонкий5.

Группа № 4

Задание

- Найдите в тексте рассказа «Толстый и тонкий» А.П.Чехова

- эпитеты;

- синонимы;

- градацию.

- Какова их роль в тексте?

Группа № 5

Задание

- Найдите в тексте рассказа «Толстый и тонкий» А.П.Чехова

- метафору;

- метонимию;

- гиперболу.

- Какова их роль в тексте?

Группа № 6

Задание

- Найдите предложения с обращениями, вопросительные и восклицательные предложения в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

- Какова их роль в тексте?


  1. ТАБЛИЦА

Опорная лексика для характеристики героев рассказа А.П.Чехова

«Толстый и тонкий»

- Лесть, лицемерие, подобострастие*, пресмыкательство* - человеческие пороки (отрицательные качества человека).

- Обличие чинопочитания.

- Осмеяние трусости и угодничества.

- Искренние человеческие чувства чиновника высокого ранга и униженное раболепие* мелкого чиновника, лишенного собственного достоинства.

Подобострастие* - раболепие, льстивость, угодливая покорность.

Пресмыкательство* - раболепие, раболепство.

Раболепие* - рабская лесть, угодливость.

Источник - «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова


© 2010-2022