- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской литературе в 10 классе с казахским языком обучения на тему: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова
Урок по русской литературе в 10 классе с казахским языком обучения на тему: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дусанова Д.С. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 10 «Б» классе.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь творчество
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: урок с элементами критического мышления
Метод: комбинированный.
Цель урока: создать условия для более глубокого знакомства с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определить основные мотивы лирики поэта, создать условия для развития умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; содействовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию критического мышления, коммуникативных навыков; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Эпиграф: Как сладкую песню Отчизны моей,
люблю я Кавказ… (М.Ю.Лермонтов).
Наглядность: Портрет поэта, презентация, романс
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Применяемые модули
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке
2. Обобщение ранее изученного
Класс разделён на три группы. Определён консультант в каждой группе. Раздаются листы оценивания каждого этапа урока.
Опрос домашнего задания: сопоставительный анализ «Изображение осени в стихотворении Пушкина и Абая». Эссе «Вам памятник воздвигли мы навечно». Опережающее задание стихотворение «Смерть поэта». Мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина. Его не стало 28 января 1837 года и практически сразу же по городу разнеслись гневные строки из стихотворения «Смерть поэта» Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, гениальному впоследствии поэту М.Ю.Лермонтову. - Давайте сформулируем тему.
- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество».
3. Постановка учебной цели
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?
-Выяснить о детских годах поэта, какое у него было образование, где провел поэт лучшие годы, что связывало его с Кавказом, какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова?
3.Актуализация знаний: Просмотр видеофильма о Лермонтове. Задание: смотреть и слушать внимательно, чтобы смогли в дальнейшем использовать этот материал.
-
Усвоение новых знаний.
Задание «Письмо по кругу». Первое предложение на листке пишу я, а вы продолжите :
1 группа- детство, 2 группа- образование, 3 группа - Кавказ.
1 группа- Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве.
2 группа- Весной 1827 года бабушка Лермонтова решила переехать из Тархан в Москву, чтобы подготовить внука к поступлению в Московский университетский благородный пансион.
3 группа- В 1837 году под впечатлением от дуэли и гибели Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта».
-Итак,
начнем наш разговор о великом человеке - М.Ю.Лермонтове. Чтение предложений
Постановка проблемного вопроса: «Прием прогнозирования» Теперь, ребята, когда вы познакомились с жизнью поэта, скажите какие жизненные мотивы отразились в творчестве поэта и что повлияло ? Мотив печали, одиночества, любви, природы.
Вы поняли что большая часть жизни связана с Кавказом . У Лермонтова есть стих «Кавказ».Сейчас мы будем работать по нему.
Работа в группах. 1 группа- прочитать стихотворение «Кавказ». Назвать тему стихотворения. Какие ключевые слова раскрывают основную мысль стихотворения? Сделать зарисовку к стихотворению.
2 группа- Опишите настроение лирического героя, его мироощущения? При помощи каких изобразительных средств автор передал это настроение?.
Предположите: Какие жизненные испытания могли выпасть на долю поэта, написавшие эти стихи
3 группа- Определить тему каждого четверостишия и сопоставить.
Учитель; Поэт в своей жизни ставил семью на одну чашу весов, а все остальное на другое. Для него семья была важна. Не было ласки, нежности в жизни. И Главное в жизни-это семья. Главное это мама. И то, что он рос без матери оставило отпечатки на всю его дальнейшую жизнь, его творчество
Рефлексия. На плакате нарисованы ЧЕМОДАН, МЯСОРУБКА, МУСОРНОЕ ВЕДРО. Раздаю стикеры. Задание: написать, что вы с собой возьмете в жизненный путь и унесете в этом чемодане ), что бы вы могли доработать, дополнить из всего услышанного, чтобы пригодилось в дальнейшей жизни (мясорубка), и что вы считаете ненужным (мусорное ведро). Расположить по рисункам.
Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ…»
Запись учащимися задания в дневники.
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..