Пособие для учащихся Определение размера стиха

Дидактическое пособие предназначено для учащихся 6-9 классов при изучении тем на уроках литературы "Стихотворные размеры". Алгоритм определения размера стиха,приведенный в пособии, поможет учащимся выработать практический навык очень нужный для формирования УУД по литературе. В пособии имеется КРАТКИЙ СЛОВАРЬ, который включает 11 слов (размер, рифма, стопа, строфа, ямб,хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, усечённая стопа, пиррихий). Данный объём слов вполне реален для усвоения учащимися уже н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗМЕР - количество и порядок расположения ударных и неударных слогов в стихе.
РИФМА - (от греч. Rhythmus - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк: * парные (или смежные) - ААББ перекрёстные - АБАБ кольцевые (или опоясывающие) - АББА, *мужские - садов, врагов, женские - чернила, обронила.
СТОПА - повторяющаяся единица стиха, состоящая из двух и более слогов.

СТРОФА - это группа строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмовкой и интонацией.

ЯМБ -двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге (2, 4, 6, 8, 10).
ХОРЕЙ - двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге (1, 3, 5, 7, 9).
ДАКТИЛЬ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге (1, 4, 7, 10).
АМФИБРАХИЙ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге(2, 5, 8, 11).

АНАПЕСТ - трёхсложный стихотворный размер с ударением на последнем слоге(3, 6, 9,12)

УСЕЧЁННАЯ СТОПА - строка, в которой последняя стопа дана неполной. ПИРРИХИЙ - это группа слогов, состоящая из 2-х безударных слогов.

Опорные слова

(Пособие для учащихся Определение размера стихаПособие для учащихся Определение размера стихаПособие для учащихся Определение размера стихаПособие для учащихся Определение размера стихаПособие для учащихся Определение размера стихадля трехсложных размеров) (для двусложных размеров)

Д1 AM2 А3 Ваня - хорей
Иван - ямб
Д1 AM2 А3


Дактиль Амфибрахий Анапест

Если посмотреть на слово «дама» и его условное разделение на три части , то цифры 1,2,3, соответствуют ударному слогу в каждом размере.

Д1 - дактиль | | ударный первый слог.
АМ2 - амфибрахий | | ударный второй слог.

А3 - анапест | | ударный третий слог.

Пособие для учащихся Определение размера стихаЗапомни!
Ямб - | | - 2,4,6,8 - все чётные слоги
Хорей - | | - 1,3,5,7 - все нечётные слоги
Дактиль - | | - 1,4,7,10 обратите внимание! Чередуются чётные и Амфибрахий - | | - 2,5,8,11 нечётные,а цифры эти легко запомнить:
Анапест - | | - 3,6,9,12 первая цифра указывает на ударный слог
в стопе и к ней надо прибавить «3»т.к.
трёхсложный размер: 1+3=4+3=7+3=10


ОБРАЗЕЦ:

И он к устам моим приник, 2,4,6,8
И вырвал грешный мой язык 2,4,6,8





Алгоритм определения размера
1. Поставь ударение
2.Обозначь ударные и безударные слоги.

3. Рядом со строкой выпиши цифрами (1,2,3,4 и.т.) какие слоги
ударные.
4. Нарисуй схему.
5. Определи по цифрам размер стиха.
6. Обозначь стопы.
7. Обрати внимание на конец строк и определи вид рифмы.

Проверь себя!

1.Можно ли созвучие однородных окончаний слов назвать рифмой?

А) да,
Б) нет.

2. Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В.Ломоносову?

А) реформа стихосложения,
Б) реформа литературного языка,
В) реформа прозы.
3.Определи стихотворный размер приведённого отрывка:

Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
А) ямб, Г) хорей,
Б) амфибрахий, Д) дактиль,
В) анапест.
4.Каким стихотворным размерам соответствуют следующие схемы:

А) | | | дактиль
Б) | | | анапест
В) | | | амфибрахий

5. Указать количество стоп в стихе :

Вскормлённый в неволе орёл молодой
А) 2 Г) 5
Б) 3 Д) 6
В) 4





© 2010-2022