Рабочая программа курса русского языка в 10 классе

Рабочая программа по русскому языку 10 класса составлена  на основании:  - Закона « Об образовании  в  Российской Федерации»   от 29.12.2012  №273;   - приказа МО РФ «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089       Рабочая программа предусматривает обучение русского языка в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.      Основной целью данного курса является применение полученны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Верхнечелнинская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района РТ


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

____ /Г.Г.Киямутдинова/ директора по УВР ______/Ф.Г. Ахтямов

Протокол № 1от ____/ Г. М..Садыкова/

«__» __________2014г. Приказ № _____от

«___» __________2014г. «___» ______2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса русского языка в 10 классе

Киямутдиновой Гульнары Гаптенуровны,

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«22» августа 2014г.





2014 - 2015 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку 10 класса составлена на основании:

-Закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;

-приказа МО РФ «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и

среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;

- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Верхнечелнинская СОШ»;

- положения о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету МБОУ «Верхнечелнинская СОШ»;

- учебного плана МБОУ «Верхнечелнинская СОШ» на 2014-2015уч. г.;

- авторская программы курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» Н.Г. Гольцовой («Программа курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», - М.: Русское слово), допущенной Министерством образования РФ

Рабочая программа соответствует учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы -В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Москва «Просвещение», 2011 г.)

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучения русского языка в 10 классе отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа предусматривает обучение русского языка в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Второй час добавлен из школьного компонента для более углубленного изучения отдельных тем, для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами

общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи курса русского языка в 10 классе сводятся к следующему:

  • Закрепить и углубить знания.

  • Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию.

  • Совершенствовать орфографическую и пунктационную грамотность.

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте.

  • Совершенствовать конструирование текста.

  • Способствовать развитию речи на межпредметной основе.

  • Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.

  • Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках литературы.


Содержание программы

10 класс (68 часа)

Введение. Функции русского языка в современном мире. 3ч.

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.

Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального

общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Стили и типы речи. 5 ч.

Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили

современного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография 4 ч.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-

выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фонетика. Графика. Орфоэпия 1 ч.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор.Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование 13 ч.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и

непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной

цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор

Морфология и орфография

Основные понятия. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип

русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Имя существительное 5 ч.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение

существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное 4 ч. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное 2 ч.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение 1 ч.

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.

Глагол 4 ч.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.

Причастие 4 ч.

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные

Деепричастие 2 ч.

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие 6 ч.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов

категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния

Служебные части речи 7 ч

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.

Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание

учебно-тематический план



Раздел

Количество часов

Количество письменных (контрольных) работ

диктанты

изложение

сочинение

тестирование

Функции русского языка в современном мире. История развития русского языка. Периоды развития русского языка

3





Стили и типы речи. Основные признаки разных стилей речи

5




1 (контрольная работа)

Лексика

11


1



Орфоэпия

1





Морфемика. Словообразование

13

1(контрольный)


1


Морфология. Самостоятельные части речи

28

1 (контрольный словарный)

1

1(контрольное)

1

3

Служебные части речи

7



1

1(контрольное)

Повторение

2





Всего

70

2

3(1 контрольное)

3

5 (2 контрольное)







ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка

  • По орфографии находить в словах изученные орфограммы. Уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки

  • Владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст

  • Владеть пунктационной зоркостью, речевой грамотностью

  • Уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно - популярного стиля

  • Пользоваться общественно - политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.

  • Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа

  • Писать отзыв о художественном произведении

  • Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии,

  • Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языкам

Методическая литература

  1. Учебник: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова « Русский язык 10 - 11 класс»- Москва, «Просвещение»,2008 год

  2. Учебник: В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, А. А. Чешко «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Просвещение», 2011

  3. И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку». -М.: «Вако», 2004

  4. Раздаточный материал, карточки, тесты

  5. Папки (раздаточные)

  6. Разные словари

  7. Е.В.Михайлова «Тексты и тесты для комплексного анализа.10-11 класс». Москва, «Вако», 2007 год

  8. Е. Амелина. Русский язык. ЕГЭ 2011. Тренировочные тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2011

  9. А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 классы.- М.:ТЦ Сфера, 2006

  10. Н.Н. Фаттахов. Дидактичесий материал по русскому языку для 10-11 классов.-Казань: "Магариф", 2005

Интернет ресурсы:

  1. ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы.

  2. gramota.ru "Русский язык". Справочно-информационный портал.

  3. gramma.ru Культура письменной речи.

  4. language.edu.ru/ Коллекция: диктанты - русский язык

  5. svetozar.ru/ "Светозар".

  6. fipi.ru/

  7. xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/forum/11-konsultatsii капканы ЕГЭ







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема уроков

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата



План

Факт

1.


Русский язык в современном мире

-уметь определять место и назначение русского языка в современном обществе;

-отработать орфографические и пунктуационные навыки учащихся



2.



«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский)

-знать понятия «язык» и «народ»;

-отработать навыки правописания



3.




История развития русского языка.

Периоды в истории развития русского

языка.

-знать о происхождении языка и истории народа;

-отработать навыки правописания;

-знать о трех периодах развития русского языка



4-5


6.

7.

Словарный диктант. Стили и типы речи.

Функциональные стили.

Основные признаки разных стилей речи.

-понимать особенности каждого типа и стили речи;

-знать сферу их применения;

-уметь различать стили речи по их особенностям и сферам употребления



8.

Контрольная работа «Типы и стили речи»

-уметь применять полученные знания по теме «Типы и стили речи»



9.


10.

11.

Лексика.

Слово и его лексическое значение.

Многозначные слова. Тропы. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

-знать определение лексики;

-уметь применять на практике знания по лексике;

-уметь различать тропы



12-


13.

14.

Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные, устаревшие слова.

Неологизмы.

-знать сферы употребления русской лексики;

-уметь различать исконно русскую и заимствованную

лексику, применять знания об историзмах, неологизмах



15.


16.


Фразеологизмы.

Фигуры речи. Словари.

-знать определение фразеологизма;

-уметь использовать фразеологизмы по значению, подбирать к ним синонимичные словосочетания;

-знать историю происхождения некоторых фразеологизмов;

-уметь пользоваться словарями русского языка, уметь различать фигуры речи;

-уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи.



17-18.


Р. р. Изложение с элементами сочинения.

-уметь правильно излагать свои мысли;

-уметь адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, определять его к типу речи, составлять план, сохранять при письме типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства, создавать собственное высказывание на основе текста, соблюдать лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка



19.

Проверочная работа по теме «Лексика. Фразеология»

-уметь применять полученные знания по теме «Лексика» на практике



20.

Орфоэпия

Орфоэпические нормы русского языка. Фонетический разбор.

-знать понятия «Фонетика, орфоэпия»;

-знать нормы правильного произношения слов;

-уметь давать правильную характеристику звукам, определять фонетический закон, различать произношение и написание.

-знать и активно употреблять в речи нормы произношения, быть интересным и понятным собеседником.





21.

22.

Морфемика. Словообразование.

Орфография.

Принципы русской орфографий.

Употребление прописных букв, ь знака.

Словарный диктант.

-знать принципы русской орфографии;

-уметь правильно писать слова с мягким знаком.



23.


24.


25.



Состав слова. Основные способы образования слов.

Правописание гласных и согласных в

корне.

Правописание гласных после шипящих и ц.

-уметь классифицировать орфограммы в соответствии с принципами орфографий;

-уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму;

-знать нормы правописания;



26.

Р.р. Обучающее сочинение по тексту

-уметь правильно и уместно использовать слова в свойственном им значении в нужном контексте.



27.


Правописание согласных в корне. Двойные согласные.

-знать правила правописания двойных согласных и приставок;



28.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование.

Орфография». Поход.

-уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;



29.



30.

Анализ контрольного диктанта.

Правописание приставок.

-уметь правильно писать и ставить пунктуацию;

-уметь находить орфографические и пунктуационные ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;



31.

32.

33.

Употребление разделительных ъ и ь,

буквы ы и и, о,е после шипящих и ц.

Повторение по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

Самостоятельная работа.

-знать нормы правописания слов с разделительным ъ и ь знаками ,буквы ы и и, о, е после шипящих и прилагательных ц;

- уметь применять полученные знания






34-

35-

36.

Морфология.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное как часть речи.

Правописание существительных.

Правописание существительных.

-знать о грамматических, синтактических качества существительного; уметь правильно писать существительные.



37.


Закрепление темы «Имя существительное». Тестирование.

-уметь применять полученные знания по теме «Имя существительное» на практике

- уметь обобщать и систематизировать изученный материал, самостоятельно осуществлять поиск ответа на вопрос



38.

Р.р. Резюме

-знать понятие «резюме»;

-уметь его составлять;



39.

40.


41.


Имя прилагательное.

Правописание прилагательных.

Правописание сложных прилагательных

Контрольный словарный диктант.

-знать нормы правописания прилагательных;

-уметь безошибочно определять имя прилагательное в тексте, его разряды, правила написания;

-уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения



42.

Закрепление темы «Прилагательное».

Тестирование.

-уметь систематизировать полученные знания по теме «Прилагательное»



43.

Имя числительное.

Правописание и употребление числительных.

-знать нормы правописания числительных;

-уметь употреблять их в речи и письме



44.

Р.р. Подробное изложение

- уметь воспроизводить прослушанный текст



45.

Местоимение. Правописание

местоимений.

-уметь нормы правописания местоимений и употребления их в речи; воспитать патриотических чувств



46.


47-

48.

Глагол. Спряжение глаголов.

Правописание глаголов.

Правописание глаголов.

-знать нормы правописания глаголов и употребление их в речи;

-уметь правильно определять глагол в тексте, его категории;

-уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения



49.

Закрепление темы «Глагол».

Тестирование.

-уметь применять полученные знания по теме «Глагол» на практике



50-

51.

Причастие.

Правописание причастий.

-знать нормы правописания причастий;

-уметь правильно употреблять причастия в речи и письме;

-уметь работать над текстами.



52.

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

-знать нормы правописания прилагательных и причастий с одной и двумя н



53.

Р.р. Работа по текстам. Сочинение-рассуждение.

-развивать письменную и устную речь;



54-

55.

Деепричастие.

Значение и употребление деепричастий.

-знать нормы правописания деепричастий и употребления их в речи;

-уметь строить текст на основе плана; выделить из текста деепричастие, определить признаки глагола и прилагательного в нём.

-уметь правильно употреблять суффиксы деепричастий при их образовании;

-знакомство с эпизодами из жизни Некрасова



56.


57.

58.

Наречие.

Правописание наречий.

Правописание наречий.

Проверочный диктант.

-закрепление навыков написания

-уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму дефиса в наречиях; -

-знать правила слитного и раздельного написания приставок в наречиях



59-60


61.

Р.р. Контрольное изложение.

Хранитель Мелихова.

Анализ контрольных работ.

-уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;

-знать алгоритм проверки написания слов; подбирать проверочные слова;

-уметь самостоятельно контролировать написание, устранять допущенные ошибки.

22.04

22.04

29.04



62-

63.

Служебные части речи

Предлоги и союзы.

Правописание предлогов и союзов

-знать нормы правописания предлогов и союзов и правильного употребления их;

- уметь правильно определять предлог в тексте, его категории;

- уметь объяснять выбор написания союзов в предложении


29.04

6.05



64.

65.

Частицы.

Правописание частиц.

-знать нормы правописания частиц, правописание НЕ со словами разных частей речи;

-уметь определять частицы в тексте, их разряды, объяснять правописание

6.05

13.05


66.

Контрольное тестирование по пройденному за год материалу

-уметь применять полученные знания, умения и навыки

13.05


67-68.


Р. р. Сочинение-рассуждение по тексту

«В чем заключается счастье?»

тексты,

эпиграфы

рассуждение

составление плана,

текста сочинения

упр.353

(устно)

- уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

-уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

20.05

20.05



69.


70.

Повторение пройденного за год (урок-зачет).

Повторение пройденного за год

-уметь применять полученные знания по пройденному за год материалу

27.05

27.05




Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование.

Орфография»

Поход

На утренней заре участники экспедиции снова выступили в поход, стараясь придерживаться конной тропы. Следуя вдоль реки, извилистая тропа уклоняется сначала на северо-восток, но не доходит до истоков, а поворачивает на север и взбирается на перевал.

Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъем, и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама: слева тянулась цепь холмов, справа - долина, покрытая темным лесом, а дальше - болотистая речонка.

Река в верховьях слагается из двух безымянных ручьев, текущих навстречу друг другу. В долине произрастает густой смешанный лес с преобладанием кедра.

Прибрежная полоса, покрытая густыми зарослями тростника, была сильно заболочена, так что путники, несмотря на высокие непромокаемые сапоги, не смогли подойти вплотную к реке.

Увлеченные изучением незнакомой местности, исследователи не заметили, как прошел день. Только вечером, когда догорела заря, они, боясь заблудиться в темноте, вернулись на знакомую тропу, которая вела к палаткам лагеря. (137 слов)

Задание:

1. Найти все слова с проверяемыми б/у гласными, сомнительными и непроизносимыми согласными, обозначить орфограммы, написать проверочные слова.

2. Найти слова с чередующимися гласными в корне, обозначить условия выбора орфограммы.

3. Указать все слова с приставками на з-с, при-пре, обозначить их, указать условия выбора буквы.



Контрольное изложение

Хранитель Мелихова

В сороковом году он вернулся в Серпухов к матери, отучившись в Краснодарском художественном училище, с хрустящим дипломом в кармане... Приятели Авдеева, работавшие в Серпуховском краеведческом музее, предложили: «Поезжай в Мелихово. Там филиал наш открылся. Будешь директором».

В июле, под теплым проливным дождем, отправился в Мелихово. От станции шел босиком - двенадцать верст были сплошной лужей. Дядя Миша, сторож открытого недавно филиала и единственный экскурсовод, встретил многозначительной фразой: «Погода - истинно чеховская». Этот дядя Миша мальчиком знал Чехова, бегал с его записками и письмами в близлежащие деревни...

Авдеев увидел запущенный сад, заросшие ряской пруды, в крапиве и лебеде провал на месте бывшего дома Антона Павловича. Флигелек, где написана была «Чайка», обветшал, крыша позеленела от мха, кое-где и прохудилась. Не прекращался июльский дождь. Авдеев понял, что не сможет здесь остаться - уж слишком одиноким и печальным представилось житье здесь...

Но впоследствии он поймет, что остался в нем июльский мелиховский дождь, помог прорасти и укорениться памяти о чеховской земле, о небольшом владении, где так неутомимо трудилась когда-то чеховская душа и, конечно же, не могла не оставить зерна скромности, подвижничества, духовной сосредоточенности.

В августе сорок первого добровольцем ушел на фронт...

В сорок четвертом году Авдеев дошел до Прибалтики. И вот здесь-то, на берегу Рижского залива, настигла его контузия, принесенная дурной миной... Очнулся Авдеев в госпитале, в полной тьме, из разговоров раненых понял, что на улице день и солнце, и понял также, что теперь он ничего не видит... Каждую ночь ему снились «зрячие» сны: то он на этюдах, то идет вязкой, черной тропой под июльским дождем в Мелихово - он часто, кстати, видел эту тропу... Казалось, проснется и вновь различит краски...

Через четыре года произошло счастливое событие: частично вернулось к Юрию Константиновичу зрение.

В это время и вспомнилось ему Мелихово, теплый проливной дождь, лужи в пузырьках... Авдеев подумал, что среди мелиховского сада можно обрести душевную сосредоточенность, а с нею отыщется и дело, которое бы оттеснило ностальгическую тоску по краскам и превратило бы его метания и недовольство собой в осмысленное, освещенное большой целью движение по жизни.

А место директора мелиховского музея опять пустовало - никто более одного лета там не задерживался. Когда Авдеев пришел в городской отдел культуры, ему сказали: «Вот тебе печать, поезжай и директорствуй».

...Дом Антона Павловича заново возводили из бревен-столбов - получился, по мнению Юрия Константиновича, вечный дом. Вообще Авдеева тянет к слову «вечный». Вечная дорога, вечные места, вечные страницы...

В прошлом марте застал Юрия Константиновича в кабинете, над рукописью книги, в которой он рассказывает о возрождении Мелихова.

Через день или два поехали к деревне, возле которой прошел когда-то герой рассказа «Студент», одного из тех нежнейших, грустных рассказов Антона Павловича, которые надо учить наизусть.

Зная удивительную память Авдеева, попросил вспомнить что-нибудь из «Студента». Юрий Константинович задумался, потом вскинул голову, вгляделся в поле, в ельник на холме, может быть, представил, как когда-то сбегали с него Чехов и Левитан. Стал негромко вспоминать: «Правда и красота, по-видимому, всегда... составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Контрольное тестирование по русскому языку

10 класс

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) В (не)оглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные сады, улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей.

(2) Отовсюду многоголосо несется говор, гул, собачий лай, лошадиное ржанье, лязг железа, детский плач, густая брань, бабьи переклики, охриплые забубенные песни под пьяную гармонику. Как будто громадный невиданный улей, потерявший матку, разноголосо и растерянно гудит нестройным больным гудом.

(3) Эта безграничная горячая муть поглотила и степь до самых ветряков на кургане, - и там несмолкаемо-тысячеголосое царство.

(4) Только пенисто-клокочущую реку холодной гор ной воды, что кипуче несется за станицей, не в силах покрыть удушливые облака. Вдали за рекой синеющими громадами загораживают полнеба горы.

(5) Удивленно плавают в сверкающем зное, прислушиваясь, рыжие степные разбойники-коршуны, поворачивая кривые носы, и ничего не могут разобрать - не было еще такого. Но их как будто кто-то гон...т сюда.

(А. Серафимович).

1. Смысловой тип данного текста - это:

а)повествование;

б) описание;

в) рассуждение.

2. Текст относится к следующему стилю:

а) официально-деловому;

б) разговорному;

в) научному;

г) художественному.

3.Во втором абзаце текста используется:

а) метафора;

б) сравнение;

в) олицетворение;

г) эпитет.

4. Синонимом к слову сверкающем (5-й абзац) является:

а) палящий;

б) яркий;

в) удушающий;

г) тяжелый.

5. Количество букв и количество звуков не совпадают в слове:

а) задыхаясь;

б) собачий;

в) ржанье;

г) рыжие.

6. Слово растерянно образовано следующим способом:

а) суффиксальным;

б) приставочным;

в) приставочно-суффиксальным;

г) путём перехода из одной части речи в другую.

7. Слово (не)оглядно пишется:

а) слитно, так как его можно заменить синонимом без "не";

б) слитно, так как без "не" не употребляется;

в) раздельно, так как подразумевается противопоставление

8. Окончание -ит в форме 3-го лица единственного числа имеет глагол:

а) выглядывать;

б) поглотить;

в) загораживать;

г) гнать.

9. Наречием является следующее слово из текста:

а) задыхаясь;

б) лишь;

в) отовсюду;

г) как будто;

Д) только;

е) удивлённо.

10. В тексте сложных предложений:

а) 3;

б) 5;

в) 4;

г) 2.

ОРФОГРАФИЯ, ПУНКТУАЦИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Буква о пишется в слове:

а) прев...сходный материал;

б) диап...зон;

в) пл...вчиха;

г) ур...вновешенность;

д) прик...сновение.

2. Буква и пишется в слове:

а) соч...тание;

б) пр...клонение;

в) зан...мательный;

г) в...трина;

д) бюлл...тень.

3. На месте пропуска пишется е в слове:

а) был в настроени...;

б) он выдерж...т;

в) о недоразумени...;

г) по алле...;

д) печь пыш...т.

4. -Н- пишется в слове:

а) стриже...ый коротко;

б) златотка...ый;

в) восторже...о слушал;

г) на улице ветре...о;

д) немудрё...ый.

5. Частица не пишется раздельно со словом:

а) совершенно (не)интересное предложение;

б) ни к чему (не)обязывающее предложение;

в) находился (не)вдалеке;

г) он был (не)готов;

д) (не)доумевающий взгляд.

6. Ни пишется в предложении.

а) Н... к кому не обращался за советом.

б) Н... один так и не пришёл.

в) Как только мы его н... уговаривали!

г) Н... свет н... заря мы отправились в путь.

д) Н... ты один об этом говорил.

7. Через дефис пишется слово:

а) (пол)яблоневого сада;

6) (пол)арбуза;

в) беспокоиться (по)пусту;

г) (средне)азиатский;

л) (бледно)голубой.

8. Слово пишется слитно:

а) он имел (в)виду следующее;

б) поговоришь (на)счёт поездки;

в) (в)продолжение всего часа;

г) так(же) сделали, как и мы;

д) (по)этому и опоздали.

9. Пунктуационная ошибка допущена в предложении.

а) Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа.

б) Сосновый бор, протянувшийся по левому берегу реки - моё любимое место отдыха.

в) Капли мёда - словно янтарь.

г) Во время полярной ночи снег был красный, лёд густо-синий, а небо белое.

10.Пунктуационная ошибка допущена в предложении.

а) Лисица немного постояла около плетня, принюхалась, повела носом и побежала в сторону леса.

б) В его поведении было что-то странное, не пере даваемое словами.

в) На меня произвели неизгладимое впечатление и встреча с этим талантливым художником, и выставка его картин, и удивительная атмосфера царившая в зале.

г) Всё в осеннем парке: и деревянные скамейки, узенькие тропинки, и небольшой пруд было уже усыпано жёлтыми и красноватыми листья ми.

11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении.

а) В просторной и низкой конторе, когда-то белённой мелом, было очень тепло и сыро.

б) В густой траве повсюду дрожат, переливаясь вспыхивая разноцветными огнями бриллиан ты крупной росы.

в) Напуганные лаем собак и громкими перегово рами охотников утки с шумом поднялись в воз дух.

г) В 1871 году военное судно "Витязь" доставило на остров Миклухо-Маклая знаменитого рус ского путешественника.

12. Пунктуационная ошибка допущена в предложении.

а) У всех присутствующих сложилось о нём впечатление как о крайне

серьёзном человеке.

б) Он, вряд ли, окажет нам помощь.

в) Как руководитель проекта он должен был тщательно разработать план и обсудить его с кол лективом.

г) Вы, я вижу, такой же энергичный, как и ваш предшественник.

13. Чужая речь неправильно оформлена в предложении.

а) По мнению А. С. Пушкина, «чтение - вот луч шее учение».

б) Римский горист ДомицийУльпиан утверждал: "По естественному праву все люди рождаются свободными".

в) "Хорошо посмеётся тот, кто посмеется послед ним", - писал французский писатель Флориан.

г) Немецкий философ Г. Лихтенберг писал, что: "Гении прокладывают дороги в науках, а люди, обладающие умом и вкусом, разравнивают их и украшают".

14. Пунктуационная ошибка допущена на месте цифры.

Ilомню (1), как ребёнком впервые привезла меня мама на свою Родину (2), как текли слёзы по ее счастливому лицу (3), как долго молчали мы на пригорке с берёзами (4), и(5), ветер ласкал нас.

15. В предложении допущена ошибка:

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая;

г) нет ошибок.

Но так же сегодня можно сказать и о чувствах миллионов людей на нашей планете близко к сердцу принявших трагедию, обрушенную стихией на Армению.

16. Неправильно поставлено ударение в слове:

а ) звонят;

б) блюда;

в) туфля;

г) трубчатый.

17. Твёрдый согласный произносится перед е в слове:

а ) реле;

6) метрополитен;

в) менеджер;

г) рельс.

18. Нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа имеет существительное:

а) макароны;

б) брызги;

в) носки;

г) консервы.

19. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) Руководитель сообщил, что на эксперимент бу дет затрачено не менее ста минут.

б) В романе писатель ярко изобразил образы ге роев минувшего столетия.

в) В это время низвергается значение Киева как центра Русской земли.

г) Выступление молодых девушек-гимназисток про извело на зрителей большое впечатление.

20. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

а) по истечению срока договора;

б) эта шампунь;

в) благодаря распоряжения;

г) возвратился из отпуска.

21. Значение слова указано неверно в примере.

а) Дипломант - человек, действующий тонко, умело.

б) Меценат - богатый покровитель наук и искусств.

в) Аллегро - музыкальная пьеса или часть музыкального произведения в медленном темпе.

г) Искусно исполнять роль - мастерски исполнять рол ь.

22. Слово (выражение) употреблено в несвойственном ему значении в предложении.

а) Свадебная кавалькада появилась около Двор ца бракосочетания.

6) В доме их царил абсолютный диктат отца.

в) Главой в этой семье была мать, умная, властная и деспотичная женщина.

г) На соревнованиях присутствовал контингент учащихся нашей школы.

23. В каком словаре может быть помещена следующая словарная статья?

Касса, с эпохи Петра 1. Через польское Kasa или немецкое Kasse или прямо из итальянского cassa от латиiгскогоcapsa "футляр".

а) орфографическом;

6) орфоэпическом;

в) словообразовательном;

г) толковом;

д) этимологическом.







© 2010-2022