- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку Тема и основная мысль текста (5 класс)
Урок по русскому языку Тема и основная мысль текста (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мартьянова С.С. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Северо-Казахстанская область
Аккайынский район
КГУ «Чаглинская средняя школа»
Открытый урок
русского языка в 5 классе
(с презентацией)
«Тема и основная
мысль текста»
Подготовила и провела урок
учитель русского языка
и литературы
Мартьянова С. С.
а. Шагалалы, 2011 год
Тема и основная мысль текста
Цель урока: закрепление и обобщение изученного о теме и основной мысли текста
Задачи:
-
закрепить коммуникативные знания о теме и основной мысли высказывания;
-
развивать устную и письменную речь учащихся;
-
повторить правописание слов, в которых могут быть допущены орфографические ошибки;
-
развивать догадку, воображение, литературно-творческие способности учащихся.
Оборудование и материалы: учебник русского языка для 5 класса, презентация материалов к уроку, компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Повторение изученного о теме и основной мысли текста
Фронтальный опрос:
- Что такое тема текста? (Тема текста - это то, о чем (или о ком) в нем говорится.)
- Где чаще всего отражается тема? (Очень часто тема текста отражается в его заглавии.)
- Что такое основная мысль текста? (Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.)
- Где может быть выражена основная мысль текста? (Основная мысль текста может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.)
III. Работа с презентацией «Тема и основная мысль текста»
Слайд 1. Цели и задачи урока
Слайд 2. Задание 1. Сравните данные ниже попарно темы сочинений. Выберите из каждой пары более узкие темы сочинений. Запишите их. Вставьте пропущенные орфограммы.
Осень
Поз…няя осень
Осенний день в парке
Л…стопа…
Какой я увидела осень вчера на пр…гулке
Осень в л…су
Поз…няя осень в городе
Осенью в парке
Приметы осени
На пр…гулке осенью
Слайд 3. Задание 2. Обдумайте данные ниже темы сочинений. Запишите темы в таком порядке, чтобы каждая последующая была шире предыдущей.
Вставьте пропущенные орфограммы.
1.Наш лес в разные вр…мена года.
Наш лес осен…ю.
Наш лес в один из дней ранней осени.
Наш лес ранней осен…ю.
2.Как я пр…вел воскр…сенье.
Самый удач…ный час моего воскресного веч…ра.
Как я пр…вел воскресный веч…р.
(Наш лес в один из дней ранней осени. Наш лес ранней осенью. Наш лес осенью. Наш лес в разные времена года. - Самый удачный час моего воскресного вечера. Как я провел воскресный вечер. Как я провел воскресенье.)
Слайд 4. Задание 3. Назовите среди данных тем широкую тему, в которую входят данные узкие темы.
-
Очень полезная игра. Игра. Моя любимая игра. Разучим новую игру!
-
Незабываемый костер. Прощальный костер. Костер. Кто разожжет костер быстрее?
Слайд 5. Задание 4. Сравните данные ниже темы. Подумайте, какие из них отражают тему, а какие - основную мысль? Укажите слова, которые требуют выразить определенное отношение к тому, о чем будет говориться в сочинении. Вставьте пропущенные орфограммы.
Сбор отряда - В…селый сбор отряда
Осеннее утро - Уд…вительное осеннее утро
Удач…ная рыбалка - На рыбалке
Фу…бол - Учитель мужества - фу…бол
Б…реза - Пожалейте б…резу!
Слайд 6. Задание 5. Внесите в отрывок из сочинения школьницы исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях.
Памятный школьный день
Наступило 1 сентября 2011 года. Я иду в первый класс. Этого дня я очень ждала.
Накануне мама купила букет цветов. Утром я встала рано, боялась, что опоздаю в школу. Я стала одеваться, умываться, поела.
Мама пошла меня провожать. Ребята, которые шли в первый класс, все пришли с букетами. Было так красиво, словно шел цветущий сад.
Но вот на крыльцо вышел директор. Он поздравил всех первоклассников с первым днем учебы, пожелал нам хорошо учиться.
Нужно ли писать об этом? Разве это должно было запомниться?
Неоправданное повторение слов.
Слайд 7.
Учитель: Вы, наверное, помните эту героиню мультфильмов? Изобретательная Мартышка всегда что-нибудь придумает. Что же она затеяла не сей раз? Как бы вы назвали этот эпизод?
(Предположительные ответы учащихся: «Кто кого?», «Перетягивание Удава», Я сильнее», «Ну-ка, отними», «Необычное соревнование», Интересный поединок», «Живой канат» и др.
Учитель: Что вы отразили в заголовке - тему или основную мысль?
Учитель: Как Удав относится к тому, что предлагает сделать Мартышка?
(Предположительные ответы учащихся: Удав с любопытством, интересом (заинтересованно), безо всякой обиды следит за действиями Мартышки; у него любопытный, заинтересованный взгляд, рот приоткрыт от удивления).
Слайд 8.
Учитель: Знакома ли вам эта героиня мультфильмов? Чем Мартышка сейчас занята? Что делает? Предложите подпись к этому рисунку.
(Предположительные ответы учащихся: Мартышка примеряет юбку, приподнимает подол, с удовольствием рассматривает себя в зеркале, любуется собой, поэтому рисунок можно назвать по-разному, например: «Новый наряд Мартышки», «Мартышка примеряет новый наряд», «Посмотрим еще разок», «Ну, что ж, неплохо», «Хороша я, хороша!», «Я ль на свете всех милее?» и др.)
Учитель: Что вы отразили в заголовке - тему или основную мысль?
Учитель: Опишите наряд Мартышки. Как он ее характеризует?
(Предположительные ответы учащихся: На Мартышке коротенькая юбка (очевидно, из кожуры бананов), широкий синий пояс с большой яркой пряжкой, в ушах крупные висячие серьги, на передней лапе браслет, на голове синий бант.
Кокетливая, изобретательная Мартышка - мастерица (наверное, сама сшила юбку). Она любит всё яркое, пёстрое и старается надеть на себя побольше украшений).
Слайд 9.
Учитель: Герои мультфильмов Мартышка и Слоненок связаны узами дружбы. Но и у добрых друзей всякое бывает. Сравните два эпизода. Как бы вы назвали каждый?
(Предположительные ответы учащихся: «Ты мне больше не друг», «Знать тебя не желаю», «Ссора», «Конфликт», «Мир», «Снова дружба», «Давай никогда не ссориться», «Верные друзья» и др.)
Учитель: Что вы отразили в заголовке - тему или основную мысль?
Учитель: Как меняется настроение Мартышки? Опишите ее позу и жесты.
(Предположительные ответы учащихся: Мартышка сердится, она возмущена, разгневана, подняла переднюю лапу (жест предупреждения), поза у нее воинственная, она говорит Слоненку что-то резкое.
Мартышка успокоилась, подобрела, смягчилась, доверчиво прижалась к Слоненку, ласково обхватила его голову).
Слайд 10.
Учитель: Помните, как ученый кот Мурзик помог Мартыну составить объявление: «Сдается бесплатно конура бездомной собаке»? И вот финал этой истории. Как настроен Мартын (он справа), его новый друг Филька и кот Мурзик? Почему? Предложите подпись к рисунку.
(Предположительные ответы учащихся: Все трое довольны, счастливы. Мартын наконец-то обрел друга и не будет страдать от одиночества; Филька перестанет быть бездомной собакой (у него теперь есть крыша над головой); кот Мурзик доволен, потому что помог Мартыну, доставил радость другу.
«Счастливый финал», «Конец одиночеству», «Всегда вместе», «Друзья», «Наконец-то у меня есть друг» «Нам не страшен серый волк» и др.)
Учитель: Что вы отразили в заголовке - тему или основную мысль?
Учитель: Как художник передал настроение Мартына и его друзей?
(Предположительные ответы учащихся: У Мартына и Фильки радостно поблескивают глаза, довольные мордочки. Ученый кот Мурзик даже улыбается, усы у него радостно топорщатся. Гости и хозяин настолько счастливы, что забыли о чае, угощении. Они как бы боятся спугнуть счастливое мгновение).
Слайд 11. Учитель: Вы, наверное, узнали Сову? Она может заговорить не только Винни-Пуха, особенно если доберется до трибуны. Какая из двух подписей: «Затянувшееся выступление» или «Регламент!» - точнее передает основную мысль этого рисунка? Может быть, вы предложите свой вариант подписи?
Учитель: Уточните по словарю значение слова регламент; составьте с ним и запишите словосочетание.
(Предположительные ответы учащихся: По школьному толковому словарю регламент - установленный порядок заседания, собрания, съезда. Соблюдать регламент, нарушать регламент).
(Предположительные ответы учащихся: Подпись: «Регламент!» более точно соответствует рисунку, потому что показана реакция президиума, его отношение к оратору. Кролик (председатель) энергично звонит, он недоволен, чуть наклонился вперед, как бы старается дотянуться до Совы, остановить ее, напомнить, что давно пора заканчивать выступление).
IV. Подведение итогов урока
-
Что такое тема и основная мысль текста?
-
Помогло ли вам увиденное на уроке узнать больше о том, что такое тема и основная мысль текста?
-
Почему необходимо знать, что такое тема и основная мысль текста?
-
В каких случаях это обязательно пригодится?
V. Домашнее задание
Выполните одно из заданий (на выбор):
-
Как удалось Мартышке уговорить Удава и Слоненка участвовать в этом соревновании?
-
О чем говорят жесты и выражение «лица» Мартышки?
-
Помогите Мартышке попросить прощения. Что и каким тоном она должна сказать?
-
Подготовьте сценку «Счастливы вместе».