Сочинение-описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь»

"Описание материала: Познакомимся с картиной великого мастера своего дела,художника,чьи работы покорили мировые музеи. Это сочинение-описание, познакомимся со словарными словами,узнаем лексическое значение этих слов. повторим орфограммы. Вспомним прекрасные строки из сказки. Образ царевны прекрасно запечатлен великим художником знаменитым на весь мир, который непросто описать,а мы, зачастую. не видим этой красоты. Музеи нашей страны нуждаются в маленьких ценителях Лебедь на картине нежная .таи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

составлена Балаян Людмилой Петровной,

учителем высшей категорий

МБОУ средней общеобразовательной школы №30

Г. Пятигорска

(урок по учебнику Львовой С.И. , Львовой В.В.

«Русский язык. 5 класс. : учеб. общеобразоват .

учреждений. В трёх частях.- М. Мнемозина, 2004 год)





Тема урока: «Сочинение-описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Цели урока:

  1. Научить школьников как можно более полно описывать изображённое на картине;

  2. Узнать, как художник раскрывает основную мысль картины;

  3. Подготовиться к сочинению-описанию;

  4. Повторить орфограммы в корне;

  5. Ввести в словарь учащихся слова: лиловый, перламутровый, кокошник, визионер.

Оборудование: репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», репродукции других картин художника: «Сирень», «Автопортрет», «Демон», «портрет Н. Забелы-Врубель», «Шиповник», «Садко»; портреты художников М.А. Врубеля, А.С. Пушкина, П.И Чайковского; выставка книг А.С. Пушкина; телевизор,

магнитофон.

Эпиграф .(заранее пишется на доске)

Вся в лазури сегодня явилась

Передо мною царица моя,-

Сердце сладким восторгом

забилось,

И в лучах восходящее дня

Тихим светом душа засветилась.

А в дали, дорогая, дымилось

Злое пламя земного огня.

В.С. Соловьёв.







Ход урока.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь», подготовимся к сочинению-описанию, познакомимся с новыми словами и узнаем их лексическое значение, повторим орфограммы в корне. Послушайте строки из сказки. (дети слушают на магнитофоне запись «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина)

Учитель. Кто автор этих строк?

Уч-ся. А.С. Пушкин.

Учитель. Из какой сказки эти сроки?

Уч-ся. Это отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтанович и его прекрасной Царевне Лебеди»

Учитель. Кто главные герои сказки?

Уч-ся. Прекрасная Царевна-Лебедь, князь Гвидон, царь Салтан.

Учитель. Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Уч-ся. «Сказка о золотом петушке», « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Учитель. Какие художественные приёмы и выразительные средства вы знаете?

Уч-ся. Олицетворение, сравнение, эпитет

Учитель. Какие из них использовал поэт в тексте, который вы прослушали?

Уч-ся. Свет божий- эпитет, выступает будто пава. … а как речь-то говорит, словно реченька журчит-сравнения.

Учитель. Попробуйте нарисовать словестный портрет Царевны-Лебеди.

Уч-ся. Очень красивая, нежная, днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.

( На стене портрет А.С. Пушкина и выставка его книг)

Учитель. Откройте, пожалуйста, учебник С.И. Львовой на странице № 12 упражнение №20. (Учитель читает стихи). Какая связь между стихами и картиной?

Уч-ся. Царевна так же прекрасна.

Учитель. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, выделить корни слов. С помощью фонетической транскрипции покажите какой звук обозначается пропущенной буквой? (см. текст в учебнике).

За морем ц…ревна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю осве…щает,

А во лбу зв…зда горит,

А сама-то вел…чава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то гов…рит,

Словно реченька журчит.

( А.С. Пушкин)

Учитель. Ещё раз вслух по тетради выразительно прочитайте текст. Найдите в нём слова и выражения, которые в современном языке не употребляются.

Уч-ся. Глаз отвесть, пава, величава.

Учитель. Чем, по-вашему, объясняется их использование в этом тексте?

Уч-ся. Чтобы показать историческую эпоху и красоту русского языка.

Учитель. Расскажите, как вы понимаете смысл двух последних строчек текста.

Уч-ся. Говорит нежно, плавно, неторопливо.

Учитель. Обра царевны прекрасно запечатлел на своей знаменитой картине «Царевна-Лебедь» гениальный русский художник М.А. Врубель (1856-1910 г. г.)

Рассказ о художнике М.Р. Врубеле. (Сообщение учащегося)

М.А. Врубель родился в Омске в 1856 году и с раннего детства очень интересовался живописью и музыкой. Уже в эти годы он получил первые навыки в изобразительном искусстве. М.А. Врубель учился в Петербургской школе Общества поощрения художеств, затем у частного преподавателя в Саратове, а позднее в одесской школе рисования. Прежде чем в 1880 году М. Врубель поступил в Академию художеств, он окончил юридический факультет Петербургского университета. М. Врубель пришел в искусство зрелым, хорошо образованным человеком, и это помогло ему найти свою дорогу в художественном творчестве. Жажда искусства большого, праздничного привела живописца в театр. На его полотнах ожили многие персонажи опер Н.А. Римского-Корсакова: Царевна-Лебедь, Снегурочка, Лель, царь Берендей. Как и в русской народной поэзии в произведениях М.А. Врубеля тесно переплетается фантастическое и реальное. М.А. Врубеля называли художником- визионером. С английского можно перевести как «мечтатель» или фантазёр. Фантастическая живопись М. Врубеля уносит в волшебный мир грёз. Он видел необычное в обычном.

Беседа по картине

Учитель. Как называется картина и кто ее написал?

Уч-ся. Это картина Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь».

Учитель. Кого изображает художник в центре картины?

Уч-ся. Царевну-Лебедь

Учитель. В какой момент изображена героиня?

Уч-ся. Героиня изображена в момент перевоплощения.

Учитель. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Сказка о царе Салтане»

Уч-ся. (смотрят фрагмент сказки)

Учитель. В сиреневых сумерках северных весенних ночей совершается великое таинство. Покоренная любовь царевича Гвидона и сама познавшая ответное чувство, лебедь расстается со своей колыбелью - любимым волнами холодного северного моря, она должна принять облик земного человека, стать женщиной. Уже начинает таят плотное блестящее оперение лебедя, превращаясь в легкое, пушистое облако, которое потом, как девичьи слезы, прольется над робкими весенними днями лазоревыми цветами.

Учитель. Какие сказочные черты героини вы можете отметить?

Уч-ся. Лебединое оперение

Учитель. Чем поражает героиня зрителя? Опишите ее внешность.

Уч-ся. Царевна изящная, хрупкая, манящая, загадочная, у нее тонкие руки и таинственное мерцающие широко открытые глаза, лицо печальное.

Учитель. Ребята, давайте обратимся к справочным материалам (приложение к учебнику С.И Львовой к словарику эпитетов) и опишем глаза героини.

Уч-ся. Лазурные, акварельные, бирюзовые.

Учитель. Что мы можем сказать о физическом состоянии и о характере взгляда?

Уч-ся. Бездонные, туманные, утомленные, чистые.

Учитель. О форме, размере, очертании глаз.

Уч-ся. Большие, широкие, выпуклые.

Учитель. О впечатлении, психологическом состоянии.

Уч-ся. Беззащитные, несчастные, печальные, пугливые. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске)

Учитель. Обратите внимание. ребята, как чудесно описывает поэт царевну «сердце сладким восторгом забилось», любуется ею. Какая связь между стихами и картиной?

Уч-ся. Стихи передают красоту царевны, они так же прекрасны.

Учитель. Ребята, на голове у царевны кокошник. (На доске словно кокошник - женский головной убор). Венец из старого золота, изумрудов, жемчугов, серебряное кружево на косынке, но драгоценности не сияют сами по себе - они входят в образ, обогащают красоту Лебеди. Какое время суток изображено на картине? Как вы это определили?

Уч-ся. На картине изображены сумерки. Розовый свет заката скользит по поверхности белых крыльев.

Учитель. Какие краски использовал художник?

Уч-ся.Голубовато-жемчужные,синевато-белые,лилово-сиреневые,перламутровые.

(На доске слова : лиловый-цвета сирени или фиалки, фиолетовый, перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской. Перламутровый сделан из перламутра.

Учитель. Какое настроение возникает при знакомстве с картиной

Уч-ся. Грустное ,печальное ,лирическое.

Учитель. Что роднит картину М.Врубеля и сказку А.C.Пушкина?

Уч-ся. Их роднит сказочность картины,момент волшебного превращения белоснежных птиц в красавицу-царевну , сказочный морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках ,освещённых светлой полоской неба над горизонтом.

Учитель. Римский-Корсаков был музыкальным волшебником, великим сказочником в русской музыке и создал оперу <<Cказка о царе Салтане>>, а художник написал удивительную картину <<Царевна-Лебедь>>. Послушайте фрагмент из оперы Римского-Корсакова.(диск с записью).

Учитель. Соответствует ли музыка прекрасной книге? Какие образы могут родиться под эту чудесную музыку? На доске даны ключевые опорные слова к нашему сочинению, подберите к ним эпитеты.(На доске записаны существительные и эпитеты).Что у нас получилось?

Пейзаж морской

Царевна хрупкая, нежная, загадочная

Сумерки сине-лиловые

Гладь водная

Оперение лебединое перламутровое

Глаза таинственно мерцающие

Кокошник царственный

Оперение волшебное

Учитель. Мы с вами собрали богатейший материал к нашему сочинению. Запишите словосочетания в тетрадь .Они помогут вам в работе над сочинением.

Учитель. В опере Сказка о царе Салтане жена художника Н.Забела-Врубель пела партию царевны -лебеди. На глазах у зрителя разворачивается бесподобное по красоте действо. Правое крыло царевны уже обратилось в жемчужную морскую пену, а левое

будто каменеет, застывая перламутровым оперением. В картине есть особый секрет- слияние образов царевны и лебедя. Рука царевны украшена перстнями и похожа на вытянутую голову птицы. Всмотришься и увидишь на полотне не одно, а два существа. Еще не утратив первоначального облика птицы, она оборачивается загадочной девой. Художник очень любил свою жену, картину писал с нее, даже неправильные черты лица и удлиненные кисти рук он наделял магическими чертами. Вот что делает любовь с человеком! Опишите М.А.Врубеля Врубеля, пользуясь предложенным планом сочинения.(план дан в учебнике).

План.

1.Сказочный образ Царевны-Лебеди в произведениях А.С Пушкина, М.А. Врубеля, Н.А .Римского-Корсакова.

2.Описание картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»:

а)настроение, которое передает картина;

б)фон, на котором изображена царевна;

в)портрет царевны(лицо, поза, одежда).

3.Мое отношение к картине М.А Врубеля.

Учитель. Ребята ,давайте ответим на 3 пункта плана.

Уч-ся. Мне картина понравилась. Прекрасные глаза царевны сверкают как драгоценные камни и таинственно мерцают в ее короне камни, похожие на глаза.

Учитель .А теперь еще раз, ребята, посмотрим на прекрасную репродукцию. Гармоническое соединение фантастического и реального воплощено в этой картине.

Мы заглянули в сказочный мир, где появляется и вот-вот исчезает волшебная девушка- птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на нежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, нежное, тонкое, печальное, загадочное лицо, грустью светятся глаза: в них щемящая тоска одиночества. «Царевна-Лебедь»-одно из самых пленительных полотен художника.

(Сообщение оценок за работу на уроке, подведение итогов урока. Учащимся предлагается приступить к написанию сочинения).

Домашнее задание. Написать сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»; вспомнить, как художник раскрывает основную мысль картины. показывает ее красоту и загадочность.

© 2010-2022