Конспект урока литературы в 8 классе по теме «А. А. Блок. Стихотворение «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ореховская средняя общеобразовательная школа»




Конспект

урока литературы в 8 классе по теме

«А.А. Блок. Стихотворение «Россия».

Историческая тема в стихотворении,

его современное звучание и смысл»







Подготовила и провела

Подвигина И. А.,

учитель русского языка и

литературы




2015

Цели урока. 1.Обучающие:

- учащиеся знают, что лирика -

барометр эпохи;

  • знают понятие «ЛИРИКА»;

  • знают литературные роды;

  • знают жанровую систему, жанры лирики;

  • умеют находить выразительные средства языка и определять их роль в произведении;

  • умеют анализировать стихотворения;

  • умеют выразительно читать лирические произведения.

2.Развивающие:

  • развивают образное и логическое мышление, творческое воображение;

  • развивают речь учащихся.

3.Воспитывающие:

  • формировать духовно развитую личность,

гражданское сознание, чувство патриотизма;

  • воспитывать уважение к литературе, ценностям отечественной культуры, интерес к поэзии.

Оборудование: портрет А. А. Блока, выставка произведений поэта,

таблица «Схема анализа стихотворения».

Методы обучения: диалогический, групповой, фронтальная работа.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок - практическая работа.

На уроке работают 3 творческие группы: Архивариусы, Историки,

Текстологи.


Ход урока.

1.Оргмомент.

- Добрый день, дорогие ребята, Я очень рада видеть вас. Мне всегда приятно работать с вами.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Мы изучаем с вами литературу ХХ века. Сегодня продолжим знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта А. А. Блока.

-Кто попробует сформулировать цель сегодняшнего урока?

(Проанализируем его стихотворение «Россия».)

- В творчестве каких поэтов мы встречались с темой Родины, России?

Сегодня на уроке работают 3 творческие группы: Архивариусы, Историки, Текстологи.

Вспомним, кто такие архивариусы, текстологи, историки? (Архивариусы - это сотрудники архива, хранители.

Текстологи - специалисты, занимающиеся установлением точного текста литературных памятников и исторических документов.

Историки - хранители прошлого.)


  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

А сейчас мы проверим домашнее задание, оно поможет нам в работе по новой теме.

Диктант по терминам, (Я читаю определение изобразительно - выразительного средства, а вы записываете название этого выразительного средства)

Взаимопроверка диктанта.

-Поменяйтесь работами. Я читаю правильные ответы, а вы проверите работу соседа по парте. Оцените работы своих одноклассников. (Критерии оценки учащимся знакомы.)

Фронтальная беседа (7-10 минут).

-Зачем мы читаем?

-Зачем изучаем литературу?

-Что значит «интерпретировать»?

-Назовите литературные роды.

-В каждом литературном роде слово играет определённую роль. В эпосе слово изображает предметный мир, в драме - воспроизводит процесс речевого общения.

А что вы можете сказать о роли слова в лирике?

(Оно выражает чувства).

-Чем отличается лирическое произведение от произведений других литературных родов?

(-Ослабленность сюжета.

-Сосредоточенность на изображении переживаний в настоящий момент.

-Особое внимание объекту высказывания, отражение внутреннего мира человека, его состояния, смена впечатлений, настроений.

-Воплощение лирического переживания преимущественно в стихотворной, поэтической форме (наличие рифмы, ритма, размера).

-У каждого литературного рода есть свои жанры, т.е. формы, в которых проявляется и исторически складывается тип произведения.

Перечислите лирические жанры.

(Дифирамб, элегия, мадригал, эпиграмма, ода, песня, послание, дума, сонет, стихотворение, эпитафия).

-Какие темы существуют в лирике? ( Тема - это основа сюжета.)

(- любовная, интимная - поэта и поэзии

- пейзажная - философская

- дружбы - патриотическая, гражданская)

-Назовите темы произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

-У каждого стихотворения есть свой мотив. Например, мотив борьбы, возмездия, тоски, бегства, одиночества, разочарования.

Назовите мотив стихотворения А.С. Пушкина «Туча», (Мотив тоски, одиночества), «19 октября» (Мотив дружбы, прочного союза и единения друзей).

ИТОГ проверки домашнего задания.

-Всё, что мы вспомнили сейчас пригодится в нашей работе.


  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

А. А. Блок - голос уходящей изысканно - аристократической России и её ценностей.

Сегодня мы поближе познакомимся с творчеством этого великого поэта и интересного человека. Слово Архивариусам.

Выступление учащихся. (Ребята кратко рассказывают о биографии поэта Савилова Лиза, Шик Андрей, Филатов Даниил). (Отвечающим ребятам: «Великолепно! Работать с вами просто радость!»

- Первая мировая война и Октябрьская революция положили начало нескончаемой череде подобных катастроф в ХХ веке. Причём катастроф не природных, а созданных человеком.

-Какие исторические события произошли в России в первую четверть ХХ века? Слово историкам. (Насте Колесовой и Алёне Лебедевой).

Как реагирует А. А. Блок на происходящие в России события?

(Соколов Дмитрий):

- В годы политической и общественной реакции, после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, в это тяжёлое время А. А. Блок занял особую и в высшей степени достойную позицию. Он был вместе с Родиной и народом. (Отвечающим ребятам: «Ярко, образно! Это очень важно!».)

-Итак, тема Родины в творчестве А.А. Блока.

Родина - это огромное, родное, дышащее

существо, подобное человеку.

А. А. Блок.

-Слово текстологам. Турищевой Ольге.

А. Блок тяжело переживал поражение революции, но не утратил чувства будущего, временное торжество реакции он правильно оценил как «случайную победу» палачей народа и предрекал наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой в творчестве Блока становится Россия.

Алиева Настя.

В стихах Блока облик России живой, очеловеченный. Он как бы сливается с женским образом («И плат узорный до бровей»).

Любовь поэта к России - кровное, глубоко личное чувство, неотделимое от него, от вечной его любви и «единственной на свете жены». (Отвечающей ученице: «Прекрасное начало! Сказано здорово.),

-А теперь поработаем над стихотворением А. А. Блока «Россия».

-Словарная работа. Кузукова Лариса.

ШЛЕЯ - часть конской упряжи.

Острожной - тюремной. (Молодец. Коротко и ясно».)

-Стихотворение написано 18 октября 1908 года.

-Перед чтением вопрос:

«О чём это стихотворение? О чём пишет поэт?» (Учитель читает стихотворение).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

БЕСЕДА О СТИХОТВОРЕНИИ И ЕГО АНАЛИЗ.

- Понравилось стихотворение? Чем именно понравилось?

- О чём это стихотворение? О чём пишет поэт в данном произведении?

- Как бы вы определили жанр этого произведения? Почему?

(Лирическое стихотворение, элегия).

-О чём это стихотворение? О чём пишет поэт? В работу включаются все 3 группы.

(О вечном движении, о вечной молодости России, о нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о великой своей любви и вере в Россию.

-Обратимся к схеме анализа стихотворения (висит на доске).

- Это программное (главное) стихотворение Блока.

ТЕМА его - тема России, любовь к России такой, какая она есть.

Это пример гражданской лирики.

-Каков мотив стихотворения? (Мотив страдания)

-Идея стихотворения? (Вера в светлое будущее).

-Какие выразительные средства использует автор, признаваясь в своей любви Родине?

(-инверсия «годы золотые», «спицы росписные», эпитеты).

-Какими средствами поэт показывает нищету России?

(-эпитеты «стёртые шлеи», «расхлябанные колеи», «нищая Россия»

-инверсия «избы серые», «песни ветровые».

-Как построено стихотворение? Стихотворение поделено на строфы, с какой целью?

1 строфа - картина жуткой нищеты

2,3 строфы - признание лирического героя в любви к России

«Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу».

4 строфа - Вера в светлое будущее России

« Не пропадёшь, не сгинешь ты».

5 строфа - Автор сравнивает образ России с образом женщины, для него любовь к России так же нежна, как и к женщине.

«Одной заботой боле - одной слезой река шумней, (параллелизм)

А ты всё та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей…»

6 строфа - Вера в светлое будущее России

«И невозможное возможно,

Дорога долгая легка…».

-Обратимся к поэтическому синтаксису.

-Какие синтаксические конструкции использует автор стихотворения?

(1 строфа - сложносочинённое предложение,

2 строфа - простое предложение с обращением и однородными членами предложения,

3 строфа - два простых предложения, причём, первое с многоточием, второе - восклицательное.

4 строфа - сложносочинённое предложение. Где первая часть - сложноподчинённое предложение,

5 строфа - Простое вопросительное предложение и сложносочинённое предложение.

6 строфа - сложноподчинённое предложение.

А.А. Блок использует различные синтаксические конструкции, для того, чтобы рассказать о России, о своей любви к ней, о своей вере в Отчизну, о надежде на её светлое будущее. Разнообразие синтаксических конструкций объясняется тем, что это стихотворение - размышление.

Автор использует приёмы звукописи

Аллитерации «три, треплются, расхлябанные, серые, ветровые, первые, крест, разбойную».

-Докажите, что это стихотворное произведение.

(Строгий ритм, наличие рифмы.)

-Какая рифма: мужская или женская?

(мужская - ударение падает на последний слог: шлеи, колеи.

Женская - ударение падает на последний слог: золотые, росписные).

-Какая рифмовка? (Перекрёстная).

-Стихотворный размер? (Ямб).

-Каким предстал перед нами лирический герой стихотворения А. Блока? (Это настоящий патриот, человек, который любит свою Родину совершенно бескорыстно, такой, какая она есть. Он с ней и в горе, и в радости. Настроен оптимистично: верит в светлое будущее.

- Ребята, а сегодня, в 21 веке, это стихотворение актуально?

-Составьте кластер по этому стихотворению. (Работают самостоятельно.)

- Давайте проверим, что у вас получилось.


  1. Домашнее задание.

Сделайте письменный анализ стихотворения А. А. Блока «Да, так велит мне вдохновенье…». Вы должны помнить, что ваш анализ - это творческая работа, это сочинение, а не анкета. Помните о том, что можно начать работу с любого пункта схемы анализа стихотворения, но переходы должны быть плавными.

6.Итог урока.

- Что мы отрабатывали на этом уроке?

(Навыки анализа стихотворения, проводили параллель между исторической обстановкой и творчеством поэта.)

-Что понравилось и что не понравилось на уроке. Почему? Что хотели бы изменить, сделать по - другому?

7.Выставление и комментарий отметок.

- Ребята, какие отметки вы поставите каждый себе за работу на уроке и своим одноклассникам. Учитывайте правильность, самостоятельность, оригинальность ответа, речь одноклассников.

Выставление оценок в дневники.

© 2010-2022