Русский язык 5 класс Тема: Развитие речи. Письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи. Письмо.

Цели урока:

*Познакомить с жанром письма;

*Формировать умение определять, к какому стилю относиться текст, и умение использовать обращения в письме;

*Воспитывать уважительное отношение к тому, кому адресовано письмо.

Оборудование: мультфильм «Каникулы в Простоквашино», гусиные перья, чернила, ножницы.

Ход урока:

I. Организационный момент, актуализация.

1) В наше время техника обладает невероятными возможностями. Можно увидеть и услышать человека за тысячи километров. Существует и стала обычным делом сотовая связь. Наши дедушки и бабушки, родители такой возможности не имели, поэтому писали письма.

- Как вы думаете, письмо как средство связи, обречено на вымирание? Обоснуйте свой ответ. ( Нет. Во-первых, связь всё-таки ещё не везде есть. Во-вторых, письмо можно подержать в руках, ещё раз перечитать. В-третьих, письму можно иногда доверить то, что не решаешься произнести вслух. В-четвёртых, старые люди зачастую не могут обращаться с телефоном, а письмо для них - дело знакомое и любимое.)

-А что такое «письмо»? Заглянем в Толковый словарь. (Заранее приготовленное учеником задание. Многозначность слова)

2) Письма бывают разные. На доске крупно фрагменты писем. Напротив, в столбик, таблички: «деловое», «поздравительное», «в газету».

-Подумайте и соедините стрелочками письма и таблички. Объясните свой выбор.

II. Коллективная творческая работа.

Для каждого письма свои особенности, порядок, слова. Но есть то, что объединяет все письма. Давайте составим правила, по которым пишутся любые письма.

а) Сценка «О грамотее и больной ноге»

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:

-Будь другом, напиши письмо, а то я не умею

-Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-

Через неделю приходи, авось, пройдёт.

-Да разве пишешь ты ногой?- неграмотный спросил.

-Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт.

(В. Гончаров.)

ПРАВИЛО № 1.Пиши красиво, разборчиво, чтобы тот, кому адресовано письмо, мог его прочитать без усилий.

б) Просмотр фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино». (Письмо пишут все по очереди: Дядя Фёдор, Матроскин, Шарик).

- Почему письмо «не получилось»? (Как же оно могло получиться, если «авторов» постоянно отвлекала корова. Каждый дописывал, делясь своими проблемами.)

ПРАВИЛО № 2.Когда пишешь письмо, не отвлекайся. Сосредоточься, соберись с мыслями. Излагай последовательно.

в) Любое ваше письмо украсят «волшебные» слова. Давайте составим «Словарик вежливых слов», обязательно учтём орфографию и пунктуацию. (Здравствуйте, дорогие, спасибо, извините, до свидания, пожалуйста).

ПРАВИЛО № 3. Не скупись на «волшебные» слова.

г) Не всегда люди писали авторучками. Было время гусиных перьев и чернильниц. Сегодня мы с вами попробуем написать несколько фраз с помощью чернил и пера.

-Понравилось? Легко ли было писать, удобно? Как вы думаете, сколько времени вы тратили бы на выполнение домашнего задания, не будь у вас авторучек?

ПРАВИЛО №4. Цени и уважай возможности цивилизации.

д) Перед вами лежат чистые, новые тетрадные лист. Сейчас мы напишем письма своим друзьям, близким.

-Однако у этой бумаги есть небольшой недостаток. Какой? ( Края неровные, рваные. Аккуратно обрезаем края.)

ПРАВИЛО № 5. Уважение к собеседнику подчёркивается, в том числе, и внешним видом листа, на котором написано письмо.

III. Выполнение письменной работы.

-Итак, подытожим наши правила, запомним и напишем письмо тому, кого мы хотим порадовать.


© 2010-2022