Доклад Повышение грамотности школьников в современных условиях»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «ТОРБЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»















Доклад

«Повышение грамотности школьников в современных условиях»













Подготовила: учитель русского языка и литературы

Акашева Ольга Вячеславовна











Торбеево 2014

Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение ее определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности - одна из главных задач, стоящих перед учителями - словесниками.

Формирование орфографических умений и навыков в 5 - 7 классах

На уроках орфографии школьники обучаются писать слова: а) с орфограммами, выбор которых регулируется орфографическими правилами; б) с непроверяемыми орфограммами. Для работы над ними сложились разные методики в связи с тем, что первая из них имеет дело с множеством слов, определяемых одним правилом, а вторая - с отдельными словами.

В работе над орфограммами, регулируемыми правилами, выделяются два последовательных этапа: ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом и формирование орфографических умений.

Ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом складывается из следующих элементов: из восприятия слов с изучаемой орфограммой; ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминания и воспроизведения учащимися нового орфографического правила; из обучения применению на практике нового правила.

Для ознакомления учащихся с условиями выбора орфограммы используются как эвристические методы (беседа и самостоятельный анализ на основе анализа материала для наблюдения), так и дедуктивные (сообщение учителя и самостоятельный анализ учащимся лингвистического текста). В результате работы по ознакомлению с новой орфограммой обучающимися создаются таблицы .

Завершается работа формулированием нового орфографического правила, которое производится либо самим учителем, либо создается учащимися (по ФГОС). В обоих случаях предварительно выясняется, что должно войти в формулировку правила - выявленные условия выбора.

Существенное значение в работе по формированию орфографических умений имеет дидактический словарно-орфографический материал. К нему предъявляются следующие требования: в нем должны быть представлены все варианты, если изучается вариантная орфограмма; все трудные случаи в применении изучаемого правила. При этом надо иметь в виду пропорциональность их представления в текстах упражнений, используемых учителем.

Для развития умения выбирать варианты орфограмм способствуют алгоритмы решения орфографических задач, работа с игровыми словариками. Игровые словарики представляют собой слова с пропущенными буквами, которые написаны на полях. При работе поля закрываются и открываются лишь после отгадывания и объяснения орфограммы. По этим словарикам ученики могут контролировать друг друга или упражняться самостоятельно.

Для формирования умения писать слова с изученными видами орфограмм используются специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты (кроме творческого и свободного).

Списывание как специальное орфографическое упражнение опирается в первую очередь на зрительную и моторную виды орфографической памяти. Определенную роль в формировании правописного умения играет естественное проговаривание во внутренней речи, т.е. речевые кинестезии, производимые учеником в момент письма. Учитывая последнее, необходимо ориентировать учащихся на обязательное послоговое орфографическое проговаривание записываемого. Это приучит их к самоконтролю.

Диктант как специальное орфографическое упражнение опирается прежде всего на слуховую и речедвигательную орфографическую память. Вместе с тем играет роль и зрительная, и моторная память. В процессе восприятия диктуемого пишущий, прежде чем записать услышанное, мысленно определяет фонемный состав слов, который запоминает и воспроизводит на письме в виде букв. Если школьник приучен к этой деятельности, то он, как правило, должен достаточно грамотно писать.

Орфографические умения формируются также при выполнении упражнений, развивающих учебно-языковые, пунктуационные и коммуникативные умения. К ним относятся творческие и свободные диктанты, изложения и сочинения. Орфографические функции неспециальных упражнений заключаются в обучении школьников применению правил в нестандартных ситуациях. При выполнении перечисленных упражнений внимание учащихся сосредоточено на выполнении неорфографических заданий. Кроме того, дети относительно свободны в выборе словесных средств при передаче содержания исходных текстов и при оформлении самостоятельно подобранного содержания в процессе написания сочинения.

Подбор слов определенной структуры, например с такой-то приставкой, с таким-то корнем.

Творческий диктант состоит в расширении пишущим диктуемого за счет включения отдельных слов, словосочетаний. Работа по орфографии при написании творческих диктантов происходит в первую очередь над орфограммами во вставляемых словах.

Свободный диктант как вид упражнения по русскому языку заключается в чтении учителем исходного текста по абзацам и в свободном пересказе учащимися диктуемого. Работа по орфографии при написании свободных диктантов непосредственно не связана с изучаемой орфограммой. Она обеспечивает закрепление умения писать слова с ранее усвоенными орфограммами.

Виды словарных диктантов:

  • Предупредительный

  • Объяснительный

  • По памяти

  • По описательному обороту

  • С использованием сигнальных карточек

Творческие словарные диктанты:

  • Группировка по орфограммам

  • Подбор синонимов, антонимов

  • Запись цепочки слов

  • Запись с исправлением ошибок

  • Запись слов с аналогичной орфограммой

Изложение, т.е. пересказ детьми исходных текстов своими словами, в силу этого не может применяться непосредственно для формирования умения пользоваться изучаемым в данный момент орфографическим правилом. Изложения способствуют закреплению орфографических умений, над которыми ранее велась работа с помощью специальных орфографических упражнений.

Сочинение, т.е. упражнение в самостоятельном создании текста по составленному плану на основе собранных материалов, тоже непосредственно не применяется для формирования конкретного орфографического умения. Наибольший эффект в работе по орфографии сочинения обеспечивают после ознакомления с рядом орфограмм, когда требуется учить детей самостоятельному применению усвоенных орфографических правил.

Для обучения школьников умению писать слова с непроверяемыми орфограммами в методике орфографии имеются следующие методы: послоговое орфографическое проговаривание слова; многократная запись слова; этимологический анализ слова; составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами; подбор однокоренных слов.

Для развития орфографической грамотности способствует и работа с тестами.

Письмо с проговариванием. В основе этого письма - проговаривание по слогам.

Списывание. Предполагает большую самостоятельность. Особенно эффективно списывание, осложненное различными заданиями. Проводится в разных вариантах. Это может быть списывание с дополнительным заданием. Например, подчеркнуть в тексте орфограммы, указать проверочное слово; с изменением текста (вставить пропущенные буквы, слова в тексте); выборочное, состоящее в том, что записывается не весь текст, а только некоторые слова с указанными орфограммами.

При повторении изученного материала, например, в 6 классе по теме «Имя существительное» предлагаю учащимся карточки, в каждой из которых представлены два задания.

Карточка № 1.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Строгаль…к, рез…ик, груз…ик, носиль…ик, камыш…м, свеч…й, реч…нкой, бельч…нок, друж…ч…к.

2. Подберите по 4-5 однокоренных слов-существительных с данными корнями:

-мен-, -бав- (-бавл-).

Карточка № 2.

1. На какие группы делятся данные слова по написанию? Запишите их в два столбика, обозначая орфограмму.

Газопровод, вертолет, землетрясение, путешествие, машиностроение, сталевар, очевидец, добродушный, человеколюбивый, жизнеописание.

2. Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения.

(Какой?), (кто?), (как?), (что делает?).

Карточка № 3.

  1. Запишите слова: а) с орфограммами-гласными; б) с орфограммами-согласными.

Тропинка, шорох, шепот, чудесный, честный, черный, цитата, рубеж, круг, подрастать, прикоснуться, разыграть, щетка.

Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Такое письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух.

После изучения орфограммы и выполнения тренировочных упражнений я выдаю детям карточки со словами на изученную орфограмму. Дети должны переписать эти слова в свои словарики, подчеркнуть в них орфограммы. На следующем уроке проводится контрольный словарный диктант на листочках, который проверяется учителем или самими обучающимися. Следующий этап работы - работа над ошибками. Листок с проверенным диктантом дети приклеивают в тетради для словарных диктантов, 5 раз выписывают слово, в котором допустили ошибку, подчеркивают орфограмму и объясняют написание слова. Такая работа опирается на зрительную, речедвигательную память школьников.

Творческие работы. Например, ребятам 5-6 классов предлагается исправить сочинение Пети Ошибкина:

В воскресенье я и папа собрались на рыбалку. Мама разбудила меня в шесть часов. Она скипятила чайник. Я снял обвертку с пачки печенья, а папа намазал бутерброды. Потом мы одели на себя теплые куртки и стали искать удочки и крючки.

Когда мы вышли с дома, к остановке подходил автобус. Мы побежали. Папа бежал впереди, а я пыхтел взади, потому что забыл завязать шнурки. Конечно, мы на автобус опоздали. «Растяпа!» - сказал папа и пошол домой. Я остался на остановке. Пошел дождь, но я не возвертался домой. Здесь проявились мои гордость и упрямство. Пришол папа. «Пойдем, сынок! Видишь, как хорошо, что мы не успели на автобус, а то промокли бы насквозь», - сказал он и поладил меня по голове. Мы пошли домой.(2)

В 8 - 9 классах можно провести игру «Юный корректор»

Орфографические умения в большей мере, чем другие языковые умения, в силу своей специфики подвержены угасанию, поэтому требуют постоянной тренировки. Работа по орфографии, следовательно, должна осуществляться и при изучении неорфографических тем - фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса. При изучении неорфографических тем используются следующие формы орфографической работы: попутное повторение, словарно-орфографическая работа. В совокупности они позволяют не только поддерживать на определенном уровне орфографические умения учащихся, но и укреплять, совершенствовать их.

Методика работы по орфографии в 8 - 9 классах

Работа по орфографии должна продолжаться и в 8 - 9 классах. Орфографические умения требуют длительной и постоянной тренировки. Это необходимо, потому что с каждым новым учебным годом учащиеся сталкиваются с огромным количеством незнакомой для них лексики, с новыми жанрами учебно-научной речи. В методике преподавания русского языка выявлены специфические формы организации работы по орфографии в 8 - 9 классах.

В этих классах программа не предусматривает конкретного содержания работы по орфографии в связи с изучением синтаксиса и пунктуации. Оно определяется учителем в зависимости от уровня владения школьниками орфографическими умениями.

В работе по орфографии в 8 - 9 классах реализуются следующие направления: повторение знаний по орфографии; выявление орфографических затруднений учащихся данного класса и их преодоление; систематизация орфографических умений по группам орфограмм; орфографическая подготовка к контрольным работам, в том числе по развитию связной речи; повторение орфографии при подготовке к выпускным экзаменам.

Для закрепления повторяемых орфографических знаний выполняются упражнения следующих видов: назвать в данном слове опознавательные признаки орфограмм - гласных (согласных и т.д.), по опознавательным признакам назвать (подчеркнуть) орфограммы в корне (приставке, суффиксе и т.д.), вставить пропущенные орфограммы в приставках (корнях и т.д.), графически обозначить условия выбора орфограмм в суффиксах (окончаниях, между частями слов и т. д.).

Существенную роль в осознании общности повторяемых орфограмм играют упражнения в составлении орфографических таблиц и в их заполнении, а также группировки слов по видам орфограмм.

Работа над орфографическими ошибками учащихся

Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений и навыков. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин.

Объективными причинами являются:

· незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

· оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

· психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

· наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на не изученные к моменту письменной работы и на не изучаемые в школе.

Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки чаще всего появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт, необходимо перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.

Методическим правилом должно стать внимание к словам, имеющим трудные случаи применения орфографических правил. Его систематическая реализация предупредит появление орфографических ошибок у учащихся.

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов.

Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках.

Орфографическая грамотность и компьютер.

В последние годы стало актуальным использование новых информационных технологий в учебном процессе. Это позволяет: во-первых, интенсифицировать процесс обучения, во-вторых, реализовать идеи развивающего обучения, в-третьих, повысить темп урока, а также увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

В своей работе на данный момент я использую программу по русскому языку мультимедиа-комплекса «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», выполняем онлайн-тесты. Эти дидактические материалы используется как справочный материал; раздаточный материал для работы на уроке и домашнего задания; средство презентации нового материала на уроке; средство повторения и закрепления учебного материала; средство корректировки знаний после работы с диагностическими тестами по орфографии и пунктуации; способ закрепления навыков орфографической зоркости и правописания.

Мультимедиа-комплекс имеет богатый справочный материал, среди которого можно отметить свод правил по орфографии, различные таблицы. Включена в программу и комплексная система заданий обучающего и контролирующего характера, направленная на формирование орфографического навыка.

Совершенствование учебного процесса требует применения новых технологий контроля за качеством знаний учащихся. Компьютерный контроль, включающий в себя материал для диагностики знаний, умений и навыков учащихся имеет свои преимущества. Во-первых, экономит время на выявление ошибок учащихся за счет анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; во-вторых, компьютерный контроль ведется с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, в индивидуальном темпе; в-третьих, обработка результатов работы учащихся дает учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

Кроме этого компьютерный контроль может определить индивидуальные уровни относительной орфографической грамотности (в %) и качество усвоения всех орфографических тем, изученных за контрольный период.

Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у своих учеников орфографическую грамотность.

Таким образом, овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками, а также основными нормами литературного языка есть одно из условий успешной коммуникации в обществе. По этой причине у учащихся необходимо вырабатывать орфографическую зоркость. Этому способствуют определенные психологические и методические условия, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы. Развитие внимания, памяти, формирование у учащихся установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления - это и есть основные предпосылки, способствующие выработки орфографических умений и навыков. Также немаловажную роль в этом играют общие знания о русском языке, учебно-языковые умения и опознавательные признаки орфограмм.

Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.

В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся.

Список литературы

  1. Борунова С.Н. О написании сложных прилагательных в русском языке [Текст] // Русская речь. - 1994. - № 4.

  2. Букринская, И., Кармакова О. Графика. Орфография. Принципы русской орфографии [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2004. - № 7.

  3. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] // Начальная школа. -2002- №1- С.90.

  4. Зданкевич, В.Г. Не всегда пишется то, что слышится [Текст] // Русская речь. - 2003. - № 6.

  5. Зелинская, С. Небуквенные орфограммы [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2004. - № 24.

  6. Иванова В. Ф. «Трудные вопросы орфографии». - М.: «Просвещение», 1975. - 175 с.

  7. 18. Иванов, С.А. Как исправить ошибки… орфографии? [Текст] // Русская речь. - 1990. - № 6.

  8. [1] Львова С. И. «Язык и речь». - М.: «Русское слово», 2000. - С. 115.

  9. Маслова, Л.М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2006. - № 10.

  10. (2) Русский язык: Полный школьный курс/ Под ред. О. Л. Соболевой. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 640 с.

  11. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений для 5 классов общеобразовательных учебных заведений/Сост. А. Ю. Купалова; Науч.ред. В. В. Бабайцева. - М.: «Просвещение», 1982. - 256 с.

  12. Рыболова, З.Д. Формирование орфографический навыков [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2006. - № 11.

  13. Текучев А. В. «Методика русского языка в средней школе». - М.: «Просвещение», 1980. - 413 с.

  14. Текучёв, А.В. К вопросу об орфографическом и пунктуационном минимуме для школ [Текст] // Русский язык в школе. - 1969. - № 5.

  15. Ушакова, Л.И. Орфографические правила и исключения [Текст] // Русский язык в школе. - 2008. - № 4.



© 2010-2022