Особенности преподавания русского языка в системе личностно-ориентированного подхода

Русский язык – это не просто один из школьных предметов, это не просто умение читать и писать. Это – идеология, жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма и истинного интернационализма.Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологи-ческое образование нацелено на формирование определѐнных компетенций  – языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической.Языковая компетенция предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих язы... Третье тысячелетие в системе российского образования ознаменовалось становлением новой па-радигмы – личностно ориентированной, которая истолковывает образование как человекосозидающий процесс, как становление «я», признание субъектности ученика, которая определяет направление его личностного развития. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образоват...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности преподавания русского языка

в системе личностно- ориентированного подхода

Русский язык - это не просто один из школьных предметов, это не просто умение читать и писать.

Это - идеология, жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма и истинного интернационализма.

Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологи-ческое образование нацелено на формирование определѐнных компетенций - языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням.

Лингвистическая компетенция подразумевает знания о языке как общественном явлении и знаковой системе, об устройстве языка и его функционировании.

Коммуникативная компетенция направлена на формирование умений и навыков чтения, письма, говорения и слушания; культуры устной и письменной речи, а следовательно, функциональной грамотности.

Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно- нравственному опыту народа.

Результатом формирования вышеуказанных компетенций должна стать языковая/ филологиче-ская культура, которая характеризуется следующими аспектами речевого поведения носителя языка:

  • соблюдением культурно-речевых норм;

  • функциональной грамотностью;

  • умением общаться в любой ситуации, осознавая

  • коммуникативные задачи;

  • индивидуальной речевой манерой;

  • бережным отношением к языку.

Третье тысячелетие в системе российского образования ознаменовалось становлением новой па-радигмы - личностно ориентированной, которая истолковывает образование как человекосозидающий процесс, как становление «я», признание субъектности ученика, которая определяет направление его личностного развития. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию социально-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Личностно ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

При этом перед учителем встают новые задачи:

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выпол-

нения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать

наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-

неправильно), но и по процессу его достижения.

  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы ра-

боты других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику

проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обста-

новки для естественного самовыражения ученика.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве - это обучение путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах:

- статическая пара объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями "учитель" -"ученик"; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условиях взаимного расположения;

- динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задания, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

- вариационная группа.

Приведу пример такой работы.

Приём «Зигзаг»

1. В каждой группе должно быть столько человек, сколько фрагментов текста выделяется для чтения и осмысления. В нашем случае вопросов - 4, значит фрагментов текста так же будет 4. Каждый член группы получает свою карточку (под номером 1, 2, 3, 4). Все учащиеся самостоятельно прочитывают свой текст. Выписывают из него самое важное, существенное в виде ключевых слов, словосочетаний или тезисов. Продумывают презентационную схему рассказа. Предполагается, что эта схема на следующем этапе работы поможет донести информацию до других членов группы. Схема может иметь вид таблицы, опорного конспекта, плана, списка ключевых слов, рисунка, графической формы и т.д.

2. Все ученики собираются в экспертные группы (группа специалистов по одной и той же карточке): все участники под №1 - в одну группу, под №2 - в другую и т.д. Экспертные группы обсуждают прочитанные тексты и дорабатывают презентационные схемы (выбирают наилучший вариант этой схемы).

3. Все учащиеся возвращаются в «рабочие» или первоначальные группы и по очереди рассказывают о том, что прочитали на карточках, используя презентационные схемы рассказа. На этом этапе учитель забирает у всех карточки с текстами. Остаются только свои записи.Практика моей деятельности показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучение в сотрудничестве делает урок живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даѐт возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени, а также обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности школьников.

Дифференцированный подход к обучению.

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может ли учитель что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Например, при изучении темы ―Не с причастиями‖ даѐтся задание: «Подберите причастия для описания хризантемы».

Уровень «3»

Составьте словосочетания

  • (не) разбирающийся; (не) ухаживающий; (не) смотрящий; (не) отказавшийся; (не) пришедший

  • от цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами.

КЛЮЧ

Не разбирающийся в цветах; не ухаживающий за цветами; не смотрящий на цветы; не отказавшийся

от цветов; не пришедший с цветами

Уровень «4»

НЕ - приставка

  • Распустившийся

  • Сорванный

  • Выращенный

  • Политый

  • Купленный

  • Подаренный

Уровень «5»

НЕ - частица

  • Распустившийся

  • Сорванный

  • Выращенный

  • Политый

  • Купленный

  • Подаренный

При изучении деепричастного оборота предлагаются следующие задания:

Уровень «3»

Расставьте знаки препинания.

  1. Неукротимая стихия бушует и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

  2. Неукротимая стихия бушуя и сокрушая все на своем пути устремляется вдаль.

  3. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и сокрушая все на своем пути устремляется

вдаль.

  1. Неукротимая стихия бушует отчаянно клокоча и устремляется вдаль.

Уровень «4»

Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.

  1. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляя забыть о проблемах.

  2. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и заставляет забыть о проблемах.

  3. Величие природы покоряет увлекая непредсказуемостью и очаровывает заставляя забыть о про-блемах.

  4. Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляет забыть о проблемах.

Уровень «5»

Перестройте предложение в соответствии со схемой:

Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с ветром.

Использование дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать его деятельность, воспитывать потребность узнавать всѐ больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.

Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Учитель может проводить уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВН, уроки - ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки. В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду ―незаметных и тихих‖. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.

На уроках русского языка могут использоваться игры со словами, игры-консультации, викторины.

МБОУ «Васильевская кадетская школа №1»







Сообщение



на МО учителей гуманитарного цикла

учителя русского языка и литературы

Насыровой Оксаны Владимировны на тему:



«Особенности преподавания русского языка

в системе личностно ориентированного подхода»















2012 г.



© 2010-2022