Доклад Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом».

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).

Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России»,которая ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Сроки реализации Программы - 2007 -2020 годы.Нынешний 2015 год Указом президента РФ объявлен Годом литературы. Это сделано для того, чтобыпривлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать - нужно, полезно и модно.

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, предполагают воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Поэтому основная задача лежит на учителях начальных классов. Они должны сформировать в каждом ученике начальной школы прочным и полноценным навыком чтения.

Слайд 2

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения» (о самом факте его проведения всегда было много споров). При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.

Слайд 3

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; [1, с. 9].

Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;

  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

  • умение определять основную и второстепенную информацию;

  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Слайд 4

Смысловой чтение - фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.

Для развития навыков смыслового чтения созданы междисциплинарные программы начальной школы «Чтение. Работа с текстом.» и программа основной школы «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

Слайд 5

«Смысловое чтение -это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества».

Г.С. КОВАЛЕВА,

Э.А. КРАСНОВСКИЙ

В процессе обучения у учащихся должны быть сформированы читательские умения:

-ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла,

нахождение информации;

- интерпретация текста;

- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Слайд 6

При работе с текстом учащиеся должны уметь находить нужную информацию и понимать прочитанное.

Основная школа Выпускник научится

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться

анализировать изменения своего эмоционального состояния в

процессе чтения, получения и переработки полученной

информации и ее осмысления.

Слайд 7

Учащиеся должны уметь преобразовывать и интерпретировать информацию.

Основная школа

Выпускник научится

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться

выявлять имплицитную (скрытую,

присутствующую неявно) информацию текста

на основе сопоставления иллюстрированного

материала с информацией текста, анализа

подтекста (использованных языковых средств и

структуры текста).

Слайд 8

Уметь оценивать полученную информацию.

Основная школа

Выпускник научится

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой

информации;

определять достоверную информацию в случае

наличия противоречий или конфликтной ситуации.

В своей практике для успешного понимания учебного материала я использую технологию критического мышления.

Слайд 9

РКМЧП представляет собой технологическую цепочку: вызов - осмысление- рефлексия.

Каждый этап может состоять из следующих приёмов:

1.Стадия вызова:

  • Ролевая игра

  • Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения

  • Мозговой штурм

  • Кластер

2.Стадия осмысления:

Чтение с остановками

Чтение в кружок

Чтение с пометами

Прочти вслух и выскажись

Сводная таблица

3.Стадия рефлексии:

  • «Море вопросов» («дерево вопросов»)

  • Соотношение вопроса и ответа

  • Чтение с пометами (инсерт)

  • Составление таблиц:

«Знаю, хочу узнать, узнал»


  • Карта рассказа

  • Логические схемы:

«Дом с колоннами»,

«Паучок», «Дерево»

  • Составление плана

  • Синквейн

Слайд 10 (кластер)

Слайд 11 (сводная таблица)

Слайд 12 (синквейн)

Слайд 13.

Итак, работа по формированию навыков смыслового чтения должна вестись в системе, на всех возрастных этапах обучения при использовании различных технологий.

© 2010-2022