Урок русского языка в 5 классе по теме Исконно русская лексика и заимствованные слова

Данный урок русского языка –  пятый урок раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией С.Львовой. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное речевое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником С.Львовой, позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке, реализуя системно-деятельностный подход...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛАХИНА Ю.П., МКОУ ПОДГОРЕНСКАЯ СОШ №1 / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Исконно русская лексика и заимствованные слова»

Автор: Лахина Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Краткое описание идеи занятия:

Данный урок русского языка - пятый урок раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией С.Львовой. Урок отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное речевое развитие школьников и реализацию их творческого потенциала. Богатство и разнообразие материала, предлагаемого учебником С.Львовой, позволяет дифференцировать работу учащихся на уроке, реализуя системно-деятельностный подход. Концепцию урока можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.

Цели урока:

- обобщение и расширение полученных ранее знаний по теме "Лексика»;

- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.

Задачи урока:

-сформировать представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения;

- дать представление о некоторых признаках иноязычных слов;

- совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями;

- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;

- развивать умение давать самооценку своей деятельности;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку и литературе.


Ожидаемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

На уроке учащиеся смогут:

  • получить представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения на исконно русскую и заимствованную;

  • узнать основные признаки исконно русских и иноязычных слов;

  • научиться работать с этимологическим словарем и словарем иностранных слов;

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

  • работать со словарями разных типов;

Регулятивные УУД:

  • работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  • стремиться к совершенствованию собственной речи;


  • испытывать потребность в самовыражении через слово;


  • толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.

Основные понятия: исконно русские слова, заимствованная лексика (иноязычная), признаки заимствованных слов.

Ресурсное обеспечение урока: учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 2 / С.Львова, В.Львов», приложение «Русский язык. 5 класс. Часть 3 / С.Львова, В.Львов», мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, словари, система голосования Smart.

План урока

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат


Вводная часть.

1. Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Оргмомент.

- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение

(Л: планирование учебного сотрудничества. самоопределение, смыслообразование)

2. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний.

Контроль качества усвоения материала по теме «Лексика», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Организует выполнение учащимися проверочной работы по теме «Лексика» с использованием системы голосования СМАРТ.


Выполняют задания проверочной работы

(умение распознавать термины из раздела «Лексика», находить примеры)


Основная часть.

1.

Постановка учебной задачи



Формулирование темы урока

Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы.


Организует постановку проблемного вопроса, подводит учащихся к формулированию темы урока.

СЛАЙД 2. Блиц-интервью.

  1. Как вы думаете, увеличивается или уменьшается со временем лексический запас русского языка?

  2. За счет чего может пополняться наша лексика?

  3. Из каких языков приходят слова в русский язык? Приведите примеры.

Итак, каков же главный вопрос нашего урока?

СЛАЙД 3. Сообщение и запись темы урока.

- Что нам нужно сегодня узнать?

Отвечают на вопросы блиц-интервью.

Ставят проблемный вопрос.

Формулируют тему урока

(П: формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Какой бывает лексика по происхождению?

Узнать основные признаки исконно русских и иноязычных слов, учиться работать со словарями.

2.

Информационный блок.

Открытие учащимися новых знаний

Добиться от учащихся осмысления понятий «исконно русские» и «заимствованные слова».

Содействовать

развитию навыков

ознакомительного,

изучающего чтения

лингвистического

текста.

В форме наводящего диалога организует наблюдение за работой детей в группах.

- А теперь пора включиться в работу нашим группам. Вам предстоит провести свою научно-исследовательскую работу, чтобы ответить на все поставленные вопросы.

СЛАЙД 4. Устав групповой работы.

- Откуда мы можем получить информацию об исконно русских и заимствованных словах?

- У вас на столах учебники, карточки, словари, ноутбуки. Я вам даю время на сбор информации, после чего вы поделитесь своими знаниями.

Совместно договариваются о правилах общения в группах.

Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание для решения проблемы.

Делают выводы по решению проблемного вопроса.

Заполняют инструкционные таблицы.

(П: Умение работать с различными источниками информации: учебником, энциклопедией, Интернетом.

Р:Умение оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы)

Физкультурная минутка.

2.

Аналитический блок.

Включение новых знаний в систему знаний

Включение нового знания в систему изученного материала

Развитие умения

доказывать свою точку зрения

Организует диалог на применение знаний в новой ситуации.

СЛАЙД 5. Отчет 1 группы по таблице с использованием карточки.

СЛАЙД 6. Отгадайте ребусы. Определите, это исконно русские или заимствованные слова.

-По каким признакам можно определить. Что слово - иноязычное? (Отчет 2 группы)

СЛАЙД 7. А можно ли узнать, откуда пришло слово?

СЛАЙД 8. Нормы произношения иноязычных слов.

Рассуждают, обосновывая свои ответы.

( П: установление причинно-следственных связей, выполнение операций анализа, обобщения)

.

Заключительная часть.

1.

Подведение

итогов урока. Рефлексия.

Развитие умения

обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:

- Исследование какой темы вели на уроке?

- На какие вопросы урока вы нашли сегодня ответы?

- Каким способом?

-Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на уроке, и дают на них ответы.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

3 мин.

2.Домашнее

задание

Содействовать

развитию умения

анализировать

свою

деятельность

на уроке через

разноуровневое

домашнее

задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы, комментирует задания.

Для всего класса:

  • подробный пересказ текстов на с. 37-39;


  • Разноуровневое домашнее задание:

1-ый уровень - упр.484 (Выписать из словаря «Говори правильно» 5 иноязычных слов, в которых есть буквенное сочетание те. Составить с ними предложения.)

2-ой уровень -упр.485 ( С помощью этимологического словаря определить происхождение заимствованных слов. Составить и записать предложения с этими словами.)

3-ий уровень - упр.486 (задание под рубрикой «Обращаемся к Интернету»)

Записывают домашнее задание.








ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Индивидуальное задание 1.

Выполни на доске морфемный разбор слов: РУССКИЕ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ, ИНОЯЗЫЧНЫЕ.

Индивидуальное задание 2.

Запиши на доске фонетическую транскрипцию слов: ЗАИМСТВОВАНИЕ, ЛЕКСИКА.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ГРУППА 1.


  1. Внимательно прочитай текст в учебнике на стр.37-38. Заполни пропуски:

Большую часть лексики составляют слова, которые существуют в русском языке с древних времен, то есть____________________________.

Например, это слова:________________________________________________________.

Другой путь постоянного пополнения лексики - _______________________ слов.

Слова, пришедшие в русский язык из других языков мира, называются _____________________________________(_______________________________________) словами.


  1. Определите, в каком ряду все слова - заимствованные. Обведите номер правильного ответа и запишите эти слова в тетрадь. Проверьте себя по этимологическому словарю.

  1. Вода, море, соль, луна, волшебник, береза, знаменитый;

  2. Футбол, балет, театр, кафе, герань, дуэль, школа;

  3. Внимание, восхищение, лестница, гвоздика, искусство, волшебник, мятеж.


  1. Выполните письменно задание к упр. 479 (каждый участник группы готовит ответ об одном слове).



КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ГРУППА 2.


  1. Внимательно прочитайте текст на стр. 38-39. Заполните пропуски, указывая признаки, по которым можно опознать заимствованные слова:


  1. Если слово начинается с _________________________;

  2. На заимствованный характер указывает буква _________, сочетания __________________ в корне;

  3. В исконно русских словах не бывает сочетаний __________________________________________ в корне;

  4. В корнях заимствованных слов встречаются сочетания двух и более ____________________________.


  1. Выполните в рабочей тетради упражнение 482.


  1. Укажите слова, происхождение которых дано в каждом примере. Запишите слова в тетрадь.

  1. ____________________- от имати «брать»; буквально: «вбирать в себя», то есть «слушать»;

  2. ____________________ - тюрк. кара «черный» + тюрк. даш «камень»;

  3. ____________________- нем. Buch «книга» + нем. Halter «держатель»;

  4. ____________________- от мять «топтать», «мять».



КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ГРУППА 3.

  1. Просмотрите теоретический материал на стр.37-38. Сформулируйте вопросы по тексту ( каждый участник группы готовит 1 вопрос).


  1. Выполните в рабочей тетради упр.483.


  1. Пользуясь толковым словарем, определите и запишите в тетради лексическое значение слов ОБЪЯВЛЕНИЕ и АФИША. Составьте с этими словами словосочетания ГЛАГОЛ +СУЩ. Какие признаки иноязычной лексики есть в слове АФИША? Ответьте устно на вопрос 3 из упр.481.



















© 2010-2022