Методическая разработка учебного проекта по теме: «Самоцветы родного языка или Крылатые выражения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Ошминская средняя общеобразовательная школа

Тоншаевского района

Нижегородской области


Учебный проект по русскому языку для 5 класса

по теме:

«Самоцветы родного языка или Крылатые выражения»

Номинация - Учебный прикладной проект по предмету

как способ формирования и навыков проектной деятельности

обучающихся 5-7 классов.




Автор:Окунева Ирина Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Ошминская СОШ

Адрес: 606950 Нижегородская область

Тоншаевский район

Село Ошминское

улица Центральная, дом 29, кв.18

Краткое содержание проекта

Учебный проект «Самоцветы родного языка или Крылатые выражения» предназначен для учащихся 5 класса. В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся, проводится мозговой штурм по основополагающему вопросу, оформляются цели и задачи. В соответствии с требованиями к стандартам составляются критерии оценивания будущих работ (мини-плакатов), по которым происходит контроль и самоконтроль. В ходе работы каждой группы учителем ведутся бланки контроля, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы.

После завершения работы над проектом идёт итоговое самооценивание качества работы, группы представляют свои проектные продукты. В завершении проекта идёт итоговая рефлексия учащихся.

















Методическая разработка учебного проекта

по русскому языку в 5 классе

«Самоцветы родного языка или Крылатые выражения»

Учебный проект по русскому языку «Самоцветы родного языка, или Крылатые выражения» разработан для учащихся 5-х классов в рамках программы В.В.Бабайцевой и является заключительной частью в системе уроков по разделу «Лексикология и фразеология».

УМК: Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова -М.: Дрофа, 2013

  • Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2013

  • Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина - М.: Дрофа, 2013

Обоснование актуальности предлагаемого проекта

Выбор темы обусловлен тем, что речевая культура современных школьников очень низкая. Это, прежде всего, связано с тем, что современные молодые люди отдают предпочтение информационным технологиям, а не чтению художественной литературы. Речь учащихся школ отличается скудностью словарного запаса, в ней часто вовсе отсутствуют фразеологизмы-средства выразительности языка. Проблема изучения фразеологии в школе в настоящее время весьма актуальна, так как именно в данном разделе языкознания проявляется тесная связь языка с жизнью, историей и культурой общества. Кроме того, фразеология во многом способствует расширению кругозора, углублению коммуникативных навыков учащихся, делает их речь живой, выразительной, эмоциональной. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет.

Цель проекта - вызвать у учащихся интерес к изучению родного языка, заставить их задуматься над его глубиной и необычностью, заглянуть в историю и самостоятельно решить ряд лингвистических задач.

При работе над темой проекта школьники покажут глубину своих знаний, проявят творчество и, возможно, удивятся могуществу нашего языка, проникнутся гордостью за него. Знания, приобретенные при выполнении проекта, помогут детям в дальнейшем при изучении тем «Лексика», «Фразеология». Главным в этом проекте является совершенствование у учащихся навыков работы с информацией, формирование культуры речевого общения, развитие коммуникативных качеств. В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источнике богатства и выразительности русской речи.

Метапредметная цель проекта:

Учащиеся должны уметь…

  • Личностные:

-уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- проявлять любовь и уважение к русскому языку, культуре; - интерес к изучению языка.

  • Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели работы;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,);

- пользоваться словарями;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения

- использовать приобретённые знания при объяснении значения фразеологизмов.
Коммуникативные УУД:

- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; - оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

  • Предметные:

Знать предмет изучения фразеологии, определение фразеологии как раздела науки о языке; основные признаки фразеологизмов, источники появления, назначение фразеологизмов в языке, их роль в обогащении речи.

  • Уметь опознавать фразеологизмы и объяснять их значение путем подбора синонимов, определять лексическое значение фразеологизма в контексте, пользоваться словарем фразеологизмов, с помощью толкования употреблять фразеологизмы в речи.

Структура проекта - урочная деятельность

Предметная тема-Понятие о фразеологизме и фразеологии

Тема проекта «Самоцветы родного языка, или Крылатые выражения»

Описание проектного продукта: создать памятку (буклет, презентация) «Самоцветы родного языка - фразеологизмы».

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Компьютеры

Интернет

Принтер

Проектор

Этапы работы

Фаза

(этап проекта)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проект-ный продукт (промежу-точный или итоговый)

1.Подготовителный (урок, 10-15минут)

актуализация

проблематиза-ция

мотивация

целеполагание

прогнозирова-ние

планирование
















































2.Реализация (осуществление накопления информации путем работы с литературой, ее обобщение)

( 10-15 мин)



-презентация итогового продукта

(5-7 минут)


-оценка

(5 минут)



-рефлексия (5 минут)


1)»Мозговой штурм» Актуализирует знания учащихся по теме «Лексикология и фразеология». Создает условия для деления учащихся на группы. Задает вопросы:

(создание проблемной ситуации)

Основополагающий вопрос

В чём богатство и разнообразие русского языка?

Проблемные вопросы

Фразеологизмы - это друзья или враги русского языка? Почему?

Как в нашей речи появились фразеологизмы? Можно ли рассказать о чем-то только с помощью фразеологизмов?

Учебные вопросы

Толкователи

  1. Какое толкование фразеологизмов дается в словарях?

  2. Как толкуется понятие фразеологизмов в Википедии?

Этимологи

2.1. Какие фразеологизмы заимствованы из других языков?

2.2. Какие фразеологизмы пришли к нам из античной мифологии?

2.3. Какие фразеологизмы появились из профессиональной среды?

2.4. Какие фразеологизмы появились из разговорной речи?

2.5. Каково происхождение фразеологизма «бить челом»?

2.5. Каково происхождение фразеологизма «яблоко раздора»?

Художники- иллюстраторы

3.1.Как проиллюстрировать фразеологизм «ахиллесова пята»?

3.2 Как проиллюстрировать фразеологизм «око за око, зуб за зуб»?

3.3. Как проиллюстрировать фразеологизм «яблоко раздора»?

3.4. Как проиллюстрировать фразеологизм «палец в рот не клади»?

3.5. Как проиллюстрировать фразеологизм «выйти из себя»?

3.6. Как проиллюстрировать фразеологизм «золотая середина»?

3.7.Как проиллюстрировать фразеологизм «глаза разбежались»?

Корректоры

4.1. Найдите ошибку

  • «Яблоко раздоров»?

  • «И ты Брат»?

  • «Петь под чужую дудку»?

  • «Услуга медведя»?

Лексикологи

5.1 Что такое синонимы?

5.2. Что такое антонимы?

5.3. Какой синоним можно подобрать к фразеологизму «кот наплакал»?

5.4. Какой антоним можно подобрать к фразеологизму «как кошка с собакой»?

2)Создает условия для формулирования цели проекта.





3)Организует обсуждение образа ожидаемого проектного продукта.

Помогает учащимся определить критерии контроля и оценки процесса и результатов деятельности.


4)Организует работу групп.

1 группа - «Этимологи», изучают историю происхождения фразеологизмов;

2 группа - «Художники-иллюстраторы» работают над оформительской стороной проекта: подбирают соответствующее оформление (картинки, фотографии, слайды, рисунки).

3 группа - «Корректоры» характеризуют языковые единицы и особенности их употребления в речи.

4 группа - «Лексикологи» применяют лингвистические знания при работе с языковым материалом.

Предлагает карточки с заданиями для групп. Консультирует, координирует деятельность учащихся.



Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, контролирует временные рамки этапов деятельности.

Консультирует по просьбе учащихся.



Создает условия для предоставления проектными группами своих результатов.


Организует коллективный анализ, обсуждение и оценку результатов деятельности групп с использованием оценочных листов.

Задает вопросы для рефлексии.

Предлагает учащимся письменно ответить на вопросы:

Особенно мне интересно было…

Работа над проектом мне показала, что…

Я буду участвовать в проектах…

1)Отвечая на вопросы, повторяют изученное по теме «Лексикология и фразеология».

Класс делится на группы, в соответствии с учебными задачами и по желанию учащихся, распределяются обязанностей между членами команды. Выполняют задания.

1 группа - «Этимологи», изучают историю происхождения фразеологизмов;

2 группа - «Художники-иллюстраторы» работают над оформительской стороной проекта: подбирают соответствующее оформление (картинки, фотографии, слайды, рисунки).

3 группа - «Корректоры» характеризуют языковые единицы и особенности их употребления в речи.

4 группа - «Лексикологи» применяют лингвистические знания при работе с языковым материалом.

















2)Формулируют цель (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?)


3)Выдвигают идеи: создание буклета «История одного фразеологизма» и мультимедийной презентации «Самоцветы родного языка - фразеологизмы». Определяют вместе с учителем критерии оценки результатов деятельности.

4)Составляют план работы над проектом, распределяют обязанности между членами группы. Знакомятся с заданиями, участвуют в обсуждении.

Работая в группах, решают поставленные задачи, переходят к созданию итогового продукта.

Оформляют итоговый продукт. Готовятся к защите.

Группы предоставляют результаты, выступают с защитой своего продукта. Задают вопросы, отвечают на них.

Оценивают друг друга на основании выдвинутых критериев.

Проверяют и оценивают правильность выполнения заданий другими группами.

Заполняют анкету по самооцениванию деятельности в проекте (Приложение 2)

Отвечают на вопросы

1)

Актуализи-

рованы знания, необходи-

мые для осуществле-ния проекта.

Образова-

ны проектные группы.




2)Сформу-лирована цель: собрать информа-

цию о фразеоло-

гизмах с целью оказания помощи учащимся в осознании из значения, формирова-

ния умения применять их в речевой ситуации.

3)Определе-ны критерии. (Приложе-

ние 1)

4)Распределены обязанности между членами группы.

Готовый продукт. Выступле-

ние.

Осознание полученного опыта

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Устные ответы. Адаптивные материалы: иллюстрации к фразеологизмам

При работе в группе выбрать задания по силам

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Языковую поддержку можно организовать, используя словари фразеологизмов, толковые словари.

Адаптивные материалы: тексты на родном языке, иллюстрирующие синонимичные русским фразеологизмы, иллюстрации к фразеологизмам

При работе в группе выбрать задания по силам

Одаренный ученик

Способы изучения содержания учебного материала:

творческие работы (мини-сочинения, иллюстрации по теме);

мини-проекты;

самостоятельные исследования.

Виды деятельности учащихся:

усложненные задания,

дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала,

расширенные исследования на близкие темы по выбору

Участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Портфолио проекта «Самоцветы родного языка, или Крылатые выражения»

Таблица взаимооценки (презентации, буклета для защиты проекта)

Баллы

3 -Отлично

2- Хорошо

1-Не всё удалось

Критерии

3

2

1

Информация

(достоверность,

полнота,

современность

источника)


Содержание

(полнота раскрытия

темы)


Текст (научность,

логичность,

достоверность,

однозначность,

лаконичность,

завершённость,

отсутствие ошибок)

Оформление

(наличие

иллюстраций,

использование

анимационных

эффектов, единый

стиль оформления,

объём)






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Итоговое оценивание

Портфолио проекта «Самоцветы родного языка, или Крылатые выражения»

Рефлексивные листы самооценки

Уважаемый ученик!

Сегодня ты завершил ещё один проект. Ты знаешь, как важно уметь

оценивать свою работу и её результат. Для того чтобы выполнить

самооценку, закончи или дополни написанные ниже предложения (вставляй

подходящие слова вместо линий).

Не спеши, будь правдивым и точным!

1. Когда я узнал (а), какой проект мы будем выполнять,я__________________

2. Работать над проектом мне было____________________________________

3. Я думаю, что мой проект получился бы ещё лучше, если бы

4. Самым интересным для меня в подготовке этого проекта было___________

5. Работа над этим проектом помогла не________________________________

6. Я_______________выступать перед классом и защищать свой проект

7. Моя презентация получилась_______________________________________

8. Самое сложное для меня в подготовке и защите проекта это_____________

9. Я считаю мой проект_____________________________________________

10. Мне хотелось, чтобы следующий проект в нашем классе был __________

Спасибо за ответы! Твой учитель.











ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Портфолио проекта «Самоцветы родного языка, или Крылатые выражения»

Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.





Список используемой литературы:

Основная литература

Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова -М.: Дрофа, 2013

Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2013

Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина - М.: Дрофа, 2013

Словари:

Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся - М.: Просвещение, 2-е изд., 1989.

Русский словарь крылатых фраз - М.: ЮНВЕС, 2001

Фразеологический словарь русского языка /под ред. А. И. Молоткова - М.: Просвещение, 4-е изд., 1986

Дополнительная литература

Вартаньян Э. А. Из жизни слов - М.: Детгиз, 1960.

Интернет-ресурсы

russcomm.ru/rca_biblio/g/ganapolskaya.shtml

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F


© 2010-2022