Контроль знаний по теме ДЕЕПРИЧАСТИЕ, 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

1-й вариант

Часть 1

1. Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи - _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий - _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

Часть 2

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами. Определите ВИД деепричастий.

1). Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.

2). Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

3). Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова…

4). Вот о чем думал Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего.

5). - Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? - сказал наконец Бульба, очнувшись от своей задумчивости.

Часть 3

Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

Правило: действия глагола и деепричастия в предложении относятся к одному и тому же лицу (предмету). поэтому нужно в каждом предложении определить подлежащее, затем сказуемое-глагол и деепричастие. Если найденное вами подлежащее «выполняет» действия, названные глаголом- сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки. Запишите исправленный вариант!

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Часть 4

1. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, обозначая части слов, в которых вы вставили пропущенные буквы; расставьте недостающие знаки препинания.

(Не)ум…лкая шумел пролив наб…гали гр…хочущие волны б…ющиеся о подножье тороса.

Но вот буря стихла. Смолкли усп…коившиеся волны придавлен…ые тяжкой грудой льда. Ледян…е поля придвинулись к самому берегу. Пош…л гул рокотом отдаваясь в глубине бора. Послышалось могуч…е шипенье шорох треск ломающихся глыб, словно надвигалось (не)укрощён…ое чудовище.

Движение ледян…ой массы встретив (не)преодолимую преграду превратилось в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега ломан…ыми очертаниями подн…лись новые громады.


  1. Озаглавьте текст._________________________________________

  2. Определите основную тему.__________________________________

  3. Определите стиль.________________________________________

  4. Определите тип текста_____________________________________

  5. Разберите слова по составу: УСП..КОИВШИЕСЯ, СМОЛКЛИ, (НЕ)УМОЛКАЯ

  6. Произведите фонетический разбор слова ЛЕДЯНЫЕ.

  7. Выполните морфологический разбор слова ОТДАВАЯСЬ.

  8. Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты.

Часть 5

Составьте предложение, соответствующее схеме. Выполните его синтаксический разбор.

______, /._._._._._ /, _._._._._ ======= ---------.































2-й вариант

Часть 1

1. Деепричастие - ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия - ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении - ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий - ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

Часть 2

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами. Определите ВИД деепричастий.

1). А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.

2). Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе.

3). Все своевольные и гульливые рыцари стройно стояли в рядах, почтительно опустив головы, не смея поднять глаз, когда кошевой раздавал повеления…

4). Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее.

5). Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такий чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях.

Часть 3

Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи.

Правило: действия глагола и деепричастия в предложении относятся к одному и тому же лицу (предмету). поэтому нужно в каждом предложении определить подлежащее, затем сказуемое-глагол и деепричастие. Если найденное вами подлежащее «выполняет» действия, названные глаголом- сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки. Запишите исправленный вариант!

1)Проехав несколько метров, Николай оглянулся.

2)Войдя в трамвай, неожиданно начался дождь.

3)Не убив медведя, шкуры не продают.

4)Зарядив ружье, охотник приготовился выстрелить.

5)Выполнив работу, я пошел гулять.

6)Понюхав воздух, медведь спрыгнул на землю.

7)Дочитав до конца интересную книгу, солнце уже скрылось.

8)Осветив черепицу на крыше, поднимается запоздалое солнце весны.

9)Желая удивить гостей, было придумано много игр.

Часть 4

1. Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, обозначая части слов, в которых вы вставили пропущенные буквы; расставьте недостающие знаки препинания; найдите деепричастия, подчеркните их, как члены предложения.

Ещё вчера, на со…нце млея

Последний лес др…жал л…стом,

И оз…мь пышно з…л…нея

Л…жала бархатн…м к…вром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и снега,

Себе н… в чём (не)изм…няла

(Не)поб…димая сосна.

Сегодня вдруг и…чезло лето;

Бело, бе…жизненно кругом,

З…мля и небо - всё одето

Каким (то) тусклым сер…бром.

(А. Фет)


  1. Озаглавьте текст._________________________________________

  2. Определите основную тему.__________________________________

  3. Определите стиль.________________________________________

  4. Определите тип текста_____________________________________

  5. Разберите слова по составу: (НЕ)ПОБЕДИМАЯ, (НЕ)ИЗМ..НЯЛА, ЗЕЛЕНЕЯ.

  6. Произведите фонетический разбор слова МЛЕЯ.

  7. Выполните морфологический разбор слова ГЛЯДЯ.

  8. Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты.

Часть 5

Составьте предложение, соответствующее схеме. Выполните его синтаксический разбор.

______, /._._._._._ /, _._._._._ ======= ---------.


© 2010-2022