- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А. П. Чехова Хамелеон)
Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А. П. Чехова Хамелеон)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алабушева И.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Хамелеонство - явление социальное.
(«Мастерская» по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)
Цель урока:
-
Обучение умению анализировать текст, находить в нем важные детали;
-
Обучение учащихся мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свои знания;
-
Развитие понятия о юморе и сатире;
-
Воспитание у учащихся позиции не равнодушного созерцателя жизни, а активного борца с социальным злом.
Оборудование урока:
-
Запись теоретических понятий (метафора, юмор, сатира);
-
Портрет писателя;
-
Компьютерная презентация;
-
Опорная схема-конспект.
Метафора - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков.
Юмор - наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического.
Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.
Эпиграф урока: «…Краткость - сестра таланта».
А.П.Чехов.
I. Вступительное слово учителя.
1. Мы с вами поговорим сегодня о творчестве замечательного русского писателя А.П. Чехова. Вы знакомы с ним, прочитали много его произведений и, надеюсь, полюбили их. Мне хочется поделиться с вами интересным фактом из биографии писателя.
А.П.Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. «Моя фамилия, - писал он 30 лет спустя, - ведет свое начало из Воронежских недр, из Острогожского уезда. Мои дед и отец были крепостными у помещика Черткова». Егор Михайлович Чех, дед писателя, способный и предприимчивый человек, выкупился на волю со всей семьей и занял должность управляющего имением графа Платова на юге.
Вот видите, мы можем считать Чехова своим земляком.
2. Вы прочитали, ребята, рассказ «Хамелеон». Это небольшое по объему произведение, но оно несет в себе глубокий философский смысл. Недаром мы взяли эпиграфом сегодняшнего урока слова Чехова о таланте.
Рассказ «Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности писателя, в 80-е годы, точнее в 1884 году. Именно в это время Чехов особенно близко воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина, относился с глубоким уважение к творчеству великого сатирика. Восхищение не могло не привести к развитию в творчестве Чехова сатирических традиций, который Салтыков создавал и утверждал.
Давайте вспомним с вами, что такое сатира и юмор (презентация).
3. Обратимся к рассказу, у вас была возможность дома его прочитать и подумать над текстом.
Мы с вами посмотрим, что собой представляют герои рассказа и как они меняют свой облик.
II. Работа в педагогической мастерской.
1.Сегодня мы проведем занятие в педагогической мастерской и вместе постараемся прийти к истине. На этом уроке вы - не ученики, я - не учитель, мы сотрудники. Наша цель - раскованно и творчески мыслить и самостоятельно выстраивать свои знания.
С чего мы начнем работу в нашей мастерской?
В свои тетради запишите слово «хамелеон», как и называется рассказ Писать можно вдоль, поперек, по диагонали - как захочется. Можно и нарисовать, только быстро. К этому слову попробуйте подобрать слова-ассоциации, т.е. то, что приходит в голову при произнесении слова «хамелеон».
(«Индуктор» - мотивация творческой деятельности)
Обменяйтесь тетрадями с соседом по столу и допишите ему слова, которых не хватает у него, на ваш взгляд.
Какие же слова вы записали в свои тетради?
/Цвет, окраска, притворяться, хитрый, …/
А теперь посмотрим определение слова «хамелеон» в толковом словаре.
/Подготовленный ученик читает определение. Определение на слайде презентации./
Но вернемся к нашему рассказу и выясним, почему он так называется, кто в нем в действительности хамелеон.
Посмотрите на схему (схема на слайде). Она поможет вам в дальнейшей работе. Наша с вами задача: понять, сколько хамелеонов в тексте и доказать, что они меняют свой облик.
Что подсказывает нам схема?
/Очумелов, Хрюкин, толпа/
Но это нам еще нужно доказать. Итак, задание по группам:
- 1-я группа найдет признаки хамелеонства в Очумелове;
- 2-я группа рассмотрит поведение Хрюкина;
- 3-я группа докажет, что и толпа - это большой хамелеон.
Свои размышления обязательно подтверждайте словами из текста. На эту работу у нас 5-6 минут. Итак, в путь, на поиск чеховских хамелеонов.
(Создание творческого продукта)
/Работа учащихся с текстом/
III. Беседа по содержанию рассказа.
А теперь, ребята, следующий этап нашей мастерской - социализация. Давайте вспомним рассказ, станем на базарной площади возле дровяного склада и понаблюдаем.
Вот шествует с узелком и решетом с крыжовником полицейский надзиратель Очумелов по базарной площади. Кстати, ребята, это важная чеховская деталь, мы еще к ней обратимся позже.
1-я группа представит нам свои размышления о смене окраски Очумелова.
/Группа дает свой ответ/
Верно, черты хамелеонства в нем наглядны и интенсивны.
Но давайте внимательно всмотримся в то, что происходит. Через изменения Очумелова Чехов создает у нас впечатление, что деспотизм и рабство являются двумя концами одной и той же цепи.
Кто из вас заметил, сколько раз меняет свой облик Очумелов?
/6 раз/
Как же это происходит? Я вам дам направление нашей дальнейшей работы.
-
Услышав шум на базарной площади, чуя «беспорядок», Очумелов становится в охранительно-деспотическую позицию, принимает вид человека «власть имущего», говорит строго, начальственно, отрывистым тоном, небрежно, не кончая фразы, пропуская слова.
Давайте обозначим красным цветом это состояние Очумелова.
(На слайде появляется красный кружок)
-
Что же происходит дальше?
/Высказанное в толпе предположение, что собака принадлежит генералу жигалову, заставляет Очумелова принять другую окраску: он берет под защиту собаку, виновником в его глазах оказывается Хрюкин./
Может, мы такое состояние Очумелова обозначим зеленым цветом?
(К красному кружку добавляется зеленый)
-
Кто разрешит сомнения Очумелова?
/Городовой. Городовой отводит предположение, что собака принадлежит генералу. Очумелов вновь возвращается к своей исходной «расцветке»: он проявляет свою власть по отношению к собаке и ее хозяину/.
Какой исходный цвет?
/Красный/
(На слайде добавляется красный кружок)
-
Чьи сомнения сеют панику в душе Очумелова?
/Городового. «А, может быть, и генеральская…» Сомнения городового и подтверждение из толпы заставляют Очумелова принять «защитную окраску» уже большей, чем во 2-м случа, интенсивности./
Какой это будет цвет?
/Темно-зеленый./
(На слайде добавляется темно-зеленый кружок)
Обратим внимание на то, как достигается комический эффект: резкими перебоями стиля Очумелова - от нежно-заботливого до резкого.
-
Какое новое лицо появляется на площади и какова его роль?
/Прохор - повар генерала./
Отрицание принадлежности собаки генералу Прохором возвращает Очумелову близкую к 1-му и 3-му случаям окраски: он снова принимает в решении судьбы собаки начальственный тон.
Каким цветом мы обозначим эту окраску?
/Светло-красный./
(На слайде добавляется светло-красный кружок)
-
Какая же версия самая достоверная?
/Собака принадлежит брату генерала./
Это вновь «перекрашивает» Очумелова. Холопское умиление его не знает границ. Но при таком раболепии Очумелов не забывает и своей грозной роли власть имущего.
Как же обозначить нынешнее его состояние?
/Светло-зеленый/
(На слайде добавляется светло-зеленый кружок)
Вот какая цветовая гамма у нас получилась. Демонстрируя все эти превращения Очумелова, Чехов реализует метафору («его бросает то в жар, то в холод»). Обратимся к записи на слайде. Подтвердите текстом рассказа.
Чехов - мастер детали. Мы уже говорили об узелке и решете с крыжовником. Какую роль они играют в рассказе?
/Они создают впечатление о только что проявленной власти и о том, что устранение «беспорядков» производится небескорыстно./
А вот новая шинель… О чем она говорит?
/Что можно сказать о личности, если более заметна в ней шинель./
2. Итак, у нас получился такой абстрактный хамелеон. Но мы помним, что он у нас не один. Всмотримся внимательно, мы же недалеко стоим, нам все видно. А 2-я группа представит нам еще одного притвору.
/Ученики рассказывают о Хрюкине./
К сожалению, мы можем говорить о типичности «хамелеонства» как явления.
Что делал Хрюкин с собакой?
/Дразнил, бил. Он чувствует свою власть над ней, он в положении сильного./
Но он в полной зависимости. От кого?
/От Очумелова./
Как же превращается Хрюкин? Посмотрим схему. (На слайде схема)
Торжествует.
Раболепствует, заискивает.
Еще надеется.
Рабски смиряется, умолкает.
Опять обращаем внимание на деталь - палец. Как он выглядит в начале и в конце?
/Палец, поднятый вначале как знамя, в конце стыдливо опускается вниз./
Значит, это тоже хамелеон.
3. А что же толпа? Как она себя ведет? Об этом нам расскажет 3-я группа.
/Учащиеся рассказывают свои наблюдения./
Сначала тишина. Ни души. Это говорит о пассивности. Толпа равнодушна к судьбе собаки и Хрюкина.
Чего ждет толпа?
/Куда будет направлена сила./
Убедившись, что сила не на стороне Хрюкина, толпа смеется. А после его поражения окончательно определяется.
Каким образом?
/ «Толпа хохочет над ним»./
IV. Вывод (рефлексия): Значит, хамелеонство не личная черта каждого, а явление социальное. Это общественное явление становится страшным именно в своей распространенности, всеобщности, будничности.
В каких еще произведениях Чехова мы сталкиваемся с хамелеонством и раболепием?
/ «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»/
V. Домашнее задание.
Спасибо, ребята, за урок, за ваше творчество. За совместную работу в нашей мастерской, за ваше неравнодушие. Хочется надеяться, что ни один из вас не будет похож на хамелеона в жизни.
А не ли подобных людей рядом с вами? Приглядитесь и поразмышляйте об этом.
Домашнее задание: небольшое эссе на тему: «Есть ли хамелеоны в современной России?»
ОСК к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Кто Хамелеон в рассказе?
Очумелов
(Узелок и решето с крыжовником, шинель)
«Его бросает то в жар, то в холод»
- Елдырин
Хрюкин - Повар
(Укушенный палец Собака генерала
Как знамя) Прохор
Толпа
«Толпа хохочет над ним»
Хамелеонство - не личная черта каждого, а явление социальное.
6