Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А. П. Чехова Хамелеон)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хамелеонство - явление социальное.

(«Мастерская» по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)

Цель урока:

  • Обучение умению анализировать текст, находить в нем важные детали;

  • Обучение учащихся мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свои знания;

  • Развитие понятия о юморе и сатире;

  • Воспитание у учащихся позиции не равнодушного созерцателя жизни, а активного борца с социальным злом.

Оборудование урока:

  • Запись теоретических понятий (метафора, юмор, сатира);

  • Портрет писателя;

  • Компьютерная презентация;

  • Опорная схема-конспект.

Метафора - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков.

Юмор - наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического.

Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.


Эпиграф урока: «…Краткость - сестра таланта».

А.П.Чехов.

I. Вступительное слово учителя.

1. Мы с вами поговорим сегодня о творчестве замечательного русского писателя А.П. Чехова. Вы знакомы с ним, прочитали много его произведений и, надеюсь, полюбили их. Мне хочется поделиться с вами интересным фактом из биографии писателя.

А.П.Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. «Моя фамилия, - писал он 30 лет спустя, - ведет свое начало из Воронежских недр, из Острогожского уезда. Мои дед и отец были крепостными у помещика Черткова». Егор Михайлович Чех, дед писателя, способный и предприимчивый человек, выкупился на волю со всей семьей и занял должность управляющего имением графа Платова на юге.

Вот видите, мы можем считать Чехова своим земляком.

2. Вы прочитали, ребята, рассказ «Хамелеон». Это небольшое по объему произведение, но оно несет в себе глубокий философский смысл. Недаром мы взяли эпиграфом сегодняшнего урока слова Чехова о таланте.

Рассказ «Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности писателя, в 80-е годы, точнее в 1884 году. Именно в это время Чехов особенно близко воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина, относился с глубоким уважение к творчеству великого сатирика. Восхищение не могло не привести к развитию в творчестве Чехова сатирических традиций, который Салтыков создавал и утверждал.

Давайте вспомним с вами, что такое сатира и юмор (презентация).

3. Обратимся к рассказу, у вас была возможность дома его прочитать и подумать над текстом.

Мы с вами посмотрим, что собой представляют герои рассказа и как они меняют свой облик.

II. Работа в педагогической мастерской.

1.Сегодня мы проведем занятие в педагогической мастерской и вместе постараемся прийти к истине. На этом уроке вы - не ученики, я - не учитель, мы сотрудники. Наша цель - раскованно и творчески мыслить и самостоятельно выстраивать свои знания.

С чего мы начнем работу в нашей мастерской?

В свои тетради запишите слово «хамелеон», как и называется рассказ Писать можно вдоль, поперек, по диагонали - как захочется. Можно и нарисовать, только быстро. К этому слову попробуйте подобрать слова-ассоциации, т.е. то, что приходит в голову при произнесении слова «хамелеон».

(«Индуктор» - мотивация творческой деятельности)

Обменяйтесь тетрадями с соседом по столу и допишите ему слова, которых не хватает у него, на ваш взгляд.

Какие же слова вы записали в свои тетради?

/Цвет, окраска, притворяться, хитрый, …/

А теперь посмотрим определение слова «хамелеон» в толковом словаре.

/Подготовленный ученик читает определение. Определение на слайде презентации./

Но вернемся к нашему рассказу и выясним, почему он так называется, кто в нем в действительности хамелеон.

Посмотрите на схему (схема на слайде). Она поможет вам в дальнейшей работе. Наша с вами задача: понять, сколько хамелеонов в тексте и доказать, что они меняют свой облик.

Что подсказывает нам схема?

/Очумелов, Хрюкин, толпа/

Но это нам еще нужно доказать. Итак, задание по группам:

- 1-я группа найдет признаки хамелеонства в Очумелове;

- 2-я группа рассмотрит поведение Хрюкина;

- 3-я группа докажет, что и толпа - это большой хамелеон.

Свои размышления обязательно подтверждайте словами из текста. На эту работу у нас 5-6 минут. Итак, в путь, на поиск чеховских хамелеонов.

(Создание творческого продукта)

/Работа учащихся с текстом/

III. Беседа по содержанию рассказа.

А теперь, ребята, следующий этап нашей мастерской - социализация. Давайте вспомним рассказ, станем на базарной площади возле дровяного склада и понаблюдаем.

Вот шествует с узелком и решетом с крыжовником полицейский надзиратель Очумелов по базарной площади. Кстати, ребята, это важная чеховская деталь, мы еще к ней обратимся позже.

1-я группа представит нам свои размышления о смене окраски Очумелова.

/Группа дает свой ответ/

Верно, черты хамелеонства в нем наглядны и интенсивны.

Но давайте внимательно всмотримся в то, что происходит. Через изменения Очумелова Чехов создает у нас впечатление, что деспотизм и рабство являются двумя концами одной и той же цепи.

Кто из вас заметил, сколько раз меняет свой облик Очумелов?

/6 раз/

Как же это происходит? Я вам дам направление нашей дальнейшей работы.

  1. Услышав шум на базарной площади, чуя «беспорядок», Очумелов становится в охранительно-деспотическую позицию, принимает вид человека «власть имущего», говорит строго, начальственно, отрывистым тоном, небрежно, не кончая фразы, пропуская слова.

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Давайте обозначим красным цветом это состояние Очумелова.

(На слайде появляется красный кружок)

  1. Что же происходит дальше?

/Высказанное в толпе предположение, что собака принадлежит генералу жигалову, заставляет Очумелова принять другую окраску: он берет под защиту собаку, виновником в его глазах оказывается Хрюкин./

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Может, мы такое состояние Очумелова обозначим зеленым цветом?

(К красному кружку добавляется зеленый)

  1. Кто разрешит сомнения Очумелова?

/Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Городовой. Городовой отводит предположение, что собака принадлежит генералу. Очумелов вновь возвращается к своей исходной «расцветке»: он проявляет свою власть по отношению к собаке и ее хозяину/.

Какой исходный цвет?

/Красный/

(На слайде добавляется красный кружок)

  1. Чьи сомнения сеют панику в душе Очумелова?

/Городового. «А, может быть, и генеральская…» Сомнения городового и подтверждение из толпы заставляют Очумелова принять «защитную окраску» уже большей, чем во 2-м случа, интенсивности./

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Какой это будет цвет?

/Темно-зеленый./

(На слайде добавляется темно-зеленый кружок)

Обратим внимание на то, как достигается комический эффект: резкими перебоями стиля Очумелова - от нежно-заботливого до резкого.

  1. Какое новое лицо появляется на площади и какова его роль?

/Прохор - повар генерала./

Отрицание принадлежности собаки генералу Прохором возвращает Очумелову близкую к 1-му и 3-му случаям окраски: он снова принимает в решении судьбы собаки начальственный тон.

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Каким цветом мы обозначим эту окраску?

/Светло-красный./

(На слайде добавляется светло-красный кружок)

  1. Какая же версия самая достоверная?

/Собака принадлежит брату генерала./

Это вновь «перекрашивает» Очумелова. Холопское умиление его не знает границ. Но при таком раболепии Очумелов не забывает и своей грозной роли власть имущего.

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Как же обозначить нынешнее его состояние?

/Светло-зеленый/

(На слайде добавляется светло-зеленый кружок)

Вот какая цветовая гамма у нас получилась. Демонстрируя все эти превращения Очумелова, Чехов реализует метафору («его бросает то в жар, то в холод»). Обратимся к записи на слайде. Подтвердите текстом рассказа.

Чехов - мастер детали. Мы уже говорили об узелке и решете с крыжовником. Какую роль они играют в рассказе?

/Они создают впечатление о только что проявленной власти и о том, что устранение «беспорядков» производится небескорыстно./

А вот новая шинель… О чем она говорит?

/Что можно сказать о личности, если более заметна в ней шинель./

2. Итак, у нас получился такой абстрактный хамелеон. Но мы помним, что он у нас не один. Всмотримся внимательно, мы же недалеко стоим, нам все видно. А 2-я группа представит нам еще одного притвору.

/Ученики рассказывают о Хрюкине./

К сожалению, мы можем говорить о типичности «хамелеонства» как явления.

Что делал Хрюкин с собакой?

/Дразнил, бил. Он чувствует свою власть над ней, он в положении сильного./

Но он в полной зависимости. От кого?

/От Очумелова./

Как же превращается Хрюкин? Посмотрим схему. (На слайде схема)

Торжествует.

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)

Раболепствует, заискивает.

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Еще надеется.

Рабски смиряется, умолкает.

Опять обращаем внимание на деталь - палец. Как он выглядит в начале и в конце?

/Палец, поднятый вначале как знамя, в конце стыдливо опускается вниз./

Значит, это тоже хамелеон.

3. А что же толпа? Как она себя ведет? Об этом нам расскажет 3-я группа.

/Учащиеся рассказывают свои наблюдения./

Сначала тишина. Ни души. Это говорит о пассивности. Толпа равнодушна к судьбе собаки и Хрюкина.

Чего ждет толпа?

/Куда будет направлена сила./

Убедившись, что сила не на стороне Хрюкина, толпа смеется. А после его поражения окончательно определяется.

Каким образом?

/ «Толпа хохочет над ним»./

IV. Вывод (рефлексия): Значит, хамелеонство не личная черта каждого, а явление социальное. Это общественное явление становится страшным именно в своей распространенности, всеобщности, будничности.

В каких еще произведениях Чехова мы сталкиваемся с хамелеонством и раболепием?

/ «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»/

V. Домашнее задание.

Спасибо, ребята, за урок, за ваше творчество. За совместную работу в нашей мастерской, за ваше неравнодушие. Хочется надеяться, что ни один из вас не будет похож на хамелеона в жизни.

А не ли подобных людей рядом с вами? Приглядитесь и поразмышляйте об этом.

Домашнее задание: небольшое эссе на тему: «Есть ли хамелеоны в современной России?»





ОСК к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Кто Хамелеон в рассказе?

Очумелов

(Узелок и решето с крыжовником, шинель)

«Его бросает то в жар, то в холод»

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон) - Елдырин

Хрюкин - Повар

(Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Укушенный палец Собака генерала

Как знамя) Прохор

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)

Хамелеонство - явление социальное. (Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова Хамелеон)

Толпа

«Толпа хохочет над ним»

Хамелеонство - не личная черта каждого, а явление социальное.

6


© 2010-2022