Конспект урока русского языка по теме Закрепление изученного о СПП с несколькими придаточными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе по ФГОС ООО

разработан учителем МБОУ Жигалковская оош

Полозок Ольгой Васильевной


Тема: «Закрепление изученного о СПП с несколькими придаточными».

Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока: обучающие: учить применять полученные знания о СПП с нескольким придаточными на практике, а также выявление пробелов по

данной теме; закрепить знания о ССП и СПП;

развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение распознавать ССП от СПП);

умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме;

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Тип урока: закрепление изученного.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Ресурсы: компьютер, учебник (русского языка и литературы), карточки с предложениями, карточки с текстами, алгоритм, схема.

Межпредметные связи: литература.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

  1. Знать особенности ССП и СПП.

  2. Уметь различать типы придаточных в СПП по значению и видам связи.

  3. Совершенствовать пунктуационные навыки.

  4. Выполнять анализ выполненной работы.

  5. Работать с опорными схемами-таблицами и справочным материалом (русский язык в таблицах и схемах).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в реальное действие и его результаты;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Ход урока


Блоки - этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала занятия

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Включение детей в деятельность.

- Школьный прозвенел звонок.

Начинается урок.

- Здравствуйте ребята!

Включение в работу, самоопределение готовности к уроку.


Мотивация к учебной деятельности

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Поэтому я предлагаю:

- Давайте сочиним урок!?

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные: осознание себя в классе;

регулятивные: целеполагание, самоконтроль и взаимоконтроль знаний.

- Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать и говорить грамотно? Обоснуйте свой ответ.

- Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

- Перед вами предложения. Ваша задача распределить их на две группы, списать их, расставить недостающие знаки препинания, сделать схемы, определить виды придаточных и виды подчинения.

1) Пугачев подал знак и меня тотчас

развязали и оставили.

2) Я хорошо помню как мы шли по тропинке

как она постепенно стала петлять как я

нашел грибное место и отстал от друзей.

3) Было уже совсем темно когда мы добрались

до лагеря чтобы переночевать и утром

двинуться дальше.

4) Не то вдалеке был пожар не то это закат

пламенел.

5) Когда Нарцисс захотел пить он нагнулся к

ручью в водах которого увидел свое

отражение.

6) Ураган прошел однако связи с городом еще

не было.

7) Я был очень занят но все-таки я нашел бы

время для встречи с друзьями.

Ответ:

1) ССП (последовательность событий).

[…], и […].

2) СПП с однородным подчинением.

[…], как (…), как (…), как (…).

3) СПП с последовательным подчинением.

[…], когда (…), чтобы (…).

4) ССП (взаимоисключение явлений).

Не то […], не то […].

5) СПП с параллельным подчинением.

Когда (…), […], (…которого…).

6) ССП (противопоставление явлений).

[…], однако […].

7) ССП (противопоставление явлений).

[…], но все-таки […].

(на доске схемы СПП с разными видами придаточных. См. приложение № 2)

- С какими предложениями вы работали?

- На какие две группы разделили предложения?

- Что вы знаете о ССП и СПП ? В чем их сходство и отличие?

Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.

Обучающиеся работают индивидуально, после чего сверяют с эталоном на доске (выводится через проектор).

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Контроль, коррекция, оценка.





Отвечают теорию о ССП и СПП. Называют сходные и отличительные признаки.

Оценивание усваиваемого содержания .

Постановка цели деятельности.

личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом, проявлять интерес к изучению темы;

регулятивные: контролировать правильность ответов сверстников;

познавательные: применение методов информационного поиска; постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока.

- Ребята, основываясь на выполненное вами задание, постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.

Формулируют тему и цели урока.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Самостоятельная работа в парах репродуктивного характера с самопроверкой по эталону.







коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, у управление поведением партнера, мение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний;

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; оценка результатов работы;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи.

- «На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно».

(эпиграф)

- Откройте учебники на странице 109. Найдите упр. 173 (работа в парах со взаимопроверкой между парами ). (каждой паре дается по одному предложению из упражнения. Учащиеся должны расставить запятые, сделать схему предложения, определить виды придаточных и виды подчинения).

Ответ:

1)СПП с последовательным и однородным подчинением. 1-е придаточное изъяснительное, 2-е - обстоятельственное условия, 3-е и 4-е - определительные, однородные, соединены сочинительным союзом и.

→ что? →при каком условии? →какой?

[1 …], (2 какое…), (3 если…), (4 в котором…) и (5 которого…).

3)СПП с неоднородным соподчинением. 1-е придаточное обстоятельственное условия, 2-е - изъяснительное.

←при каком условии? →о чем?

(1 что…), [2 …], (3 что…).

4) СПП с однородным соподчинением. Оба придаточные изъяснительные.

→ что?

[1 то …], (2 что … ) и (3 что …).

- Какими знаниями пользовались при выполнении данного задания?







Оценивание усваиваемого материала

Контроль, коррекция, оценка.


Ответ:

- знаниями теории о СПП, алгоритмом разбора СПП (1-доказать, что предложение сложное, т.е. найти грамматические основы; 2- найти союзы и определить их роль; 3- расставить запятые; 4- найти главную часть и зависимые; 5- определить виды придаточных; 6- определить вид связи простых предложений в составе сложного);

- схемами СПП с несколькими придаточными (1- СПП с соподчинением: однородным и неоднородным; 2- СПП с последовательным подчинением).

Физминутка

Включение в систему знаний и повторение (работа в группах, состав групп в ходе урока меняется)

- Теперь объединитесь в группы для выполнения следующего задания. У вас на парте лежат карточки со схемами. Ваша задача составить предложения и дать им характеристику. (количество предложений на карточке совпадает с количеством учащихся в группе, каждый участник группы должен охарактеризовать одно из предложений. Предложения между собой учащиеся в группе распределяют сами ).

Карточка № 1 (в группе 4 ученика).

1) Когда (…) и (…), [то…], что (…).

2)[…], когда (…), когда (…) и (…).

3) […], что (…), если (…), (где…).

4)[…], что, (когда(…),…).

Карточка № 2 ( в группе 3 ученика).

1)[…], что, (если(…), …).

2)[…], что (…), что (…), что (…).

3) [… , что, ((…),)].

- На каком этапе работы испытывали трудности?

Примеры предложений (на случай, если учащиеся не справятся с заданием, дать готовый вариант предложения).

Карточка № 1.

1)Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно.

(СПП с параллельным и однородным подчинением. 1-е два придаточные времени, однородные соединены сочинит. Союзом и, поэтому запятой не разделяются; второй союз когда опущен. 3-е - изъяснительное).

2)Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.

(СПП с однородным подчинением. Придаточные времени. В 3-ем придат. союз когда опущен).

3)Многим покажется странным, что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

(СПП с последовательным подчинением. Придаточное первой степени изъяснительное, 2-ой - условное, 3-ей - определительное).

4)Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.

(СПП с последовательным подчинением).

Карточка № 2.

1)Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.

(СПП с последовательным подчинением).

2)Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня.

(СПП с однородным соподчинением. Все три придаточные изъяснительные).

3)Учащийся знал, что, хотя он хорошо подготовлен к экзамену, ему нужно повторить несколько правил.

(СПП с последовательным подчинением. Придаточное обстоятельственное уступки включено в придаточное изъяснительное).

- Я раздаю вам карточки с текстами (у каждой группы свой текст. См. приложение №1). Ваша задача найти СПП с разными видами связи и определить виды подчинения . Текст можете выбрать любой . (взаимопроверка между группами).

ребята каждой группы отвечают на задания, позволяющие проверить, насколько поняли учебный материал; затем меняются работами, проверяют ответы ребят из другой группы и отмечают «+» (согласны), «-» (не согласны).

Забирают свои работы и смотрят, с чем не согласна другая группа (дискуссия).




Определяют причины своих трудностей и способы их устранения.










Подведение итогов. Рефлексия.

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли.

регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний.

-Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы желаемых результатов?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Какой вывод вы сделали для себя?



Выставляю оценки.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Домашнее задание

- Каждый из вас я предлагаю составить по 2 карточки. На 1-ой вы должны написать СПП с несколькими придаточными, а на второй составить схемы этих предложений и определить виды придаточных и виды связи в СПП. На следующем уроке вы обменяетесь карточками с предложениями, а после выполнения работы сверите со своим вариантом ответа.

Умение слушать.

Приложение № 1

Тексты

1.Начало нашего века характеризуется стремительным развитием науки, продвинувшего знания человека в область совершенно новых исследований: кибернетики, космоса, генетики. Наряду с этим возрастает интерес к осмыслению того, что мы называем душой.

При изучении биографии некоторых великих людей и генеалогических таблиц невозможно не обратить внимание на некоторые факты, которые нельзя объяснить ни случайными совпадениями, ни роковым стечением обстоятельств. Впечатление такое, будто в череде поколений вокруг возникают роды, представители которых предрасположены к бедствиям, дебильности, психическим расстройствам, самоубийствам, бесплодию.

Таких примеров было так много, и они были столь повсеместны, что в народе не могли не обратить на них внимания и не заметить: подобный недуг поражает те или иные ряды отнюдь не случайно.

Люди, хорошо знавшие традиции и предания русского дворянства, почти без удивления относились, например, к высокой детской смертности в семье Льва Толстого к тому что у его дочерей часто рождались мёртвые младенцы.

Ведь некогда сын Петра I царевич Алексей погибший в застенке, проклял до 25-го колена всё потомство графа Петра Толстого сыгравшего немалую роль в его гибели. И потому как будто бы в каждом поколении разветвленного рода Толстых умирало много младенцев и наряду с выдающимися людьми рождались и много слобоумных, и просто безумных.

Раз уж речь зашла о Толстых, как не вспомнить ещё одного представителя этого рода знаменитого Толстого - эмигранта, авантюриста и дуэлянта, убившего на инспирированных им поединках десять человек. Эти смерти не прошли ему даром! От жены - цыганки у него было одиннадцать детей, умиравших один за другим. Сообразив, что это наказание выпало ему неспроста, он составил список убитых им людей и после смерти каждого своего ребёнка вычеркивал из списка по одному имени и писал: "Квит!". После того как в списке оказались зачеркнуты все фамилии, у Толстого осталась одна единственная дочь вышедшая впоследствии замуж за Василия Перфирьева.

Основатель рода граф Петр Толстой переложил на потомков ответственность за совершенные им поступки, как добрые, так и злые. Добрые деяния предка помогли Толстым возвыситься, стать знатным родом, приобрести репутацию, а за злые дела предка они несли наказание.

Основатель рода волен в своих действиях, но расплачиваются за них его потомки. Поэтому он должен помнить о своей ответственности перед потомками; должен знать как отзовутся его поступки на их жизни через годы и десятилетия

2. В наше время стали редкостью такие человеческие качества, как доброта, честность, гуманность. Нравственный кризис, о котором нынче заговорили во весь голос,- это не что иное, как ощущение некоторой частью людей бессмысленности своего существования и невозможности найти в ней смысл из-за разрушения общечеловеческих ценностей, отсутствия изначальной культуры, которая позволяет найти путь к истине жизни. Этим и объясняются многие социальные беды нашего общества - распространение алкоголизма, рост наркомании, разгул жестокой и бессмысленной преступности. Но ведь человек живёт в этом мире для того, чтобы что-то творить, продолжать, искать и добиваться. Это его предназначение в жизни. Он должен найти своё, особое место, где будет царить добро и любовь. Он должен прожить эту жизнь такой, какой она ему предстала, и стараться улучшить её.

Сегодня, как никогда, встала проблема экологии души человека. Это мы люди, разумные создания природы, должны заботиться друг о друге: зачем мы должны всю злость, горечь от нашей жизни вымещать на таких же себе подобных, усугубляя тем самым их и наше существование?!

Конечно, есть люди, наделённые от природы разными отрицательными качествами: злые, завистливые, высокомерные, чванливые. Сосуществование добра и зла, как единство и борьба противоположностей - закон природы.

Своей отрицательной психической энергией люди нарушают космический баланс и что получается? Отрицательная психическая энергия, словно смог, окутывает нашу планету. Человек должен понять, что своими дурными мыслями, поступками, грехами и пороками, злобой, жадностью, завистью отравляет не только себя, но и окружающих. Отрицательные излучения, накапливаясь, нарушают функции регулирования организма, выводят из строя внутренние органы. Это не мистика и не фантастика. Это научно доказанное явление и факт. Мы не очень осведомлены в этой области и до сих пор не осознали силу мысленной энергии, которую сами творили, а потому и не видим те отрицательные результаты, которые она производит.

3. Мы дети природы, и она относился к нам как мать: если мы поступаем плохо -наказывает, устраивает разные стихийные бедствия: землетрясения, наводнения и другие. Если же мы живём по её законам, то есть честно, по - совести, если мы добрые, отзывчивые, то она помогает нам в жизни, оберегает от разных несчастий, бед. Таких примеров в жизни много. Так, русский писатель, лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын был брошен после войны в один из сталинских лагерей. В самом начале ссылки тяжело заболел: рак, новое обострение (одну операцию он перенёс в лагере). "Осенью 1953 года очень было похоже, что я доживаю последние месяцы. В декабре подтвердили врачи,... что жить мне осталось не больше трёх недель... Это был страшный момент в моей жизни: смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла прожитого до тех пор.. .Никому я не мог крикнуть, позвать: приезжайте, возьмите, спасите моё написанное!... Вечерами и ночами, бессонными от болей, я торопился мелко - мелко записывать, и скручивал листы по нескольку в трубочки, а трубочки наталкивал в бутылку.. .Бутылку я закопал в своём огороде - и под Новый 1954 год поехал умирать в Ташкент. Однако я не умер (при моей безнадёжно запущенной остро - злокачественной опухоли это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращённая мне жизнь с тех пор - не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель)". Цель - написать за всех, кто "не доцарапал, не дошептал, не дохрипел", умирая за колючей проволокой.

И таким образом природа исцелила его, безнадёжно больного, оберегала его и после. Он покинул этот мир в августе этого года, на 90-ом году жизни.

Каждый должен понять, что необходимо заботиться о чистоте своей души, а это значит - быть честным и чистым в мыслях и поступках, тем самым создавая и умножая в мире положительную энергию. У каждого есть свобода выбора, так давайте вместе сеять на Земле Добро, Любовь, Мудрость, Истину!

Приложение № 2 Схемы СПП с разными видами связи проецируется на доску.

Конспект урока русского языка по теме Закрепление изученного о СПП с несколькими придаточными.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС (урок закрепления изученного)

  1. Учебный предмет: русский язык.

  2. Класс: 9.

  3. Авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова «Русский язык 9 класс» - М.: «Просвещение» 2010.

  4. Тема урока: «Закрепление изученного о СПП с несколькими придаточными».

  5. Тип урока: закрепление изученного.

  6. Дидактическая цель: - совершенствовать навыки устной и письменной речи;

- совершенствовать пунктуационные навыки;

- совершенствовать навыки распознавания СПП с несколькими придаточными среди других видов сложных предложений.

  1. Цели по содержанию:

  1. Предметная: - развивать навыки правильного построения монологической речи;

- учить восприятию на слух речи учителя, других учащихся;

- совершенствовать пунктуационные навыки.



  1. Метапредметная: -активное исользование речевых средств и средств ИКТ

  2. Личностная: - развитие мотивации к изучению русского языка и формирование личноствного смысла учения;

- формирование уважительного отношения к учителю и сверстникам;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

  2. Метод и приемы: словесные, наглядно-практические. Проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

  3. Средства обучения: учебник, компьютер, карточки с предложениями, карточки с текстами, схема СПП с несколькими придаточными.

План урока

  1. Блок целевой - 3мин.

  1. Организационный момент - 1мин.

  2. Целеполагание. Мотивация - 1мин.

  3. Постановка задач - 1мин.

  1. Блок процессуальный -37 мин

  1. Актуализация знаний -10мин.

  2. Физминутка- 3мин.

  3. Самостоятельная работа - 10мин.

  4. Включение в систему знаний и повторение - 14мин.

  1. Блок аналитический - 5 мин.

  1. Рефлексия. Подведение итогов - 4 мин.

  2. Информация о домашнем задании - 1мин.



© 2010-2022