Конспект урока по литературе Анализ рассказа И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока.

  1. Организационный момент.



  1. СЛАЙД 2 Слово учителя.

В годы, предшествующие Первой мировой войне, И.А.Бунин размышляет над тем, что станет впоследствии главным в его творчестве, - над трагизмом человеческого существования. В этом заметен знак времени. По мере развития русского общества на смену наивному оптимизму («правота истории», «светлое будущее», «счастье народа») пришло боле сложное и более трагичное осознание проблем личности. Вопрос о «смысле жизни» стал горячо обсуждаться русской прессой. На смену старым концепциям пришли новые, наиболее популярной из которых была теория «живой жизни», впрочем, понимаемая по-разному: для писателя В.Вересаева жить «живой жизнью» - значит следовать природе, проникнуться чувством неисчерпаемой самоценности жизни, для Л.Н.Толстого - сама жизнь есть Бог, жить «живой жизнью» - значит погрузиться в радостный поток бытия и тем самым приобщиться к его таинственной сути. Большинство публицистов и писателей именно так понимали сущность «живой жизни». Споры об этом нашли отражение и в творчестве И.А.Бунина. Отношение его к этой теории, как и ко всем прочим, было отрицательным («живая жизнь» не может быть результатом рационально осуществляемой рациональной теории). Однако И.А.Бунину было свойственно понимание «живой жизни» как чувства упоения жизнью, жажды полноты бытия.

Понятие «живой жизни» необходимо для понимания интерпретации многих произведений И.А.Бунина, в частности рассказа «Господин из Сан-Франциско» и рассказов о любви.



  1. Слайд 3 Проверка индивидуального задания - сообщение об истории создания рассказа «Господин из Сан-Франциско» по найденным самостоятельно источникам.

  2. Беседа по вопросам:

  • Каково ваше впечатление от бунинского рассказа?

  • В чем вы увидели особенности сюжетной организации произведения?

(Границы рассказа оказываются шире границ истории о неудачнике-американце: повествование по воле автора продолжается, и выясняется, что поведанная история - лишь часть общей картины жизни, находящейся в поле зрения автора)

  • По свидетельству самого писателя, непосредственным импульсом к возникновению замысла стало название повести немецкого писателя Т.Манна «Смерть в Венеции» (этот заголовок бросился ему в глаза, когда он рассматривал витрину книжного магазина), поэтому он первоначально назвал рассказ «Смерть на Капри». Как вы думаете, почему автор впоследствии изменил название рассказа? Слайд 4

  • Какое значение имеет основное место действия в рассказе?

(Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации.)



  1. Слайд 5

Беседа по вопросам слайда



  1. Работа в группах (реализация домашнего задания)

Работая в группах, учащиеся должны представить друг другу выполненные домашние задания, совместно отобрать необходимую, важную информацию по теме, самостоятельно оформить 1-2 слайда презентации, содержание которых будет демонстрировать отчет о работе группы.

Слайды 6, 7, 8

  1. Проверка работы групп.

Представление созданных слайдов.



  1. Слайд 9

Выводы анализа произведения



  1. Слайд 10 Рефлексия

Заполнение учащимися анкет.















Урок литературы. 11 класс

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ№164 Викман Н.А.

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Технологии обучения: диалоговое общение, индивидуальное сообщение, работа в группах, совместное создание презентации в Googl диск с помощью оборудования «Мобильный класс»

Оснащение урока: ноутбуки для работы в группах «Мобильный класс»

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

- изучение и анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

- совершенствование навыков анализа эпического произведения

- развитие умения внимательного чтения произведения

- развитие монологической и диалогической речи учащихся

- развитие умения работать в группах

- воспитание уважения к чужому мнению

Планируемые результаты:

  1. Познавательные УУД : умение искать информацию в разных источниках, умение выделять существенную для решения поставленной задачи информацию, умение находить причину и следствие поступков, умение анализировать произведение, умение делать выводы.

  2. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование своей работы, нахождение рационального способа работы.

  3. Коммуникативные УУД: задавать/отвечать на вопросы, работать в группе, вносить вклад в совместные действия, слушать одноклассников, отстаивать свою позицию.

Предваряющее домашнее задание к уроку:

  • Прочитать рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

  • Индивидуальное сообщение «История создания рассказа «Господин из Сан-Франциско» (по самостоятельно найденным источникам)

  • Задания для трех групп:

- 1 группа: определить тематику рассказа, особенности сюжета, композиции произведения, конфликт произведения;

- 2 группа: образ главного героя произведения (портрет, манеры, характер)

- 3 группа: художественные приемы и средства выразительности: антитеза, деталь, эпитеты (цитаты из текста)



© 2010-2022