Программа элективного курса Зарубежная литература для 9 класса

Актуальность и новизна программы заключается в том, что элективный курс «Зарубежная литература», охватывающий период от античности до зарубежной прозы XX века, дает возможность закрепления литературной базы, полученной учащимися на основных уроках литературы, а также закладывает «фундамент», обеспечивающий более продуктивное восприятие курса русской литературы 10 – 11 класса. Актуальность проблемы взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур определяется не только новым уровнем науки о л...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка


С ранних лет перед школьниками открывается прекрасный мир родной литературы. В душе каждого молодого читателя на всю жизнь запечатлеваются великие образы, созданные русскими мастерами слова. Немало вопросов возникает у обучающихся на пороге их жизненного пути. И если не на все, то на многие из них подсказывают ответы страницы любимых книг, - ведь на этих страницах отражён опыт поколений. Книжные богатства неисчерпаемы. И важно воспитать в себе хороший вкус.

Литература зарубежных стран способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества. Безусловно, в школьном литературном образовании большое место принадлежит зарубежной литературе, и надо помнить, что «ни одна великая национальная литература не развивалась вне живого и творческого взаимодействия с литературами других народов»1.

Первоначально курс был запланирован в рамках модульного обучения и включал в себя всего 10 часов. Учитывая установившуюся тенденцию на сокращение часов литературы (что подтверждает федеральный базисный учебный план), возникает естественный вопрос: «Как интенсифицировать литературное образование в этих условиях?» Самый результативный, на наш взгляд, выход - это внедрение курсов дополнительного образования за счет элективного курса в 9 классе.

В связи с переходом к профильной школе и возможностью внедрения элективного курса в основу составления данной программы положен историко-литературный принцип: начиная с античности и заканчивая литературой XX века. Это, несомненно, расширит кругозор девятиклассника, поможет отработке навыков сравнительного анализа, а главное - обеспечит усвоение основного курса русской литературы не в оторванности, а в тесной взаимосвязи с мировой, ведь только такой подход к произведению можно считать целостным.

Зарубежная литература - важная, неотъемлемая часть школьного литературного образования. Особенно актуально ее преподавание в связи с активизацией проблемы межкультурной коммуникации в современном литературоведении. Необходимо помнить и о том, что происхождение нравственных норм как определенной ступени развития человеческой цивилизации лежит в основе античной мифологии и литературы, что еще раз подтверждает важность этого предмета.

Актуальность и новизна программы заключается в том, что элективный курс «Зарубежная литература», охватывающий период от античности до зарубежной прозы XX века, дает возможность закрепления литературной базы, полученной учащимися на основных уроках литературы, а также закладывает «фундамент», обеспечивающий более продуктивное восприятие курса русской литературы 10 - 11 класса. Актуальность проблемы взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур определяется не только новым уровнем науки о литературе, но и эволюцией самой литературы. Точно и современно звучит утверждение о том, что, «кроме частных историй отдельных народов, есть еще история человечества». Поэтому очень актуально звучат вопросы, касающиеся духовно-нравственного совершенствования личности.

  • Программа основана на тщательном отборе произведений с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся;

  • Одна из важных задач программы - раскрытие гуманистического характера творчества писателей, что проявляется в интересе к личности человека, его духовному миру, творческим возможностям, к его судьбе.

Преподавание зарубежной литературы - процесс, обеспечивающий непременное взаимодействие учителя и учащихся. Зарубежная литература вызывает неизменный интерес, побуждает желание окунуться в ее фантастический, загадочный мир.

Программа «Зарубежная литература» выстроена согласно требованиям, предъявляемым ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897), и учитывает личностный аспект, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметный аспект, включающий освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметный аспект, включающий освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

При разработке программы «Зарубежная литература» было использовано «Пособие для факультативных занятий в старших классах средней школы. Зарубежная литература» (под ред. Тураева С.В.), «История зарубежной литературы XIX века» (под ред. Засурского Я.Н., Тураева),

«Зарубежная литература XX века» (под ред. Пуришева Б.И., Михальской Н.П.), программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля (под редакцией Есина А.Б., Кутузова А.Г.), с включением гимназического компонента. Гимназическое литературное образование ориентировано на обучение и воспитание учащихся, способных к активному интеллектуальному труду, на формирование личности, готовой к творческой деятельности в различных областях фундаментальных наук, обеспечивает максимальное стимулирование мыслительных процессов у учащихся, самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность, расширение и углубление программ традиционных предметов, создание условий для развития и самореализации учащихся. Поэтому программа построена с учётом основных принципов педагогики сотрудничества, является значимой и актуальной, так как способна формировать культуру художественного восприятия литературного произведения.

Цели курса:

  • формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества;

  • формирование культуры восприятия художественной литературы и воспитание эстетического и языкового вкуса;

  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), а также способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

  • формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Задачи курса:

  • формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • приобщить обучающихся к художественным богатствам всемирной литературы;

  • формировать представление об основных чертах, закономерностях развития, эстетических открытиях литературы;

  • научиться смысловому чтению для воспитания квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  • учиться овладению процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

  • научиться осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, а также многоаспектным диалогом.

Мировая литература все основательнее входит в круг произведений, изучаемых в школе. Ее огромное образовательное и воспитательное значение бесспорно. Ориентация школьной программы на знакомство учащихся с историей мировой литературы в ее лучших образцах представляется глубоко оправданной и обеспечивает формирование культуроведческой компетенции. Произведения, включенные в нее, должны стать частью духовного мира учащихся, расширить их филологическую культуру, обогатить эстетически.

Часы, отведенные на изучение творчества иностранных классиков, предоставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания не только родной литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса, но и на всестороннее становление личности.

II. Содержание программы

Теоретический курс обучения

Тема 1. Вводное занятие. Специфика курса, общая характеристика литературного процесса. Место курса в контексте мировой литературы.

Тема 2. Художественный мир античной литературы. Культура Древней Греции как часть великого наследия. Героика, высокие гуманистические идеи греческой литературы. Мифология. Гомер «Одиссея». Композиция и сюжет. Гомеровский эпос.

Тема 3. Эпоха Средневековья. Исторические условия развития итальянской литературы в Средние века. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Жанр, композиция замысел произведения. Реализм в изображении человека. Гуманистические тенденции Данте в комедии. Сопоставление взглядов Данте и И. Босха («Сады земных наслаждений»).

Тема 4.Эпоха Возрождения. Внимание к внутреннему миру человека, его сложному душевному состоянию. Эпоха расцвета духовной жизни, «возрождение» античной культуры. В. Шекспир. «Гамлет». Проблематика трагедии. Социальный и философский характер конфликта. «Вечные» темы и проблемы в трагедии. Образ Гамлета на сцене и в кино.

Тема 5. Эпоха Просвещения. Многообразие направлений в литературе и искусстве. Естественный человек, носитель просветительского идеала - герой просветительской литературы. Гуманизм творчества Ф. Шиллера. «Кубок», «Перчатка».

Тема 6. Литература нового времени. Романтизм как целая эпоха в истории литературы Европы. Художественные завоевания романтиков, жанровые особенности; внимание к судьбам человеческой личности, мастерство анализа человеческих страстей, диалектика добра и зла. Д.Г. Байрон. «Корсар». Представление о байроническом романтическом герое.

Тема 7. Критический реализм. Изображение социального характера, создание образа, воплощавшего типические черты современного общества. Художественное освоение действительности. П. Мериме. «Маттео Фальконе» (история о корсиканских нравах, гордых и суровых, свято чтущих закон людях)., «Кармен». Изображение сильных характеров в образах Кармен и Хосе. Психологизм повествования. Полемика Мериме с романтиками («снятие» романтических эффектов), особенности композиции. Ж. Бизе. Опера «Кармен».

Тема 8. Литература XX века. Принцип гуманизма в литературе XX века: отношение к человеку как к величайшей ценности. Человек, его внутренний мир, причины и мотивы поведения - главные объекты художественного исследования. Психологизм как ведущий художественный принцип. Э. Хемингуэй. «Старик и море». Роль русской литературы в становлении Хемингуэя как писателя.

Практический курс (по разделам)

Тема 1.

Вводное занятие. Знакомство с писателями.

Тема 2-3.

Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения. интерпретация прочитанных мифов (иллюстрирование, инсценирование);

презентация о Гомере; размышления на тему «Почему Гомера считают легендарным основателем европейской литературы, а его поэмы - энциклопедией жизни древних греков?»

Тема 4-5.

Презентация о жизни Данте Алигьери. Сообщения о творчестве Микеланджело («Страшный суд»), И. Босха («Сады земных наслаждений»). Сравнительная характеристика.

Сочинение на тему «Сила и слабость человека в западноевропейской средневековой литературе».

Тема 6-7.

Презентация о творчестве В. Шекспира; текстуальный анализ трагедии,

сопоставительный анализ интерпретаций образа Гамлета на сцене и в кино; сочинение на тему «Гамлетианство умерло, Гамлет жив!»

Тема 8-9.

Презентация о жизни Ф. Шиллера.

Сочинение на тему «Почему темы испытания и человеческого достоинства так важны для Ф. Шиллера?»

Тема 10-11.

Презентация о жизни и творчестве Байрона.

Сравнительная характеристика образа моря в творчестве А.С. Пушкина («К морю»), В.А. Жуковского «Море»).

Размышления на тему «Загадочен и вечно одинок…»

Тема 12-13.

Презентация о жизни и творчестве П. Мериме;

сопоставительная характеристика эпизодов из «Маттео Фальконе» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

диспут на тему «Что есть наказание и кто или что имеет право определить степень её тяжести?» ( По словами американского философа и психолога Эрих Фромма: «Мир отца - <…> это мир закона и порядка, мир преодолений, логики, долга и чести»).

Тема 14-15.

Презентация о жизни и творчестве Э. Хемингуэя.

Творческая работа на тему «В чём заключается философский смысл повести Э. Хемингуэя «Старик и море?»

Создание сиквейна.

Тема 16-17.

Выступления на тему «Роль курса в моем понимании и восприятии зарубежной литературы» (исследовательские и проектные работы, сочинение-рецензия на прочитанную книгу - на выбор).



III. Учебно-тематический план:


Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Введение в курс «Зарубежная литература». Специфика курса, общая характеристика литературного процесса. Место курса в контексте мировой литературы.

1

2-3

Художественный мир античной литературы. Культура Древней Греции как часть великого наследия. Героика, высокие гуманистические идеи греческой литературы. Мифология. Мир гомеровских героев («Одиссея»: обзор с обсуждением отдельных фрагментов). Композиция и сюжет. Гомеровский эпос.

Практика:

интерпретация прочитанных мифов (иллюстрирование, инсценирование);

презентация о Гомере;

размышления на тему «Почему Гомера считают легендарным основателем европейской литературы, а его поэмы - энциклопедией жизни древних греков?»

Темы для самостоятельной работы:

1.Что особенного вам запомнилось в поэме? Кто из героев привлек больше ваше внимание?

2.Какова роль мифологии в последующем развитии литературы.

Метапредметные связи:

история (характеристика эпохи), этнография (культура, традиции, обычаи), скульптура (особенности изображения человека).

2

4-5

Эпоха Средневековья. Исторические условия развития итальянской литературы в Средние века. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Жанр, композиция замысел произведения. Реализм в изображении человека. Гуманистические тенденции Данте в комедии. Сопоставление взглядов Данте и И. Босха («Сады земных наслаждений»).

Практика.

Презентация о жизни Данте Алигьери. Сообщения о творчестве Микеланджело («Страшный суд»), И. Босха («Сады земных наслаждений»). Сравнительная характеристика.

Сочинение на тему «Сила и слабость человека в западноевропейской средневековой литературе».

Темы для самостоятельной работы:

1.Место Ада в дантовской системе мироздания.

2. Проанализируйте систему античных образов «Ада».

Метапредметные связи:

История (характеристика эпохи), культурология (направление, отличительные черты эпохи средневековья), музыка (музыкальные интерпретации), живопись (интерпретации в творчестве художников), архитектура, литературоведение (знакомство с литературоведческими терминами), русская литература XIX-XX веков (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Л. Андреев «Иуда Искариот», В. Быков «Сотников»).

2

6-7

Эпоха Возрождения. Внимание к внутреннему миру человека, его сложному душевному состоянию. Эпоха расцвета духовной жизни, «возрождение» античной культуры. В. Шекспир. «Гамлет». Образ человека позднего Возрождения. Проблематика трагедии. Социальный и философский характер конфликта. «Вечные» темы и проблемы в трагедии. Образ Гамлета на сцене и в кино.

Практика:

презентация о творчестве В. Шекспира; текстуальный анализ трагедии,

сопоставительный анализ интерпретаций образа Гамлета на сцене и в кино; сочинение на тему «Гамлетианство умерло, Гамлет жив!»

Темы для самостоятельной работы:

  1. Высокая миссия человека в трагедии Шекспира «Гамлет».

  2. «Быть или не быть…» (Идеалы и сомнения шекспировского героя).

  3. Трагедия Офелии.

  4. Моё отношение к Гамлету.

Метапредметные связи:

Живопись и биология (Леонардо да Винчи. Трактат об анатомии «De figura humana» (1489) (атлас об изучении пропорций различных частей тела), золотое сечение); кино и театр (интерпретация образа Гамлета), русская литература (А.С. Пушкин «Борис Годунов», Б.Л.Пастернак «Гамлет»), литературоведение (знакомство с терминами драматического произведения), культурология (направление, отличительные черты эпохи Возрождения).

2

8-9

Эпоха Просвещения. Многообразие направлений в литературе и искусстве. Естественный человек, носитель просветительского идеала - герой просветительской литературы. Гуманизм творчества Ф. Шиллера. «Кубок», «Перчатка».

Практика:

Презентация о жизни Ф. Шиллера.

Сочинение на тему «Почему темы испытания и человеческого достоинства так важны для Ф. Шиллера?»

Темы для самостоятельной работы:

1.Сравните переводы быллады Ф.Шиллера «Перчатка» и В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Отметьте различия в деталях сюжета и в стихосложении.

2. Какие признаки жанра баллады присутствуют в стихотворении А.А. Ахматовой «Сероглазый король»?

Метапредметные связи:

География и история (карта Европы и подробная карта Германии), русская литература (переводы В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова), культурология (направление, отличительные черты эпохи Прсвещения), литературоведение (знакомство с литературоведческими терминами), живопись (иллюстрации Б. Дехтерева)

2

10-11

Литература нового времени. Романтизм как целая эпоха в истории литературы Европы. Художественные завоевания романтиков, жанровые особенности; внимание к судьбам человеческой личности, мастерство анализа человеческих страстей, диалектика добра и зла. Д.Г. Байрон. «Корсар». Представление о байроническом романтическом герое.

Практика:

Презентация о жизни и творчестве Байрона.

Сравнительная характеристика образа моря в творчестве А.С. Пушкина («К морю»), В.А. Жуковского «Море»).

Размышления на тему «Загадочен и вечно одинок…»

Темы для самостоятельной работы:

1.Мотивы Байрона в лирике М.Ю. Лермонтова.

2.Байронизм подлинный и фальшивый (Печорин и Грушницкий).

3.Как понимать слова М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…»?

4.В чём вы видите влияние зарубежной романтической традиции на русских романтиков?

5. Поэма «Корсар» в живописи и музыке.

Метапредметные связи:

культурология (направление, отличительные черты романтизма), история (характеристика эпохи), русская литература (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), живопись (иллюстрации Эжена Делакруа), театр (балет А. Адана)

2

12-13

Критический реализм. Изображение социального характера, создание образа, воплощавшего типические черты современного общества. Художественное освоение действительности. П. Мериме. «Маттео Фальконе» (история о корсиканских нравах, гордых и суровых, свято чтущих закон людях). «Кармен». Изображение сильных характеров в образах Кармен и Хосе. Психологизм повествования. Полемика Мериме с романтиками («снятие» романтических эффектов), особенности композиции. Ж. Бизе. Опера «Кармен».

Практика:

презентация о жизни и творчестве П. Мериме;

сопоставительная характеристика эпизодов из «Маттео Фальконе» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

диспут на тему «Что есть наказание и кто или что имеет право определить степень её тяжести?» ( По словами американского философа и психолога Эрих Фромма: «Мир отца - <…> это мир закона и порядка, мир преодолений, логики, долга и чести»).

Темы для самостоятельной работы:

1. Образ Кармен в новелле П. Мериме и опере Ж. Бизе.

2. Маттео Фальконе и Тарас Бульба: сопостовительный анализ.

Метапредметные связи:

Истрия (характеристика эпохи), этнография (культура и обычаи, суровые законы корсиканцев), Библия, русская литература (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»), театр (балет «Кармен»), культурология (направление, отличительные черты реализма), психология (особенности поведения человека в сложной ситуации выбора).

2

14-15

Литература XX века. Принцип гуманизма в литературе XX века: отношение к человеку как к величайшей ценности. Человек, его внутренний мир, причины и мотивы поведения - главные объекты художественного исследования. Психологизм как ведущий художественный принцип. Э. Хемингуэй. Роль русской литературы в становлении Хемингуэя как писателя. «Старик и море». Проблематика, символизм, библейские реминисценции, образ старика.

Практика:

Презентация о жизни и творчестве Э. Хемингуэя.

Творческая работа на тему «В чём заключается философский смысл повести Э. Хемингуэя «Старик и море?»

Создание сиквейна.

Темы для самостоятельной работы:

1.Образ море в повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

2. Сравнительный анализ повести Э.Хемингуэя «Старик и море» и анимационного фильма А. Петрова «Старик и море».

Метапредметные связи:

культурология (направление, отличительные черты реализма в XX веке), история (характеристика США эпохи Хемингуэя), Библия, русская литература (В.П. Астафьев «Царь-рыба»), экология (сохранение природы), кинематография (м/ф А. Петрова)

2

16-17

Читательский семинар.

Творческий отчёт.

Практика: выступления на тему «Роль курса в моем понимании и восприятии зарубежной литературы» (исследовательские и проектные работы, сочинение-рецензия на прочитанную книгу - на выбор).

2


Всего:

17 часов




Результаты обучения:

Обучающиеся должны уметь:

  • умение выделять этическую, социально-историческую, нравственно-философскую проблематику произведения;

  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведений;

  • умение самостоятельно анализировать произведение и их фрагменты;

  • умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров;

  • умение владеть культурой диалогической речи;

  • умение давать самостоятельную и обоснованную оценку произведения;

  • грамотно, выразительно, логически последовательно излагать литературный материал;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие филологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающиеся должны знать:

  • тексты произведений в рамках данного курса;

  • жизненный и творческий путь писателей, чьё творчество изучается в рамках данного курса;

  • отличительные черты каждой изучаемой эпохи;

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателям;

  • выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

  • видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • интерпретировать произведение в контексте художественной культуры и традиции.

Эффективность работы по программе обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой учащихся. В связи с этим используются такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации. При этом учащиеся приобщатся к работе с разнообразной научно-популярной литературой, что будет способствовать повышению интереса к литературе у учащихся и более качественному его усвоению, выявить которое позволяют тестирование, творческие работы (сочинения, рефераты, проекты, творческие отчёты).

IV. Учебно-методическое обеспечение

Главным условием для реализации образовательной программы «Зарубежная литература» является сам педагог, который должен владеть методикой преподавания курса, иметь базовые знания по гуманитарным, естественно-математическим дисциплинам, живописи и музыке, иметь хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности. Живое слово преподавателя, его художественно-эстетический вкус, мастерское владение словом, языком являются примером для обучаемых. Для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определённые условия:

  1. Тексты произведений авторов, изучаемых в разделах курса.

  2. Наличие методической литературы:

  • Тураев С.В., Дюшен И.Б. и др. Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий в старших классах средней школы. М., Просвещение, 1984.

  • История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Засурского Я.Н., Тураева С.В. М., Просвещение, 1982.

  • Зарубежная литература XX века. Под ред. Пуришева Б.И., Михальской Н.П. М., Просвещение, 1986.

  • Искусство. Книга для учителя. В 3-х частях. М., Просвещение, 1987.

  • Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. М., 1994.

  • Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. Ч.1. М., 2005.

  1. Творчество художников (Микеланджело, Босха, Делакруа и др.)

  2. Творчество композиторов, исполнителей, актёров театра и кино (Адан, Плисецкая, Высоцкий, Смоктуновский и др.)

  3. Фонотека классической музыки.

  4. Репродукции картин великих художников.

  5. Уютное эстетическое пространство для занятий (правильное освещение, доска для демонстраций и объяснений, средства ТСО, компьютерное обеспечение для презентаций).

Образовательный курс программы рассчитан на 17 часов обучения и построен на групповой и индивидуальной форме работы. Занятия проводятся в классе один раз в неделю в течение II полугодия, проходят на базе МАОУ гимназии № 29 г. Томска.

Отражение и учёт результативности идёт через принципы совместной деятельности педагога и обучающегося:

- принцип воспитывающего обучения;

- принцип мотивации к обучению;

- принцип постепенности, последовательности, систематичности, наглядности;

- связь теории с практикой.

Основные методы и приёмы, используемые на занятиях:

  • информационно-рецептивный (или объяснительно-иллюстративный);

  • метод творческого восприятия (метод творческого чтения);

  • репродуктивный;

  • анализирующе-интерпретирующий (поисковый, исследовательский);

  • интегрирующий.

Учебно-познавательная деятельность должна строиться на принципах совместной (групповой, коллективной) работы. Это очень эффективный способ, который позволяет реализовать поставленные цели в процессе обучения, приучая детей к исследовательской работе, что вызывает у обучающихся не только заинтересованное отношение к предмету, но и требует большого напряжения и творческой активности. Использование разнообразных форм организации обучения также способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Формы уроков литературы

Приёмы обучения

Приёмы обратной связи

Творческие работы

*урок-лекция;

*урок-семинар;

*урок-исследование;

*урок-зачёт;

*лабораторная работа (лингвосмысловой анализ текста);

*интегрированный урок;

*урок-конференция

*лекция учителя;

*работа с текстом (анализ);

*эвристическая беседа;

*выразительное чтение;

*комментированное чтение;

*рассказ учителя;

*устное словесное рисование;

*художественный пересказ;

*составление тезисного плана;

*сравнительный анализ эпизода произведения и фрагмента из кинофильма

*проверка знания текста;

*конспект урока;

*сочинение;

*письменный ответ на проблемный вопрос;

*анализ эпизода;

*эйдос-конспект;

*инсценирование эпизода из произведения;

*литературная игра;

*устный ответ на проблемный вопрос;

*выступление с исследовательской или проектной работой

*рефераты;

*доклады;

*сочинения;

*устное сообщение;

*иллюстрирование;

*проект

*исследовательская работа;

*творческий отчёт.



V. Список литературы по программе:

1. Лыссый Ю.И., Воронин Л.Б. Зарубежная литература XX века. Учебная хрестоматия для общеобразовательных школ. М., Мнемозина, 2004.

2. Зарубежная литература XVII-XVIII в.в. Хрестоматия. Составитель Артамонов С.Д. М., Просвещение, 1982.

3. Артамонов С.Д. Литература Средних веков. Книга для учащихся старших классов. М., Просвещение, 1992.

4. Ивашева В.В. История зарубежных литератур XIX века. Т. 1. М., 1955.

5. Электронные учебники по истории зарубежной литературы. gumfak.ru/zarub.shtml





Программа элективного курса Зарубежная литература для 9 класса

1 Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. - Л., 1979. С. 71.

15

© 2010-2022