- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка в 9 классе на тему: Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему: Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нуртаева У.К. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
9 класс Русский язык Тема урока : Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели и задачи урока:
-
дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;
-
познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;
-
научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
-
познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;
-
повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.
Обеспечение: тетрадь, учебник, тесты, компьютерная презентация (Приложение 1).
Раздаточный материал: тест (Приложение 2)
Ход урока
I. Орг. Момент (Здравствуйте, садитесь. Надеюсь, мы с Вами плодотворно поработаем).
II. Актуализация прежних знаний
Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с чтения и комментирования эпиграфа урока, а затем лексическая разминка.
Какая глыба-русский язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…
Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это - удел юных и настойчивых…
Дерзайте, юные, ищите, постигайте, творите!
К.Г.Паустовский
-
Лексическая разминка (Слайд 2)
-Что такое паронимы?
Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
-Дайте определение паронимам: адресат - адресант, невежа - невежда, описка - отписка
Адресат - тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. (Слайд 3)
Адресант - тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Невежда - малообразованный человек.
Описка - ошибка по рассеянности в письменном тексте.
Отписка - бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.
СИНОНИМЫ (греч.) - слова, различные по звучанию, но совпадающие по значению («конь - лошадь»; «отважный - смелый - храбрый - мужественный - бесстрашный» и т.п.). Структурность значения слова (см. Семасиология) приводит к тому, что обычно совпадение значения в С. бывает не полным, а частичным. Так, С. могут дифференцироваться:
а) по обозначаемым ими предметам (С. «скоморох - лицедей - комедиант - актер - артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актера (ср. следующий пункт б));
б) по социальной оценке обозначаемого предмета (С. «жалованье - зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению);
в) по применимости в том или ином стиле речи (С. «конь - лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка С. «лошадь» произведет комический эффект);
г) по этимологическому значению, к-рое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый - бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором - с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы);
д) по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме Пушкина:
«Какое хочешь имя дай
Твоей поэме полудикой
Петр Длинный, Петр Большой , но только Петр Великий
Ее не называй». (Слайд 4)
-
Тестовая работа (Приложение 2) (Слайды 5-6)
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
-
сув_ренный, зап_ереться , р_туал
-
п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
-
вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор
-
безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
-
они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
-
колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
-
слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
-
снежинки та_т; засе_вший поле
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
-
(долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
-
(мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
-
(изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь
-
(всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
КЛЮЧ: 2,3,2
-
Фронтальная беседа (Слайды 7-9)
-
На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
-
Как отличить союз от союзного слова?
-
Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.
III.Объяснение нового материала.
Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.
Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока
Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них (Слайд 10)
-
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 10-11)
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
СПП с придаточными причины и изъяснительным
Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе - к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 12)
Главное предложение
Придаточное предложение1-ой степени
Придаточное предложении 2-ой степени
-
Работа с учебником: чтение правила на стр.86. (Слайд 13)
-
Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
-
В каком случае запятая между ними ставится?
Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК
-
Знаки препинания при стечении союзов (Слайд 14)
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться
-
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 15-16)
-
Гимнастика для глаз. Следить за пчелой на мониторе.
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
(Когда…), [ ], (которых…).
СПП с придаточными определительным и времени
Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд17)
-
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 18-19)
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
СПП с придаточными времени
Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными (Слайд 20)
-
При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 21)
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…).
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
[ ], (когда…), (когда…), (когда…).
-
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 22)
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
-
Расставьте знаки препинания, составьте схемы (Слайд 23-24)
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
(Слайд 25)
IV. Закрепление. (Слайд 26)
-
Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1. [ ], (как…), (как…), (как…).
Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)
2. [ ], (когда…), (чтобы…).
Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)
3. (Когда…), [ ], (…которого…).
Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)
4. [ ], (что…), (которые…).
Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)
5. (Когда…), [ ], (хотя…).
Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)
6. [ ], (что…), (чтобы..).
Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение)
-
Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. (Слайды 27-28)
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)
V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. (Слайд 29)
-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
-Расскажите об особенностях пунктуации на "стыке" союзов при последовательном подчинении придаточных.
- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?
VI. Рефлексия. (Слайд 30)
Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.
Структура синквейна
1 строка - заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;
2 строка - два имени прилагательных;
3 строка - три глагола;
4 строка - фраза, несущая смысловую нагрузку;
5 строка - вывод, выраженный одним именем существительным.
Примеры синквейнов, написанных учениками (Приложение 3)
VII. Домашнее задание. (Слайд 31)
-
Упражнение 201 из учебника.
. Выполнить задание В8 из пособия для подготовки к ГИА
-
Написать сочинение-рассуждение "Что я знаю о СПП?"
(Слайд 32)
Литература
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс - М.: ВАКО, 2008
-
Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова "Русский язык. 9 класс" - М.: Издательсво "Экзамен", 2010
-
Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - 26-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2009