- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Беседа к 120-летию С. А. Есенина
Беседа к 120-летию С. А. Есенина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Локтионова Е.Н. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Я последний поэт России» - литературная беседа к 120-летию С.А.Есенина.
Цели беседы:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского поэта С.А.Есенина;
- прививать учащимся любовь к книге, воспитывать культуру чтения, бережное отношение к родному языку;
- привлечь учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.
Оформление: книжная выставка к 120-летию С.А.Есенина, выставка детских рисунков «Гой ты, Русь моя родная…», портрет С.А. Есенина.
Предварительная работа:
1. На уроке рисования в 3 «а» классе учащиеся были ознакомлены с биографией поэта, они прослушали записи произведений С.А.Есенина. Затем по просьбе библиотекаря дети нарисовали рисунки. Эти работы были выставлены в библиотеке на выставке детских рисунков «Гой ты, Русь моя родная…». К каждому рисунку было подобрано четверостишье.
-
По предложению педагога-библиотекаря учащиеся подготовили наизусть стихи С.А.Есенина по собственному выбору.
-
Была подготовлена презентация по биографии С.А. Есенина.
Участники: учащиеся 1 -7 классов (ГПД).
Добрый день, уважаемые читатели! Я рада приветствовать вас у себя в библиотеке, на нашей беседе, посвященном творчеству великого русского поэта С.А.Есенина. С раннего детства мы знакомимся с произведениями Сергея Александровича.
Давайте вспомним знакомые строки (варианты детей, а затем свои)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость…
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу…
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завела…
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Первой заботой отца, а, следовательно, и основным расходом семьи было образование детей, благо все трое - и Сергей, и Екатерина, и Александра - подрастали на редкость способными, «жадными на ученье».
Писать стихи Сергей Александрович начал во второклассной учительской школе в Спас-Клепиках, куда поступил после окончания четырехклассного училища в Константинове в сентябре 1909 года.
«Стихи начал слагать рано - напишет позже Есенин в своей автобиографии, - Толчки давала в этом бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи стал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»
«Эх, вы сани…»
Свое первое стихотворение «Береза» Есенин напечатал в 1914 году в детском журнале «Мирок». А вслед за ним появляются в печати другие удивительно лирические его стихи:
Сыплет черемуха снегом.
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы и этот паренек из рязанского села Константинова станет поэтическим сердцем России, которая для Есенина была началом всех начал, его опорой, животворным источником, где он черпал силу и вдохновение.
Учащиеся читают стихи:
«Гой ты, Русь, моя родная…»
«Несказанное, синее, нежное…»
«Край родимый, сердцу снятся…»
Он любил не только со «скирдами солнца в водах лонных» и с веселым плясом на лугах. Ему были близки и неказистые крестьянские избы, и «сенокос некошеный», и «скорбью вытерзанный люд», и «край забытый», «край-пустырь»…
Учащиеся читают стихи:
«Разбуди меня завтра рано…»
«Край ты мой заброшенный…»
На все мерзкое, бесчеловечное, тревожное, горькое в жизни откликалась его чуткая, внимательная душа. Он был очень добрым человеком и сочувствовал всему живому, людям и животным: «Для зверей приятель я хороший», «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле».
Учащиеся читают стихи:
«Собаке Качалова»
«Песня о корове»
«Песня о собаке»
В своих стихах широко использовал народные устно-поэтические традиции. В то же время его творческая манера отличалась неповторимой индивидуальностью. Противоречивая натура самого поэта ярко отразилась в его стихах. Они то пронзительно лиричны, то откровенно вызывающи. За свою короткую бурную жизнь Есенин успел создать не только великолепные лирические стихотворения, но и крупные эпические произведения - поэмы «Пугачев» (1921г.), «Баллада о двадцати шести» (1924г.), «Анна Снегина» (1925г.) и др.
Звучат записи песен:
«Мне осталась одна забава»
«Письмо матери»
Был он невысок, строен, весь какой-то удивительно подвижный. Свои стихи он читал слегка распевно, и везде его чтение захватывало весь зрительный зал.
Когда его современников-поэтов спрашивали, кто теперь большой поэт на Руси, они отвечали: «Несомненно, Сергей Есенин!» Г.Адамович писал о поэте: «…У Есенина есть место в русской поэзии, место свое, особое. Любовь к нему не случайна».
И это было истиной. Есенина любили все, кто соприкасался с его искренней, честной поэзией. Любят Есенина и сейчас, находя в его стихах каждый свое, близкое, чувствуя в поэте родного человека.
Звучат записи песен:
«Клен ты мой опавший»
«Отговорила роща золотая…»
Есенин ушел из жизни, но живет уже почти век неповторимое песенное есенинское слово. Казалось бы, все, о чем рассказывает поэт в стихах, он рассказывает о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас. За личной судьбой поэта встает его время, его эпоха. Из далеких двадцатых годов Сергей Александрович Есенин незримо шагнул в наше время и дальше - в будущее.
Наша беседа подходит к концу, спасибо всем за участие в нашем мероприятии. Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя, и это не последняя наша встреча.
Рассказ о С.А.Есенине сопровождается презентацией по биографии поэта и прослушиванием стихов и песен в исполнении известных актеров и школьников.
Анализ мероприятия.
Наша беседа окончена. Школьники ушли. Что они унесли с собой? Сегодня в их жизни появился новый поэт: СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН.
Школьники с большим интересом слушали и смотрели предлагаемый материал, было много вопросов. Многие активно принимали участие в подготовке нашей беседы, учили наизусть стихи, рисовали, и даже рассказывали дома о готовящейся беседе. У некоторых ребят родители, бабушки, дедушки любят творчество С.А.Есенина. Любовь к его поэзии действительно оказалась всенародной.
Лучшей оценкой нашей беседы я считаю то, что ко мне часто приходят ученики и интересуются, когда будет очередное мероприятие и чем они могут помочь в проведении следующего мероприятия.
Однако я считаю, что недостаточно полно была охвачена вся аудитория подготовкой к беседе к 120-летию С.А.Есенина. Некоторые вообще не проявили никакого участия в подготовке, поэтому были пассивны и невнимательны. Будем продолжать работать над этим.