- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-повторение по теме Сложносочиненное предложение
Урок-повторение по теме Сложносочиненное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мубаракова Н.Т. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Повторение и обобщение по теме «Сложносочиненное предложение»
Цель: повторение и обобщение материала по теме «Сложносочиненное предложение»,
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на
предыдущих занятиях
Задачи:
Обучающие: закрепить умения различать простые предложения с однородными членами и
сложносочинённые предложения; определять смысловые отношения в ССП между его
частями; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях; совершенствование
орфографических и пунктуационных навыков.
Развивающие: развивать умение классифицировать, формулировать выводы; развивать умение
объяснять особенности ССП, развивать коммуникативные навыки при работе в группе,
развивать познавательный интерес; творческие умения.
Воспитательные: содействовать воспитанию активности, взаимовыручки; воспитывать чуткое отношение к природе.
Тип: Урок - практикум
Методы: практический, словесный, наглядный, лингвистическая разминка
Формы работы: групповая, индивидуальная, дифференцированная работа в парах.
Оборудование: компьютерная презентация, постеры, раздаточные листы с заданием;
тексты диктантов.
Ход урока:
№
Этапы занятия
Содержание занятия
1
I. Организационный момент. Вступительное слово.
Психологический настрой на занятие.
- Какое время года за окном? (осень).
- Как вы думаете, бывает у осени настроение? Какое? У неё, как и у нас, разное настроение.
Посмотрите, какая разная, но неизменно прекрасная осень на картине! Я желаю вам
прекрасного и бодрого настроения на целый день!
- На основе беседы и работы с предложениями про осень, мы проведем наш урок повторения.
II. 1. Актуализация прежних знаний
- Какой раздел русского языка мы изучаем? (синтаксис)
- Назовите основные единицы синтаксиса. (словосочетание и предложение)
- Над какой единицей мы сейчас работаем? (предложение)
2. Составление кластера к слову «Предложение»
3. Сообщение целей урока.
Сегодня мы повторим все, что знаем о сложносочиненных предложениях - их структуру,
смысловые отношения между частями в ССП, знаки препинания в СПП, типы сочинительных
союзов, выполним тренировочные задания.
4. Защита постеров по группам.
5. Теоретический вывод:
Соединительные
Разделительные
Противительные
Союзы
и, да (и), ни-ни,
тоже, также
или (иль), либо, то - то,
не то - не то, то ли - то ли
а, но, да (но), однако,
зато, же
Значение
одновременность или последовательность происходящих событий
чередование явлений
или взаимоисключения
явления противопоставляются одно другому
2
3
III. Практикум.
1. Выборочно-распределительная работа
Распределить по трём группам ССП.
Настала ранняя осень, и дни стали короче.
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба.
То солнце пригреет опустевшие поля, то ветер гонит быстрые тучи.
Ветра не было, но в саду всё падали листья.
Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода.
Вот откуда- то доносится крик одинокой птицы, или раздаётся неопределённый звук.
-
Теоретический вывод:
Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного предложения, отделяются
друг от друга запятыми.
Запятая ставится: 1. Перед одиночным союзом:
Солнце село, и мне уже пора было идти домой.
2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах:
Или он сам разговаривал с кем-нибудь, или кто- нибудь задавал ему вопросы.
Запятая не ставится если имеется:
1.Общий для всех частей второстепенный член предложения.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
2. Общее вводное слово:
К счастью, выглянуло солнышко и на небе появилась радуга.
3. Выборочное осложнённое списывание
Задание: Прочитать текст, выписать 2 и 3 предложения, выделить их грамматическую основу,
определить вид предложений, объяснить постановку знаков препинания.
Осенний листопад
На дворе осень. Это самое яркое время года. Листья кружатся в сказочном хороводе, и земля
покрывается золотым ковром. Жёлтые, красные, оранжевые листья срываются с деревьев
и плавно опускаются на землю. Они кружатся и, как будто танцуют вальс или танго. Осенью
все будто в сказке.
4. Словарная работа
Объяснение смысла слов и словосочетаний:
Яркое, сказочный хоровод, срываются, плавно опускаются.
5. Теоретический вывод: Следует различать:
ССП с соединительными союзами И Простые предложения с однородными
членами, соединёнными союзами И
Листья кружатся в сказочном хороводе, Жёлтые, красные, оранжевые листья
и земля покрывается золотым ковром. срываются с деревьев и плавно
опускаются на землю.
6. Работа по учебнику. Упражнение № 270 стр. 135
Вставьте в предложения подходящие союзы. Сделайте синтаксический разбор
2, 4, 6 предложений.
4
IV. Самостоятельная работа по группам.
1. Задание 1 группы: Найдите соответствия
1. Гроза разразилась,
2. То ли гречка цветёт,
3. Бабочки крыльями хлопали очень тихо,
1. а стрекозы крыльями пели звонко.
2. то ли речка течет
3. и дождь освежил томящуюся землю
Задание 2 группы: Схематический диктант
1. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо
2. То солнце светит, то дождь идёт.
3. Сверкнула молния, и послышался удар грома.
4. Солнце зашло за горы, но было еще светло.
Задание 3 группы: Конструирование сложносочинённых предложений.
5
V. Индивидуальное задание творческого характера.
1. По данному началу составить ССП и указать смысловое отношение
Наступила осень, ….
Начался дождь, …..
2. Перестроить данные предложения в ССП.
Рванул ветер и в воздухе закружил пыль.
Начался сильный дождь и быстро намочил все вокруг.
3. Перестроить ССП в простое с однородными глаголами.
Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом.
Солнце поднялось, и роса высохла.
6
VI. Обобщение по уроку
«Лингвистическое домино»
На столе каждой группы лежат карточки. В ходе игры карточки крепятся на доску.
Эта игра поможет нам отдохнуть и вместе с тем еще раз повторить теоретический материал.
Карточки разделены на два поля - левое и правое. В правом - вопрос, в левом - ответ. Первым
выходит к доске тот студент, у которого левое поле пустое, крепит свою карточку, зачитывает
вопрос из правого поля, садится на место. Следующим выходит тот студент, у которого на левом
поле карточки содержится ответ на вопрос из карточки первого студента; также крепит свою
карточку, зачитывает вопрос, садится и т.д.
7
-
Домашнее задание. Упражнение № 269 стр. 135
8
-
Комментирование оценок.