Урок-повторение по теме Сложносочиненное предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение и обобщение по теме «Сложносочиненное предложение»

Цель: повторение и обобщение материала по теме «Сложносочиненное предложение»,

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на

предыдущих занятиях

Задачи:

Обучающие: закрепить умения различать простые предложения с однородными членами и

сложносочинённые предложения; определять смысловые отношения в ССП между его

частями; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях; совершенствование

орфографических и пунктуационных навыков.

Развивающие: развивать умение классифицировать, формулировать выводы; развивать умение

объяснять особенности ССП, развивать коммуникативные навыки при работе в группе,

развивать познавательный интерес; творческие умения.

Воспитательные: содействовать воспитанию активности, взаимовыручки; воспитывать чуткое отношение к природе.

Тип: Урок - практикум

Методы: практический, словесный, наглядный, лингвистическая разминка

Формы работы: групповая, индивидуальная, дифференцированная работа в парах.

Оборудование: компьютерная презентация, постеры, раздаточные листы с заданием;

тексты диктантов.

Ход урока:

Этапы занятия

Содержание занятия


1

I. Организационный момент. Вступительное слово.

Психологический настрой на занятие.

- Какое время года за окном? (осень).
- Как вы думаете, бывает у осени настроение? Какое? У неё, как и у нас, разное настроение.

Посмотрите, какая разная, но неизменно прекрасная осень на картине! Я желаю вам

прекрасного и бодрого настроения на целый день!

- На основе беседы и работы с предложениями про осень, мы проведем наш урок повторения.

II. 1. Актуализация прежних знаний

- Какой раздел русского языка мы изучаем? (синтаксис)

- Назовите основные единицы синтаксиса. (словосочетание и предложение)

- Над какой единицей мы сейчас работаем? (предложение)

2. Составление кластера к слову «Предложение»

3. Сообщение целей урока.

Сегодня мы повторим все, что знаем о сложносочиненных предложениях - их структуру,

смысловые отношения между частями в ССП, знаки препинания в СПП, типы сочинительных

союзов, выполним тренировочные задания.

4. Защита постеров по группам.

5. Теоретический вывод:


Соединительные


Разделительные

Противительные

Союзы

и, да (и), ни-ни,

тоже, также

или (иль), либо, то - то,

не то - не то, то ли - то ли

а, но, да (но), однако,

зато, же

Значение

одновременность или последовательность происходящих событий

чередование явлений

или взаимоисключения

явления противопоставляются одно другому

2

3

III. Практикум.

1. Выборочно-распределительная работа

Распределить по трём группам ССП.

Настала ранняя осень, и дни стали короче.

Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба.

То солнце пригреет опустевшие поля, то ветер гонит быстрые тучи.

Ветра не было, но в саду всё падали листья.

Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода.

Вот откуда- то доносится крик одинокой птицы, или раздаётся неопределённый звук.

  1. Теоретический вывод:
Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного предложения, отделяются
друг от друга запятыми.

Запятая ставится: 1. Перед одиночным союзом:

Солнце село, и мне уже пора было идти домой.

2. Перед второй и последующими частями при повторяющихся союзах:

Или он сам разговаривал с кем-нибудь, или кто- нибудь задавал ему вопросы.

Запятая не ставится если имеется:

1.Общий для всех частей второстепенный член предложения.

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

2. Общее вводное слово:

К счастью, выглянуло солнышко и на небе появилась радуга.

3. Выборочное осложнённое списывание

Задание: Прочитать текст, выписать 2 и 3 предложения, выделить их грамматическую основу,

определить вид предложений, объяснить постановку знаков препинания.

Осенний листопад

На дворе осень. Это самое яркое время года. Листья кружатся в сказочном хороводе, и земля

покрывается золотым ковром. Жёлтые, красные, оранжевые листья срываются с деревьев

и плавно опускаются на землю. Они кружатся и, как будто танцуют вальс или танго. Осенью

все будто в сказке.

4. Словарная работа

Объяснение смысла слов и словосочетаний:

Яркое, сказочный хоровод, срываются, плавно опускаются.

5. Теоретический вывод: Следует различать:


ССП с соединительными союзами И Простые предложения с однородными

членами, соединёнными союзами И

Листья кружатся в сказочном хороводе, Жёлтые, красные, оранжевые листья

и земля покрывается золотым ковром. срываются с деревьев и плавно

опускаются на землю.

6. Работа по учебнику. Упражнение № 270 стр. 135

Вставьте в предложения подходящие союзы. Сделайте синтаксический разбор

2, 4, 6 предложений.

4

IV. Самостоятельная работа по группам.

1. Задание 1 группы: Найдите соответствия

1. Гроза разразилась,

2. То ли гречка цветёт,

3. Бабочки крыльями хлопали очень тихо,

1. а стрекозы крыльями пели звонко.

2. то ли речка течет

3. и дождь освежил томящуюся землю

Задание 2 группы: Схематический диктант

1. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо

2. То солнце светит, то дождь идёт.

3. Сверкнула молния, и послышался удар грома.

4. Солнце зашло за горы, но было еще светло.

Задание 3 группы: Конструирование сложносочинённых предложений.

5

V. Индивидуальное задание творческого характера.

1. По данному началу составить ССП и указать смысловое отношение

Наступила осень, ….

Начался дождь, …..

2. Перестроить данные предложения в ССП.

Рванул ветер и в воздухе закружил пыль.

Начался сильный дождь и быстро намочил все вокруг.

3. Перестроить ССП в простое с однородными глаголами.

Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом.

Солнце поднялось, и роса высохла.

6

VI. Обобщение по уроку

«Лингвистическое домино»

На столе каждой группы лежат карточки. В ходе игры карточки крепятся на доску.

Эта игра поможет нам отдохнуть и вместе с тем еще раз повторить теоретический материал.

Карточки разделены на два поля - левое и правое. В правом - вопрос, в левом - ответ. Первым

выходит к доске тот студент, у которого левое поле пустое, крепит свою карточку, зачитывает

вопрос из правого поля, садится на место. Следующим выходит тот студент, у которого на левом

поле карточки содержится ответ на вопрос из карточки первого студента; также крепит свою

карточку, зачитывает вопрос, садится и т.д.

7


  1. Домашнее задание. Упражнение № 269 стр. 135

8

  1. Комментирование оценок.


© 2010-2022