Великая сила глагола

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения. Пополнение словарного запаса, знания лексического значения новых слов, показать учащихся красоту и богатство русского языка, обилие синонимов. Научить детей работать в группе, проявлять творчество, использовать технические средства обучения, умение работать с текстом и дополнительным материалом. Воспитание активного образа жизни, стремления пополнять свои знания. Привитие любви к урокам рус...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Великая сила глагола



КГУ «Средняя школа имени Ленина» учитель русского языка и литературы Борамбаева У.А.


Великая сила глагола.


  1. Показать роль глагола в построении связных высказывании, обобщить знания о глаголе, полученные в 5 классе.

  2. Обогатить речь учащихся глаголами, развивать умение логически последовательно строить устную речь.

  3. Воспитывать у школьников интерес к предмету.

Оборудование: интерактивная доска, листы, фломастеры, стихи, загадки.

Ход урока.

  1. Настрой на успех.

  2. Опрос

Загадка: Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметом.

(Имя существительное)

Работа в группах.

I группа. Составить кластер «Имя существительное».

II группа. Правописание существительных.

Объяснить орфограммы, рассказать правило.

(предложения написаны на интерактивной доске).

Над (крыша) нашего дома пролетели журавли.

Мы зачерпнули (ковш) прохладную воду.

Зеленый горош...к рос под окном.

Быть камен…иком хорошо, а лет…иком лучше.

III группа. Морфологический разбор существительного (из предложений, данных на интерактивной доске).

Вывод: Роль существительного.

В русском языке 40% слов - существительные.

III. Объяснение нового материала

  1. Загадка: Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду - все в действиe придет.

Летит ракета, люди строят здания.

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

О какой части речи загадка? Назовите глаголы в загадке. Сегодня мы поговорим о глаголе, как единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами, они составляют 35% речи человека.


  1. Физминутка. (на интерактивной доске).

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

Какие движения мы делали сейчас?

Вывод: Глаголы передают движения.

Назовите ещё глаголы движения, запишем их на доске и в тетради.

Подберите синонимы к глаголу идти- брести, мчаться, шагать, тащиться, семенить, ползти, шествовать, лететь.

Определите их лексическое значение, отметьте оттенки значений.

Вывод: Обилие синонимов, их роль в речи.


  1. А сейчас понаблюдаем за ролью глагола в художественных произведениях.

Послушаем стихи, которые приготовили ваши одноклассники. Назовите глаголы, для чего они в тексте.

Ф.И. Тютчев.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен

А. Прокофьев

Над излучиной речной

Тихий сумрак лег ночной,

Из-за тучи выплыл месяц,

Месяц ходит, как ручной!

Он проходит над селом,

Стукнул в тучу, вызвал гром,

Над рекой остановился,

Всю засыпал серебром.

Вывод: Глаголы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть движение, свет, звук. Создают настроение. Глаголы описывают природные явления.

Посмотрите отрывки из стихов разных поэтов и вы увидите, насколько разнообразен мир глагола. (на интерактивной доске).

Уже румянит осень клены А. Майков

В саду горит костер

Рябины красной…

… С. Есенин

Все деревья блистают

В разноцветном уборе… К. Бальмонт

Уж небо осенью дышало…А. Пушкин

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.. С. Есенин

Запишите понравившееся предложение, сделайте его разбор.

Один ученик вызывается к доске.


  1. Работа с текстом. Чтение и выборочное списывание (текст на интерактивной доске). Прочитайте текст и выпишите глаголы движения.


Друг

Как он ласково при встрече,

Лапы мне кладет на плечи.

Как он скачет по двору,

Вызывает на игру.

Как заливисто он лает!

Как он любит малышей!

Как он хвостиком виляет,

Улыбаясь до ушей!

(В. Лифшиц)

Прочитайте, какие глаголы мы выписали. Как вы думаете ,какую роль играют глаголы? О ком рассказывает автор и что хочет передать?

  1. Работа над глаголами речи.

С самого раннего детство до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. Из живущих на земле существ только человек обладает даром речи. Чтобы назвать этот бесценный дар, человеческий гений создал большое количество глаголов, обозначающих речь, мысль, чувства.

Прослушайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная», назовите глаголы речи.

Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-Яга. Василиса встретила ее.

- Все ли сделано? - спрашивает Яга

-Изволь посмотреть сама, бабушка,- молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала , что не за что рассердиться, и сказала:

- Ну, хорошо!

Потом крикнула:

-Верные мои слуги, сердечные души, смелите мою пшеницу!

Назовите глаголы речи, как они подчеркивают характер героев сказки?

(молвила - потому что ласковая, добрая. Крикнула - злая, сварливая).

Подберите синонимы к глаголу говорить - шепнуть, сказать, сообщить, воскликнуть, возразить, намекнуть, переспросить, повторить.


  1. Составить таблицу соотношений

а) со значением речи вспомнить

улыбнуться

говорить

б) со значением чувств и ощущений удивиться

ужаснуться

в) обозначающие мимику,

жесты, движения говорящего подумать

рассказать

усмехнуться


  1. Работа с глаголами звучания.

Кроме речи человека, мы слышим звуки. Чтобы все многообразие звуков, человек сказал множество глаголов звучания. Много глаголов существует для обозначения звуков издаваемых птицами и животными. Прослушайте текст «Лесной оркестр» и выпишите глаголы, которые передают звуки леса. (Позже показать на интерактивной доске).

«Лесной оркестр»

В мае лесные жители поют и играют, кто на чем умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и камень, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят иволги, лает лисица. Косуля лает косуля, воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.

В. Бианка.

Какие глаголы вы выписали? Кто какие звуки издаёт?

Удалось ли автору раскрыть тему текста?

Почему удалось?

Оркестр - музыканты, совместно исполняющие на различных инструментах музыкальное произведение.


  1. А вы умеете слушать природу? Окружающий вас мир?

IV Домашнее задание.

Кто и как умеет слушать мы узнаем из ваших мини-сочинений, которые вы напишите дома. «Звуки зимнего леса», «Село проснулось».

V. Итоги урока.

Почему урок называется «Великая сила глагола»?

Ребята, сегодня много интересного, удивительного и чудесного мы узнали о силе глагола.

Предлагается написать синквейн «Глагол».

© 2010-2022