Технологическая карта урока Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока.

Тема

Е. ЧАРУШИН «КАК НИКИТА ИГРАЛ В ДОКТОРА»

Тип урока

Цели урока

ознакомить с содержанием произведения Е. И. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; создать условия, мотивирующие выражение своих мыслей и объективизацию индивидуального уровня понимания содержания произведения и авторской мысли; стимулировать речевую активность обучающихся; способствовать выработке быстрой реакции на вопрос,

развитию навыков выразительного чтения, умения задавать разумные вопросы и аргументированно высказываться при ответах, делать логические умозаключения.

Технологии, методы , приемы

Системно- деятельностный подход, проблемное обучение и т.д

Оснащение

Планируемые результаты

Предметные знают о жизни и творчестве Е. И. Чарушина; умеют осознанно и

читать небольшие тексты со скоростью, соответствующей своему индивидуальному темпу, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; получают возможность практически освоить понятия «орфоэпическое чтение», «орфографическое чтение», формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные - овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические - основы смыслового чтения художественных текстов; выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: уметь описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Технология обучения

Этапы

Деятельность учителя

Самоопределение к деятельности. Фиксация затруднений в деятельности.

− Кто такой писатель? художник?

- Может ли один и тот же человек быть и художником, и писателем?

- Пока вызывает затруднение ответ на этот вопрос, но, не правда ли, открывать для себя новые знания, искать ответ на поставленную учебно-познавательную задачу - именно это и делает наши уроки интересными и нужными.

Открытие нового знания.

- Я уверена, что, прослушав рассказ об одном замечательном человеке, вы сможете ответить на проблемный вопрос.

1. Рассказ учителя о биографии и творчестве Е. И. Чарушина.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Профессия архитектора требует быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник, по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».

Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк: кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица: чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками.

На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...

Моя мать − садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в её работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своём саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая всё живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель − трёхногий пёс Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц − чижей, щеглов, свиристелей… и голубей… Вот со всем этим связано моё раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания».

* * *

− Кем должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу?

− Закончив Академию художеств, Е. Чарушин стал работать в детском издательстве. Всё было хорошо у Чарушина, но ему словно этого было мало, и в печати появились рассказы Чарушина. Он писал не только о своих детских впечатлениях, у него есть рассказы и о детстве сына Никиты.

− Прочитаем рассказ Е. Чарушина «Как Никита играл в…».

− Отгадайте загадку:

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, − разрешит погулять. (Доктор.)

2. Первичное чтение рассказа Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора» учителем или хорошо читающими учениками.

− Кто такой Никита?

- Каким вы его представляете?

- Сколько ему лет? Как он выглядит?

− Рассказ по настроению грустный, серьёзный или весёлый?

- Что вам показалось особенно смешным?

3. Повторное чтение по цепочке.

4. Беседа по содержанию с выборочным чтением текста.

− Каким образом Никита из маленького мальчика превратился в доктора? Что он сделал?

− Скажите, доктор получился сердитый, строгий или вежливый? Всегда ли доктору хватает терпения?

− Научился Томка играть в больного? Как к этой игре относится писатель Е. Чарушин?

Беседа по вопросу учебника.

Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой; если нельзя, то почему?

2. Работа по карточкам.

Карточка 1.

 Какой характер был у Никиты? Соедините линией черты характера с именем героя:

любознательный

НИКИТА

любопытный

любит животных

трудолюбивый

фантазёр

наблюдательный

добрый

аккуратный

Итог урока.

− Кто написал произведение? (Е. Чарушин.)

- О чём это произведение? (О том, как Никита играл в доктора.)

− Каков жанр этого произведения? (Это рассказ.)

− Чему научил рассказ? (С животными нельзя играть так же, как с друзьями.)

«Я приучился с детства, - писал Чарушин, − понимать животное - понимать его движение и мимику. Мне и сейчас как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животных».

− В какие игры любите играть вы?



© 2010-2022