- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка на тему Ф. Стендаль Красное и черное
Методическая разработка на тему Ф. Стендаль Красное и черное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мержева Т.А. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Горловский колледж промышленных технологий и экономики
Методическая разработка
открытого занятия по литературе
«Ф.Стендаль «Красное и чёрное»
2015
Методическую разработку открытого занятия по внеклассному чтению подготовила преподаватель литературы Мержева Татьяна Анатольевна, 2015 - 23 с.
Рецензенты:
- Леонова Е.В., председатель регионального методобъединения, преподаватель гуманитарных дисциплин, специалист высшей категории Горловского колледжа промышленных технологий и экономики;
- Зябрева С.Э., зав. кафедрой педагогики, к.п.н., доцент высшего ученого заведения «Горловский институт иностранных языков»
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комисии дисциплин общеобразовательной подготовки (протокол № 1 от 31.08. 2015 г.)
Зам.директора по УР _____________________ Цыба О.Ю.
1СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
4
Методические рекомендации по использованию методической разработки
5
1
План занятия
6
2
Ход занятия
8
Приложения
16
Приложение А. Аннотации художественных произведений для проведения литературной викторины «Выход в свет»
17
Приложение Б. Список литературных произведений с «красными » и «чёрными» названиями
21
АННОТАЦИЯ
Современная школа, родители, образовательные организации и общественность, остро реагируя на упадок среди молодежи интереса к чтению, не только констатируют эту важную проблему, но и ищут возможности ее позитивного решения. Их усилия направлены в первую очередь на поиск новых стимулов в преподавании литературы и мотивации к чтению в условиях развития Интернета и СМИ.
Формирование широкой читательской культуры студентов в наше время нельзя ограничивать лишь аудиторными занятиями по литературе. Развитию мотивации к чтению способствуют занятия по внеклассному чтению, которые делают возможной систематизацию знаний воспитанников по литературе, приобретенных в школе и во время учебы в колледже, и приемы интерпретации литературного произведения, популярные сегодня (интерактив, компаратив и т.п.).
Методическая разработка обоснованно предлагает вариант организации и проведения открытого занятия по внеклассному чтению с целью демонстрации инновационных приемов работы с книгой. Составленная в соответствии с реализацией образовательных задач морально-этического и эстетичного воспитания молодежи, она содержит организационно - методические рекомендации, иллюстративный материал, предусматривает реализацию широкого спектра воспитательных заданий.
Встреча и обсуждение бессмертной книги с известным писателем, ведущим специалистом библиотеки и студенткой-выпускницей ГКПТЭ (людей разных поколений) в формате ток-шоу «Игра в бисер» продемонстрирует студентам настоящий интерес к чтению и литературе людей, независимо от рода деятельности, будет способствовать осознанию того, что книга прямо или косвенно формирует человека, что читать не только полезно, но и увлекательно, а также развитию у подростков интереса к литературоведческим и культурологическим телевизионным передачам.
Методические рекомендации по использованию методической разработки
«Ф.Стендаль «Красное и чёрное»
Методические рекомендации предназначены для преподавателей гуманитарных дисциплин, в первую очередь словесников, руководителей кружков филологической направленности, учителей общеобразовательных организаций, сотрудников библиотек, литературных студей и музеев, книжных магазинов и т.п.
Опыт проведения подобного занятия или его составных элементов (также и видеозапись) может быть использован при организации нестандартных занятий по литературе с целью разнообразия приемов анализа художественного текста, при проведении внеаудиторных мероприятий (заседаний кружка, кураторских часов (с привлечением родителей) соответствующей тематики, которые предусматривают форму презентации индивидуальных заданий студентов, а также применяться во время организации любых литературных мероприятий, встреч с писателями, недели популяризации гуманитарных дисциплин. Обуждение книги может проводится не только в учебном учреждении, но и в литературном музее, библиотеке и т.д.
Подготовленный материал пригодится преподавателю для развития мотивации к изучению классического искусства, подготовки наглядности, материально-технического и методического обеспечения занятия.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Группа: 15БЭ (общеобразовательная подготовка)
Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Тема занятия: Ф.Стендаль «Красное и чёрное»
Приглашены родители студентов, куратор группы.
Цель занятия:
Методическая - Развивать навыки компаративного анализа литературного произведения.
Обучающая - Познакомить студентов с основными этапами жизни и творчества Ф.Стендаля. Проанализировать его роман «Красное и чёрное» на широком литературном контексте, доказать его актульность в наши дни.
Воспитательная - Осуждать карьеризм, развивать интерес к классической литературе, формировать высокий эстетический вкус.
Развивающая - Развивать культуру речи студентов, навыки анализа литературного текста, образное и абстрактное мышление.
Вид занятия: Занятие по внеклассному чтению.
Форма и методы проведения занятия: занятие проходит в форме ток-шоу «Игра в бисер», эвристическая беседа, работа с текстом, исследование, словарная работа, лингвоанализ, проблемные вопросы, элементы компаративного анализа литературного произведения, социометрии, игры.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие русский язык, литература, мировая художественная культура, украинская литература
Которые обеспечиваются основы философских знаний, украинская литература
Методическое обеспечение: Учебная программа, рабочая учебная программа, методическая разработка занятия, книжная выставка «Выход в свет», книги на которой скрываются под масками, «Свободная полка», на которой представлены литературные произведения с «красными» и «чёрными» названиями, эпиграф, книжный дух листает роман Ф.Стендаля «Красное и чёрное», красные и чёрные ленты, красные и чёрные мелки.
Литература:
-
Арагон Л. Свет Стендаля. Собрание сочинений в 11 томах. Т. 10. М., 1961. - с. 213-300.
-
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. -М.: Просвещение, 2016. - с.43-47.
-
Манн Г. Стендаль. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8. М., 1958. - с. 226-247.
-
Моруа А. Литературные портреты: Стендаль. - М.: Правда, 1986. - с. 514-533.
-
Овруцька І.М. Стендаль. Нарис життя і творчості. - К.: Дніпро, 1983. - 176с. - (Класики зарубіжної літератури).
-
Франс А. Стендаль. Твори в 5 томах. Т.5. - К.: Дніпро, 1977. - с. 416-428.
-
Цвейг С. Три певца своей жизни: Стендаль. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. - М., 1992. - с. 467-553.
-
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. - К., 1989.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-
Организационный момент 1 мин.
-
Приветствие студентов, проверка присутствия студентов и подготовки аудитории к занятию.
-
-
Актуализация опорных знаний 5 мин.
Преподаватель зачитывает первый абзац романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное».
Актуализация опорных знаний проходит в форме объяснения условий передачи «Игры в бисер» и представления её участников: «Сегодня наше занятие по внеклассному чтению пройдёт в форме ток-шоу «Игра в бисер». Так называется передача И.Волгина, которая выходит с 2012 года на телеканале «Культура». Название для передачи автор взял у одноимённого романа немецкого писателя Г.Гессе. В свое время эта книга стала откровением для читателей, которые прикоснулись к заветным тайнам Игры и узнали, что возможен некий абстрактный синтез вечного и сиюминутного.
В ток-шоу, также как и в романе, действие разворачивается вокруг «ордена интеллектуалов». В студии - современные мудрецы (философы, критики, писатели, актеры, режиссеры), которые обсуждают одно из произведений мировой литературы и пытаются осуществить его проекцию на современную жизнь. На сегодня эта передача насчитывает 123 выпуска. Но в списке анализируемых книг нет романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное». Я считаю, мы должны исправить эту несправедливость.
В импровизированной телевизионной студии мы встречаем С.Н.Чернявского - известного в городе и регионе писателя, С.Н.Михеенко - ведущего специалиста библиотеки колледжа, В.Оклей - студентку 4 курса. В качестве ведущего выступает преподаватель литературы Мержева Т.А. Формат передачи предполагает четверо участников, но мы немного отступим от регламента. На обсуждение каждого вопроса к мудрецам присоединяться 2 студента группы 15ЭБ: имя одного определит жребий (номер наугад достанут из шляпы), он и назовёт 2-го участника этой пары.»
-
Мотивация обучения 5 мин.
Проходит в форме цитирования французского писателя с акцентом на современные социальные ассоциации с классическим произведением и опорою на эпиграф и наглядность: «Когда мы говорим, что классика всегда актуальна, мы не задумываемся, что именно в художественном произведении, созданном десятилетия, а то и века назад, созвучно дню сегодняшнему, представлению современного человека о себе самом. Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос, заглянув в лучшие образцы мировой литературы.
«Игра в бисер» - это своеобразная игра ума для всех, кто пытается обнаружить новый смысл в привычных вещах, кто воспринимает мировую литературу как уже написанную книгу, которую никто и никогда не постигнет до конца, но, тем не менее, каждое новое прочтение удивительно и откровенно.
Стендаль называл свои произведения лотерейными билетами. Насколько они выигрышные в наше время, мы постараемся разобраться сегодня.»
В 2007 г. вышел сериал «Два цвета страсти». Я вам зачитаю синопсис фильма: «История молодого честолюбивого провинциала. Он работает гувернером в богатом доме и заводит роман с хозяйкой. А затем едет в Москву и снова строит карьеру, благодаря любви женщины-дочки олигарха». Кстати, в названии сериала - обтекаемая цифра - 2, хотя на постере и, соответственно, диске представлены знакомые нам цвета.
4. Ознакомление студентов с темой и обучающими целями занятия, методами их реализации 3 мин.
Проходит в форме адаптированной ссылки преподавателя на цели занятия (по плану занятия) и акцентированием на основних методах их реализации: «Занятие по внеклассному чтению по изучению жизни и творчества Ф.Стендаля во время анализа романа «Красное и чёрное» на широком культурологическом контексте.»
-
Изучение нового материала 55 мин
Проходит в форме беседы по роману, ответов на проблемные вопросы, комментария умозаключений критиков, цитирования текста «Красное и чёрное», компаративного анализа «Романа воспитания» при работе с книжной выставкой «Выход в свет»:
«Дантон» А.Левандовского из серии «Жизнь замечательных людей»:
-
Даже оказавшись победителем, он неизбежно терпел поражения.
-
Он брал там, где мог взять, и делал то, что считал нужным делать.
«Шагреневая кожа» О. де Бальзака:
-
Я точно сам с собой держал пари, в котором сам же я был и игроком и закладом…
-
Чтобы жить, я готов был рискнуть самой жизнью.
-
Это «Роман одного героя». Это женское серце было последним лотерейным билетом, от котрого зависела моя участь…
-
Федора сама являлась зрелищем в зрелище…
Фильм «Красное и чёрное»:
-
В фильме С.Герасимова у Луизы и Матильды - красные платья (черный костюм гувернёра, сутана)
-
Почему Луизу часто называют госпожой де Реналь, а не по имени? В некоторых экранизациях 1 ребёнок.
«Ламьель» Ф.Стендаля:
-
Лектриса у герцогини Миоссан как умершая собачка Дзи.
-
Желание казаться чем-то выше того, что ты есть на самом деле- это роковая страть - вот одна из главных причин печали 19 века.
-
На путь заблуждений увлекла её голова, а серце осталось чистым, - думает о Ламьель аббат Клеман.
-
Не для того, чтобы стать богатым, живёт человек на земле, а чтобы стать счастливым…
Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско»:
- Семнадцатилетний кавалер де Гриё влюбляется в прекрасную незнакомку, и, по мнению окружающих, любовь к Манон разрушила его жизнь. Кстати, Жюльен Сорель смотрит балет «Манон Леско». Можно провести параллели судьбы двух влюблённых героев?
Ж.Б. Мольер «Тартю́ф, или Обма́нщик»:
- В доверие к хозяину дома втирается молодой человек по имени Тартюф, который хочет использовать доверие своего благодетеля Оргона в корыстных целях. Жюльен Сорель - это Тартюф XIX века?
Ответы на вопросы викторины «Выход в свет».
А у нас реклама! Я хочу предложить вам ответить на вопросы литературной викторины «Выход в свет» (ПРИЛОЖЕНИЕ А), ведь «Красное и чёрное» - классический «Роман карьеры». Вам нужно вспомнить книги, в которых герои также поднимаются по карьерной лестнице, используя при этом не всегда честные средства и часто заручившись помощью женщин. Названия этих произведений скрыты под масками (Жюльен Сорель часто носил маску), но когда они будут названы, мы их увидим, а участник получит поощрительный приз - конфеты «Выход в свет». За одной маской нет книги - может, вы назовёте своё произведение, не представленное здесь.
«Тысяча душ» А.Ф.Писемского:
-
А только прошу не становиться мне беспрерывно поперёк дороги. Мне и без того трудно пробираться хоть сколько-нибудь вперёд.
-
Хорошо жить на свете богатым!
-
Господи, неужели в жизни, на каждом шагу, надобно лгать и делать подлости?
-
Я не рождён для счастия в семейной жизни в бедной доле. Честолюбие живёт во мне, кажется, за счет всех других страстей и чувств… и только слава может наполнить мою беспокойную душу.
Г.Манн «Литературные портреты. Стендаль»:
- Это история большой, но угнетённой силы. Он борется за свою жизнь, избрав единственную доступную ему форму борьбы - интриги.
- Он желал всегда того, что стояло выше его, его проявление страсти всегда были смешаны с ненавистью.
- … и на его несчастливый путь упала тень гильотины.
«Этюд о Бейле» О. де Бальзака:
- О Люсьене Левене: самым верным средством для него было обладание женщиной: это значило обладание всем…
«Утраченные иллюзии» О. де Бальзака:
- Питать иллюзии - участь провинциалов.
А.Моруа «Стендаль»:
- Став узником, Жюльен отдыхает от сжигавшего его честолюбия…
- Кристаллизация чувства.
- 1 часть имеет эпиграф - слова Дантона «Правда, горькая правда», при этом г.Верьер выдуман, а в Безансоне Стендаль не был. Почему роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века»?
С.Цвейг «Три певца своей жизни. Стендаль»:
- Всё, чего добился, не из-за лицемерия.
- Жюльен Сорель - молодой Стендаль, маркиз де Ла-Моль - старый.
- Он [Жюльен] ненавидит тех, от кого оторвался, и тех, к кому стремится.
-
Закрепление знаний студентов: 15 мин.
Проводится в виде словарной работы: анализ этимология слов «красный» и «чёрный» на основе литературных произведений с «красными» и «чёрными» названиями (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) с выходом на характеристику главного героя и проблематику романа. Ребята при ответе разворачивают красную и чёрную ленты.
Красный: красныи - красьнъ:
- «цвета крови и его близких оттенков» (ср. диал. краска «кровь»);
- червоний из чьрвьнъ, червь «красная краска» (добывалась из червей определённого вида); «червяк - ползающее беспозвоночное животное»;
- «прекрасный», «красивый», «приятный» (красна девица);
- «разукрашенный», «парадный», «почётный» (красный угол) - чеш. krasiti «украшать», «красить»;
- древнеисландский hrosa «хвалиться», исландский hros «слава»;
- «яркий, пламенный» лтш. кarsa «жара»/ «блеск огня, сияние» «жара»/ «великолепие».
Алый: алыи - алъ (тур. «пламя»).
В 1993г. в Великобритании вышел сериал по роману Ф.Стендалю «Алое и чёрное».
Чёрный: чернъ - черныи:
- «цвета сажи, угля»;
- перен. «мрачный, тяжёлый», «грязный», «плохой»;
- лит. кersas «чёрно-белый», «пятнистый»;
- чернъ - чернь «чёрный цвет», «чернота», с 13 века также «простой народ, низы общества» (пренебреж.);
- черновой - «не отделанный, написанный начерно»;
- чернец «монах» (название по цвету одежды).
В итоге красная и чёрная ленты переплетаются, вовлекая всех участников в красно-чёрное пространство.
8. Итоги занятия. 4 мин.
Преподаватель осуществляет путем обобщения приобретенных знаний: «Игра в бисер» - это лишь метафора, обозначающая усилия ума и неравнодушие сердца, это поиск сокровенных смыслов культуры. В поле зрения участников этой передачи - вся мировая литература, где все аукается и перекликается друг с другом. В этом мы сегодня убедились (указывает подготовленные книжные выставки)».
По традиции в финале ведущий задаёт последний вопрос участникам передачи и отвечает на него сам. Но мы снова отступим от формата встречи: отвечают все желающие: «Как вы можете прокомментировать строчку: «Собираясь без лестницы взять приступом небо»?
Преподаватель читает последние строки романа.
Читайте и перечитывайте классику! Будем следить за анонсами передачи «Игра в бисер».
Поощряет наиболее заинтересованных и активных в течение занятия студентов. Самый активный получает в подарок поделку из бисера.
9 .Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Жюльен Сорель нашего времени. Кто он?».
2 мин.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Аннотации художественных призведений
для проведения литературной викторины «Выход в свет»
-
Гончаров И.А. Обыкновенная история
Главный герой - двадцатилетний Александр Адуев приезжает в Петербург, т.к. знания, полученные им в университете, необходимо применить на практике служения Отечеству. Он верит в любовь, дружбу, занимается творчеством. Проходит 2 года, год, ещё 4. Александр повторно приезжает в столицу. Он достиг вершин, о которых некогда мечтал для него дядюшка: «коллежский советник, хорошее казённое содержание», зарабатывает немалые средства да ещё и готовится жениться, взяв за невестой триста тысяч и пятьсот душ...
-
Грибоедов А.С. Горе от ума
Главный герой - Алексей Молчалин - секретарь Павла Афанасьевича Фамусова. Он не дворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: на вид скромный молодой человек. Софья (дочь Фамусова) восхищается его кротостью. Она не понимает, что все это маска, которая служит Молчалину для достижения жизненной программы. С Софьей он держится почтительно, прикидываясь влюбленным, т.к. расположение дочери начальника может пригодиться в дальнейшей карьере. Он с циничной откровенностью признается служанке Лизе, что любит Софью «по должности».
-
Драйзер Т. Американская трагедия
Главный герой - Клайд Гриффитс. Бедность его не устраивает, к богатству его не подпускают. Страдая от унижения и одиночества, Клайд обращает внимание на красивую работницу Роберту Олден, к которой испытывает вполне искреннее чувство, пока соблазн стать членом богатого семейства не смутил его душу. Понимая, что беременная любовница, к тому же воспитанная в твердых правилах, не даст ему свободу, Клайд решает ее убить и женится на богатой наследнице Сондре Финчли.
-
Мопассан Г. Милый друг
Главный герой - Жорж Дюруа. Начав свое восхождение с простого желания есть каждый день, он с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами.
У него нет каких-либо талантов, разве что своей внешностью он может покорить сердце любой дамы, а совесть прощает ему любую подлость. И… этого хватает для того, чтобы стать сильным мира сего. Он получает от женщин ласковое прозвище, которое и стало названием романа.
-
Нечуй-Левицький І.С. На Кожум'яках/ Старицький М.П. За двома зайцями
Талантливый, отчаянный и вдохновенный авантюрист Свирид Петрович Голохвастов решает поправить свои дела, женившись на богатой невесте Проне Прокофьевне Серко. Он уже представлял себе, какая шикарная жизнь начнется на невестины деньги … Однако, в историю вмешивается тетка Прони Лымариха, желающая выдать замуж за «богатого пана» Голохвастова свою дочь Галю…
-
Островский А.Н. Красавец-мужчина
Аполлон Евгеньевич Окоёмов - помещик, красавец-мужчина, который живёт в счастливом браке в уездном городке. Будучи в Москве он проигрался в карты и залез в долги. Окоёмов решил вскружить голову московской миллионерше Оболдуевой и тем самым поправить свои финансовые дела. Для того, чтобы претендовать на приданое Оболдуевой, Аполлон решает сразу развестись с женой.
-
Писемский А.Ф. Тысяча душ
Главный герой - Калинович - нищий выпускник университета и литератор-любитель - определён смотрителем училища в провинциальный город. Молодой человек мечтает о блестящей карьере; выше всего он ставит комфорт. В него влюбляется Настенька Годнева, но честолюбивый карьерист не спешит связать себя узами брака с бесприданницей. Ему удаётся влюбить в себя немолодую дочь генеральши Шеваловой - Полину, наследницу самого крупного в губернии состояния, пресловутой «тысячи душ». После брака, благодаря протекции своих новых родственников он быстро делает карьеру, становится вице-губернатором. «Тысяча душ» , по отзыву В. Набокова, «нечто вроде «Красного и чёрного» на русский манер».
-
Підмогильний В.П. Місто
Главный герой - Степан Радченко приезжает учиться в Киев. Сначала живёт на окраине, где жизнь мало чем отличается от сельской. Он становится любовником хозяйки =------- - условия проживания сразу улучшаются. Но со временем, когда он более-менее твёрдо встал на ноги, он уходит от неё. Мусенька становится частью его прошлого, а он живёт настоящим и будущим.
-
Флобер Г. Воспитание чувств
Главный герой - 18-летний Фредерик Моро, влюблённый в женщину бальзаковского возраста - Марию Арну. Атмосфера расчета, беспринципности, безнравственности отрезвляет романтического мечтателя, бесплодно пытающегося быть чистым и верным в любви, героическим в политической борьбе. Моро пытается сделать карьеру, реализовать свои природные способности, он хочет и умеет любить. Но его избранница связана узами брака, и все начинания Фредерика - писательство, живопись, юриспруденция - так и остаются начинаниями.
-
О. де Бальзак. Утраченные иллюзии
Главный герой - Люсьен Шардон. Молодой талантливый поэт и красавец, но он беден. Ему оказывает покровительство дворянка Луиза де Бержетон. Когда она переезжает в Париж, ибо провинция ей наскучила, она берёт Люсьена с собой. В столице он не выдерживает сравнения со светскими молодыми людьми: не так одет, не может подать себя в обществе. Луиза бросает его и ему приходится выживать самому.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Список литературных произведений с «красными » и «чёрными» названиями
-
Акунин Б. Пелагея и красный петух. Пелагея и чёрный монах.
-
Андреев Л.Н. Красный смех.
-
Бережний О. Червоний борщ.
-
Берроуз Э. Красный Ястреб.
-
Бианки В.В. Красная горка.
-
Бредбери Р. Белые и чёрные.
-
Бычок - чёрный бочок, белые копытца/ русская народная сказка.
-
Винниченко В.К. Чорна Пантера і Білий Ведмідь.
-
Виноградов А.К. Чёрный консул.
-
Воннегут К. Завтрак для чемпионов, или Прощай, чёрный понедельник.
-
Высоцкий В.С., Л.Мончинский. Чёрная свеча.
-
Гальего Р. Белое на чёрном.
-
Гаршин В.М.Красный цветок.
-
Делибес М. Красный листок.
-
Донцова Д. Черный список деда Мазая.
-
Дюма А. . Кавалер красного замка. Красный сфинкс. Чёрный тюльпан.
-
Зощенко М.М. Чёрная магия.
-
Есенин С.А. Чёрный человек.
-
Катаев В.П. Волны Чёрного моря.
-
Кинг С., Страуб П. Чёрный дом.
-
Козачек В.И. Чёрная тень.
-
Конрад Дж. Чёрный штурман.
-
Крутогоров Ю.А. Красные воды.
-
Куліш П.О. Чорна рада.
-
Купер Ф. Красный корсар.
-
Куприн А.И. Чёрная молния. Чёрный туман.
-
Лавровы О.А., А.С. Чёрный Маклер.
-
Леру Г. Духи дамы в чёрном.
-
Лондон Дж. Красное божество.
-
Маяковский В.В. Красный ёж. Сказка о красной шапочке.
-
Мердок А. Чёрный принц.
-
Миллер Г. Чёрная весна.
-
Незнанский Ф., Тополь Э. Красная площадь.
-
Некрасов Н.А. Мороз, красный нос.
-
Памук О. Меня зовут Красный. Чёрная книга.
-
Перро Ж. Красная капелла.
-
Перро Ш. Красная шапочка.
-
По Э. Чёрный кот.
-
Погорельский А. Чёрная курица, или Подземные жители.
-
Ремарк Э. Чёрный обелиск.
-
Рощин М.М. Чёрный ход. Воспоминание.
-
Руднев Е.Н. Красные лиственницы.
-
Солженицын А.И. Красное колесо.
-
Сабатини Р. Чёрный лебедь.
-
Сальгари Э. Чёрный корсар.
-
Скотт В. Чёрный карлик.
-
Стаут Р. Красная шкатулка. Чёрные орхидеи.
-
Стендаль Ф. Красное и белое (Люсьен Левен). Красное и чёрное.
-
Стивенсон Р. Чёрная стрела.
-
Стринберг А. Красная комната.
-
Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо.
-
Успенский Э.Н. Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы.
-
Фолкнер У. Красные листья.
-
Франс А. Красная лилия. Красное яйцо. Чёрная партия. Чёрные хлебины.
-
Фэр Р. Я и Красный.
-
Хилл С. Женщина в чёрном.
-
Чейни П. Чёрный дуэт или убийцы из контрразведки.
-
Чехов А.П. Чёрный монах.
-
Чёрный волшебный конь/ узбекская народная сказка.
-
Шукшин В.М. Калина красная.
-
Юрьев З. Чёрный Яша.