Планирование по литературе 7класс

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009)), авторской программы под руководством А. Г. Кутузова, составленной с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Предмет входит в область «Филология».   В данной рабочей программе планирование рассчитано на 68часов (2часа ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно -тематическое планирование 7класс

№ п.п

Тема урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнительного

содержания

образования

Домашнее задание

Календарные сроки

Фактические сроки

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение.

Художественный образ и образность в литературе.

Герой - характер - образ

в художественной литературе.

Обучение методу исследования.

Стр.7-10

02.09.14



Образ - герой - характер

2

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Повесть как жанр эпического произведения. Особенности жанра исторической повести. Фон действия - реально-исторический. Роль пейзажа в повести.

Обучение методу исследования.

Пересказ

05.09.14



3

Система художественных образов в повести.

Развитие понятия о литературном герое. Обучение сравнительной характеристики героя.

Роль детали в раскрытии характера. Нравственная основа человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество.

Вопросы

1-6

09.09.14



4

Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей.

Развитие понятия о литературном герое. Особенности изображения человека в повести.

Деталь и подробность.

Характеристика Тараса Бульбы.

12.09.14



5

Герои Гоголя и древнеэпические герои.

Гипербола как художественный прием.

Функции гиперболы в повести Гоголя.

Вопросы

7-10

16.09.14



6

Образ автора (рассказчика) в повести.

Авторская характеристика, авторские монологи.

Сюжет и внесюжетные элементы, посвященные характеристике героя.

Вопросы

11-14

19.09.14



7

Творческий практикум. «Повесть Гоголя и фольклор»

Фольклорная традиция в повести.

Обучение навыкам творческой деятельности.

В тетради.

23.09.14




Герой древнего эпоса


8

Былина как жанр русского фольклора. Былина «Богатырское слово».

Былина - поэт, художественное произведение. Особенности былинного стиха; ритм, строение стиха.

Обучение методу проектов.

Вопрос 1-7

26.09.14



9

Образы былинных богатырей в русском героическом эпосе.

Понятие эпический герой. Расширить представление об эпическом герое. Эпическая гиперболизация.

Система образов в русском героическом эпосе.

Пересказ.

30.09.14



10

Ирландские саги. Герои

Ирландского героического эпоса.

Понятие саги, особенности ирландской саги.

Работа с книгой.

Вопрос 8-10

03.10.14



11

Творческий практикум «Образы героя в ирландской саге и в русской былине».

Принцип создания характера в фольклоре и в литературе.

Обучение навыкам творческой деятельности.

План.

07.10.14



Духовная литература

12


Идеальный образ святого в духовной литературе. «Житие преподобного отца нашего Сергия»

Особенности жанра русского жития. Историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.

Способы создания характера в жанре жития.

Пересказ.

14.10.14


13.

Образ преподобного Сергия в произведении Б.Зайцева

«Преподобный Сергий Радонежский».

Характер в жанре жития и характер в художественном произведении.

Работа с книгой.

Образы святых в духовной литературе.

Пересказ.

17.10.14

Герой древнерусской литературы

14.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Образ Февронии в повести.

Повесть - жанр древнерусской литературы. Открытие характера в литературе, новый литературный герой. Обучение анализу эпизода - 1-я встреча, финал повести.

Роль детали.

Вопрос 1-5

21.10.14

15.

Фольклорная основа. Сказочное и литературное начало в повести.

Простота и ясность изложения. Язык повести.

Обучение методу исследования.

Дом. сочинение «Нравственный облик человека в литературе».

24.10.14

16.

Творческий практикум «Рассказ о героях фольклора и литературы».

Характеристика литературного героя. Речи и поступки как средство характеристики героя.

Обучение навыкам творческой деятельности.

Вопросы

6-10

28.10.14


Герой эпического произведения.

17.

Герой и повествователь. А.А.Бестужев-Марлинский. Быль «Мореход Никитин».

Особенности эпического рода литературы. Эпические жанры. Биографические сведения о писателе.

Романтическая проза.

А.А.Бестужев-Марлинский - русский писатель-декабрист.

Пересказ.

31.10.14

18.

Образная система повести «Мореход Никитин».

Художественный образ.

Художественные средства создания образа.

Вопросы

1-4

07.11.14

19.

Сильный характер в литературе. Образ Савелия Никитина.

Развитие понятия о герое, характере.

Сюжет как средство раскрытия характера.

Пересказ.

11.11.14

20.

Образ автора (рассказчика) в повести «Мореход Никитин».

Автор в произведении. Авторская позиция.

Роль рассказчика-повествователя

План.

14.11.14

21.

Национально-патриотический пафос повести.

Понятие пафос. Пафос, характерный для русских декабристов.

Работа со словарем.

Пересказ.

25.11.14

22.

Одоевский .Сказка «Игоша».

Особенности создания образа в произведении.

Биографические сведения о писателе.

Одоевский -писатель, педагог-философ.

Нетрадиционные и фантастические приемы литературной сказки.

Пересказ.

28.11.14

23.

Образ главного героя-рассказчика в фантастической сказке.

Система рассказчиков в сказке.

Обучение учебному диалогу.

Вопросы

1-7

02.12.14

24.

А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

Летописный источник и художественное произведение. Понятие баллады. Образность как основа художественного текста.

Тема судьбы в балладе.

Вопросы

1-8

05.12.14

25.

Р.р. Обучение выразительному чтению как средству углубления восприятия стиха.

Язык баллады. Обучение выразительному чтению.

Работа с книгой.

Выразительное чтение.

09.12.14

26.

А.С.Пушкин. Сюжет и композиция повести «Метель».

Понятие сюжета и композиция.

Основа конфликта в повести.

Вопросы

9-13

12.12.14

27.

История Сильвио. Рассказчик в повести «Выстрел».

Характеристика литературного героя.

Система рассказчиков в повести.

Вопросы

14-16

16.12.14

28.

Вн. чт. Пушкин «Повести Белкина».

Сюжет и композиция художественного произведения. Эпиграфы. Гуманизм повестей.

Обучение характеристике литературного героя.

Пересказ.

19.12.14

29.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича». Картины быта XVI века в поэме.

Жанр поэмы. Особенности сюжета поэмы. Народно-поэтическая основа произведения.

Работа со словарем

Вопросы

1-7

23.12.14

30.

Герои поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Понятие конфликта.

Работа с книгой.

Вопросы

8-11

26.12.14

31.

Р.р. «Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова».

Обучение характеристике литературного героя. Авторская позиция.

Обучение навыкам творческой деятельности.

Вопросы

12-16

09.01.15

32.

Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Образ Маттео Фальконе.

Краткие биографические сведения. Жанр новеллы. Понятие литературного героя. Героический характер в литературе.

Художественные средства создания героического характера.

Вопросы

1-5

13.01.15

33.

Р.р. Героический характер в литературе.«Тарас Бульба и Маттео Фальконе».Сравнительный анализ.

Система образов, роль описаний, художественных деталей. Авторская позиция и способов ее выявления.

Собственная (личная) позиция.

План.

16.01.15

34.

Н. С Бесков - русский писатель и знаток народной жизни. Сказ «Левша»

Биографические сведения о писателе. Понятие сказа.

Сюжет и особенности композиции.

Пересказ.

20.01.15

35.

Судьба Левши. Гордость писателя за народ. Автор и сказитель в повести.

Понятие о национальном характере в литературе.

Портрет и речь как предмет художественного изображения.

Пересказ.

23.01.15

36.

Патриотизм русского человека и его бесправие и униженность в родной стране.

Особенности повествования.

Навыки эвристической беседы.

Вопросы

1-7

27.01.15

37.

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Биографические сведения о писателе. Навыки анализа текста. Понятие рассказа и очерка.

Обучение методу проектов.

Пересказ.

30.01.15

38.

Духовный мир крестьянских детей. Пытливость, любознательность и трагизм их положения.

Обучение сравнительно-сопоставительной характеристике. Роль пейзажа в повествовании.

Работа с книгой.

Вопросы

1-7

03.02.15

39.

Вн. чт. по рассказам Тургенева «Хорь и Калиныч», «Певцы».

Обучение характеристике героя. Сопоставление героев как прием характеристики. Мастерство пейзажной живописи.

Работа с книгой.

Пересказ.

06.02.15

40.

Р.р. Письменная работа на тему: «Каким увидел и описал И.С.Тургенев русского мужика в своих рассказах».

Письменная форма речи. Характеристика литературного героя.

Обучение навыкам творческой деятельности.

План.

10.02.15

41.

Р.р. Сочинение по картине

В.Е.Маковского «Ночное».

Письменная форма речи.

Обучение навыкам творческой деятельности.

План.

13.02.15

42.

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Пороки общества.

Биограф, сведения о писателе. Элементы народной сказки в повествовании.

Работа с книгой.

Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

Пересказ.

24.02.15

43.

Осуждение покорности мужика в сказке. Противопоставление паразитизма генералов трудолюбию мужика.

Герой сатирического произведения.

Гипербола и гротеск как художественный прием.

Вопросы

1-6

27.02.15

44.

Вн. чт. по сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Герой сатирического. Произведения.

Анализ эпизода.

Пересказ.

03.03.15

45.

Р.р. Обучающий урок. Отзыв о прочитанной сказке Салтыкова-Щедрина.

Обучение отзыву о литературном произведении (план отзыва).

Обучение навыкам творческой деятельности

План.

06.03.15

46.

А.П.Чехов «Хамелеон» - живая картина нравов.

Краткое сообщение о писателе. Юмор, разв. понятия о сатире и юморе.

Роль детали в сатирическом произведении.

Вопросы

1-5

10.03.15

47.

Юмористические ситуации в рассказах Чехова.«Злоумышленник», «Размазня»

Обучение подробному пересказу.

Работа с книгой.

«Тоска», «Злой мальчик», «Налим».

Вопросы

6-10

13.03.15

48.

Творческий практикум. Инсценировка рассказов Чехова.

Разв. творческих способностей.

Обучение навыкам творческой деятельности.

Вопросы 11-15

17.03.15

49.

О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности в рассказе

Биографичесике сведения о писателе. Понятие новеллы.

Особенности сюжета святочного рассказа.

Пересказ.

20.03.15

50.

Смысл названия рассказа «Дары волхвов».

Общечеловеческий смысл новеллы.

Обучение анализу рассказа.

Вопросы

1-4

24.03.15

51.

Р.р. Обобщающий урок-игра по теме «Герой эпического произведения»

Обобщение знаний об эпическом герое. Создание литер, очерка (дома).

Обучение навыкам творческой деятельности.

Вопросы

5-10

27.03.15

Герой драматического произведения.

52.

Е.Л.Шварц. Биография писателя. Герой драмы и ее автор.

Развитие понятия о драме как литературном роде. Биограф, сведения о писателе.

Обучение методу проектов.

Пересказ

31.03.15

53.

«Тень». Знакомство с пьесой-сказкой. Действующие лица.

Средства создания характера героя в драматическом произведении. Основа конфликта (Ученый и Тень).

Работа с книгой.

Чтение действия 1

03.04.15

54.

Ученый и Тень в сказке.

Средства создания характера героя в драматическом произведении (диалог, внутренняя речь).

Работа с книгой.

Чтение действия 2

07.04.15

55.

Обобщающий урок. Тень - герой пьесы «не страшен сам по себе без веры в него»

Авторская позиция в драматическом произведении.

Работа с книгой.

Чтение действия 3

14.04.15

Лирический герой.

56.

Поэт и его лирический герой. А.К.Толстой «Коль любить так без рассудку», «Правда».

Лирика как род литературы. Лирический герой. Глубина патриотизма в стихотворениях.

Понятие притчи. Художественные средства изображения.

Наизусть.

17.04.15

57.

Р.р. Обучение анализу стихотворений А.К.Толстого «Ой, стоги, стоги», «Благовест».

Лирический герой в стихотворениях Толстого.

Освоение навыков чтения и анализа лирических произведений.

Выразительное чтение.

21.04.15

58.

Тема родины в стихотворении Ф.Н.Глинки «Москва».

Особенности лирического стихотворения о родине. Художественные средства изображения: эпитеты, метафоры.

Работа с книгой.

Выразительное чтение.

24.04.15

59.

Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях С.А.Есенина

Особенности лирического стихотворения. Автор лирического произведения и лирический герой.

Музыка и лирика.

«Нивы сжаты», «Береза», «Поет зима, аукает».

Наизусть.

28.04.15.

60.

Лирический герой поэзии С.А.Есенина и изобразит, средства поэт, языка.

Мир чувств и лирика. Изобр. ср-ва: метафоры, эпитеты, сравнения.

Понятие скрытое сравнение.

Вопросы

1-7

05.05.15

61.

Н.С.Гумилев. Героический и романтический характер в стихотворении «Капитаны».

Лирический герой - обобщение.

Осмысление содержания, бессюжетность.

Вопросы

8-12

08.05.15

62.

Шарль Бодлер «Альбатрос». Тема поэта и поэтического творчества в стихотворении.

Приемы создания поэтического образа - развернутое сравнение, аллегория.

Обучение учебному диалогу.

Выразительное чтение

12.05.15

63.

Р.р. Подготовка к сочинению

«Мое любимое стихотворение»

Обучение комплексному анализу стихотворения. Работа над выразительным чтением.

Обучение навыкам творческой деятельности.

План.

Написание сочинения.

15.05.15

64.

Итоговая читательская конференция «Человек в художественной литературе».

Выявление глубины освоения изученного в течение года.

Вопросы

1-15

19.05.15

65-68

Резервные уроки.

Список на лето.

22.05.15.

26.05.15.
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009)), авторской программы под руководством А. Г. Кутузова, составленной с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Предмет входит в область «Филология».

В данной рабочей программе планирование рассчитано на 68часов (2часа в неделю), 34 учебные недели. Предусмотрен также резерв учебного времени (4 часа). Имеющийся резерв свободного учебного времени предназначен для увеличения количества часов на изучение некоторых тем, для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Актуальность программы состоит в том, что в основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности.

Цель литературного образования- формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества.

В связи с этим изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям человеческой культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребностей в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи;

• освоение текстов художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы:

-формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

-осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

-формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речи;

-формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

В программу включен следующий гимназический компонент:

анализировать тексты произведений с точки зрения стилевых особенностей, изобразительно-выразительных средств;

особое внимание уделяется овладению основными видами речевой деятельности, овладению различными видами чтения, приемами работы с книгой;

предусматривается организация самостоятельной учебной деятельности, владение навыками самооценки и самоконтроля;

организация исследовательской деятельности;

интеграция знаний, межпредметные связи;

овладение важнейшими общеучебными умениями (формировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из разных источников, включая Интернет).

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-коммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения. Особое значение также приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничество и творческого обучения учителя и обучающихся.

Общая характеристика курса учебной программы

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество -сотворчество - знание и умение, авторский коллектив Кутузова А.Г. предлагает систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание».

Введен сквозной курс в программу «Духовная литература».

Структурно-образующими составляющими программы Кутузова А.Г. являются базовые теоретико-литературные понятия. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема. Для 7 класса - это образ - герой - характер.

Особое место в программе уделено изучению языка на уроках литературы, взаимосвязи литературы и языка.

В государственной программе нет распределения часов по разделам. Учитель выполняет его самостоятельно, используя принцип вариативности при выборе произведения и распределения часов на изучение произведения.

Требования к результатам освоения программы обучающимися:

В 7 классе учащиеся овладевают техникой грамотного и осмысленного чтения, выразительного чтения, учатся восприятию художественного произведения как сюжетно - композиционного единства. Учащиеся учатся определять жанрово - родовую природу произведения, видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения.

Таким образом, программа курса учит учащихся грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи, выполнять работы различных жанров, в том числе творческого характера.

Учебно- методический комплекс.

Основной.

Учебник «В мире литературы 7кл.».Автор А.Г.Кутузов.

Выходные данные:Москва издательство «Дрофа», 2012 год.

Тексты литературных произведений,включенных в программу.

Дополнительный.

А. Г. Кутузов, Л. В. Колос «Как войти в мир литературы»

А. П. Квятковский «Школьный поэтический словарь»

О. В. Ельцова, Н. В. Егорова «Курс в мире литературы» 7кл.

Е.И.Никитин «Русская речь»

Л.К.Тодоров «Поэзия,образ»

Л.И.Скворцов «Экология слова»

Словарь литературоведческих терминов,ред.-сост. Л.И.Тимофеев,С.В.Тураев

Аудиокниги

Интернет












Тематическое распределение часов



№ п.п


Разделы, темы


Модиф.раб.

программа

1

Введение.

Художественный образ и образность в литературе.

1

2-7

Образ - герой - характер

Н. В. Гоголь «Тарас Булъба»

6

8-11

Герой древнего эпоса. Былина. Сага.

4

12-13

Духовная литература.

«Житие Сергия Радонежского».

2

14-16

Герой древнерусской литературы.

Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

3

17-51

Герой эпического произведения

А. А. Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин»

В. Ф. Одоевский «Игоша»

А. С Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Повести

М. Ю. Лермонтов «Песня... »

Н. С. Лесков «Левша»

И. С. Тургенев «Бежин луг»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть...»

А. П. Чехов «Хамелеон»

О. Генри «Дары волхвов»

35












52-55

Герой драматического произведения. Е. Л. Шварц «Тень»

4

56-64

Лирический герой.

Ф. М. Глинка, А. К. Толстой, С. А. Есенин, Н. С. Гумилев, Ш. Бодлер.

9

65-68

Резерв

4


















Учебно-тематический план




п.п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Творческий

практикум

Сочинение

Наизусть

1

Введение.

Художественный образ и образность в литературе.

1




2

Образ - герой - характер.

Н. В. Гоголь «Тарас Булъба»

6

1

1

1

3

Герой древнего эпоса. Былина. Сага.

4

1



4

Духовная литература.

«Житие Сергия Радонежского».

2




5

Герой древнерусской литературы.

Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

3

1

1


6

Герой эпического произведения

А. А. Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин»

В. Ф. Одоевский «Игоша»

А. С Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Повести

М. Ю. Лермонтов «Песня... »

Н. С. Лесков «Левша»

И. С. Тургенев «Бежин луг»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть...»

А. П. Чехов «Хамелеон»

О. Генри «Дары волхвов»

35

1

2


7

Герой драматического произведения. Е. Л. Шварц «Тень»

4




8

Лирический герой.Ф. М. Глинка, А. К. Толстой, С. А. Есенин, Н. С. Гумилев, Ш. Бодлер.

9


1

2

9

Резерв

4





Итого:

68

4

5

3








Планирование по литературе 7класс

© 2010-2022