ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сушеч Л.Г.

МБОУ СОШ №10

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средством хранения и усвоения знаний, частью национально - духовной культуры и национальной культурной ценностью. Он является основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

В системе школьного образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Ведущая роль данного предмета определяется социальными функциями родного языка. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми науками и профессиями, а значит, и со всеми школьными предметами. В силу этого обстоятельства русский язык имеет особый статус, так как является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, формирует его понятийно-категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в 5 классе я очень часто использую деловые игры.

Деловая игра на уроке помогает повышать интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умения использовать знания на практике, активизирует различные виды общения. Учителю игра дает возможность избежать дублирования заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал, воспитывать чувство коллективизма и ответственности за личный вклад каждого ученика в общее дело.

Организационные формы игры- микрокласс и микроурок. Микрокласс - это группа учащихся из трех - четырех человек, один из которых «учитель», остальные - «ученики». Ведущий игры (чаще всего это учитель-словесник) является «экспертом». В помощь «эксперту» в случае необходимости выбираются консультанты и ассистенты. Ассистенты обеспечивают техническую сторону игры (помогают раздать карточки- задания, фиксируют их выполнения и т. д.). Консультант выбирается один на четыре-пять групп. Он подстраховывает «учителя», всегда готов прийти к нему на помощь, контролирует качество выполнения задания.

Микроурок включает в себя следующие этапы: постановки задачи «учителем», ответы «учеников», дискуссия, вывод (или составление алгоритма), при необходимости заключения «эксперта». Продолжительность микроурока колеблется от 10 до35 минут, что зависит от цели использования деловой игры на уроке, объема материала, подготовки учащихся.

Исходя из того, что ребятам необходимо понять принцип работы, привыкнуть к такому виду деятельности, на первых порах в уроки включаются только элементы деловой игры.

Карточка задание № 2

Я - малютка карандашик.

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

I.Выпишите слова уменьшительно-ласкатеными суффиксами и разберите их по составу.

II.В каких словах безударную гласную в корне можно проверить? Подберите проверочное слово.

III.Определите падеж всех имён существительных.

IV.Выпишите словосочетание «гл.+сущ.».

Карточка - задание № 3.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Почему?

Второкласснику Андрюше

Просто не везёт. До слёз.

- Мама, мама, ты послушай,

Двойку я пять принёс.

В самом деле, почему

Так уж не везёт ему?

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса гриб»,

Лишь Андрей принёс из леса грипп».

Ну скажите, почему

Так послышалось ему?

Игроки владеют басом,

А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

(Р. Юзва.)

V.Составьте словосочетания с теми словами, которые Андрюша написал неправильно. Подберите проверочные слова.

VI.Найдите слова с оглушением. Произведите фонетический разбор слова везёт.

Выпишите слова с проверяемыми гласными в корне, подберите проверочные слова.

(Задания предлагаются либо все одновременно, либо выборочно).

Другая группа заданий - творческого характера. Это так называемая «словесная гимнастика». Двустишье или четверостишие записывается на доске без последней строки (на начальных этапах работы - без последнего слова). Группа ребят в микроклассе придумывают строчку, демонстрируя и оригинальность мышления, и чувство ритма и рифмы. При этом имеется в виду и образовательная задача: подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, глаголов одного вида, местоимений одного разряда и т. д. Например, даются стихотворения О. Григорьева без последней строки:

Велосипед меня понес.

Понес куда-то под откос.

Он там остался без колес…

Задание. Определите по словарю, глагол понести однозначный или многозначный? Придумайте последнюю строчку используя иное, чем в первых двух строках, значение слова понес.

И ребята придумали: «… И дальше я его понес…», «… Понес его я на откос …», «… Кто б за меня его понес? …»

Еще пример:

Вечером девочка мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Задание. Употребите в последней строке выделенное слово в другом значении.

Ребята придумывают: «Тоже разбил … стакан», «Мыл и разбил стакан». (У Григорьева: 1) «И дальше я его понес»,) «Тоже разбил … стакан!».)

К изготовлению карточек учитель обязательно привлекает учеников, потому что работа по подготовке к игре не менее полезна, чем сама игра, так как она требует от ребят эрудиции, умение выбирать нужное, самостоятельности.

Каждый микрокласс получает от ассистента карточку-задание. Вот пример работы микрокласса над одним из заданий:

Нужно выделить суффиксы в словах: лживый, дождливый, доверчивый. «Кто как думает?» - спрашивает учитель. Один из учеников говорит, что во всех этих словах суффикс -ив-, ведь слова-то похожи. Но второй, смотря на слово дождливый, высказывает догадку, что здесь суффикс -лив-: ведь оно образовано от слова дождь. Теперь путь анализа ясен и слабому ученику: надо подобрать слово, от которого образовано данное слово.

Микрокласс самостоятельно справился с заданием, и ассистент предлагает ему другую карточку. Приведем примеры карточек- заданий:

  1. Найди «четвертое лишнее»:

  1. разведение, разлив, разность, разносчик.

  2. Накал, навес, навет, накат.

(Правильный ответ написан на обороте карточки, ассистент может обратиться к нему при проверке задания.)

  1. Продолжи ряд слов:

дубняк, лозняк …

торопливый, нетерпеливый …

стебелек, уголек …

  1. Напиши как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова (искусство).

  2. Найди «родственников»: завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль и т. д.

  3. «Как слышу, так и пишу». Правописание каких приставок подчиняется этому правилу?

  4. Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх.

  5. Согласны ли вы с учеником, который сказал: «Если же в предложном падеже окончание -е, то это существительное 1-го склонения»?

  6. Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов: лиственница-лиственный-листья-листва?

  7. Пропущено одно звено цепи. Восстанови словообразовательную цепочку: успокоенность-успокоенный-покой.

  8. Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?

В течение урока каждый микрокласс получил от 7 до 12 таких заданий. В конце урока ассистенты подводят итог: какой микрокласс работал активно, плодотворно, какие задания вызывали затруднения. Оценки выставляются под руководством эксперта, который видел, как работает каждый ученик.

Карточки содержат не только теоретический вопрос, для ответа на который необходимо знать новый материал, вспомнить изученное ранее, уметь сравнивать, делать выводы, но и задания для индивидуальной работы и материал по развитию речи.

Учащиеся с большим интересом относиться к участию в деловых играх еще и потому, что эти игры способствуют созданию на уроках особой атмосферы- атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, содействуют демократизации отношений между преподавателем и учеником.

© 2010-2022