Статья «Любовь и сверхъестественное в творчестве Ги де Мопассана и Антона Павловича Чехова» (опыт сравнительного постижения)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Любовь и сверхъестественное в творчестве

Ги де Мопассана и Антона Павловича Чехова»

(опыт сравнительного постижения)

СОДЕРЖАНИЕ

3

Введение

1

5

Глава 1:

Тема любви и ее проявление в творчестве Мопассана ("Милый друг") и Чехова ("Чайка", "Учитель словесности")

2

16

Глава 2:

Тема сверхъестественного и ее проявление в творчестве Мопассана ("Орля") и Чехова ("Черный монах")

3

21

Заключение

4

22

Сноски

5

6. Список литературы 23




Введение.

Мне видится, что в современном мире исчезает глубокое понимание любви, размываются знания о ней. Люди перестают задумываться, что это такое. Растворяются ценности, проявляются эгоистические воззрения. Возникает «человек-одиночка», он один преодолевает жизненные преграды. Возможно, изучение таких авторов поможет вспомнить трепет, нежность любовных отношений. Позволит почувствовать душевную страсть и страдания души. Я верю, что такие проявляющиеся в любви чувства, как преданность, уважение, терпение, найдут свое место и в жизни моего современника. Думаю, что они смогут вернуть подлинные семейные ценности. Найти свой дом и начать сохранять его.

Что касается сверхъестественного, то этот вопрос волнует меня с детства. Через такую призму можно увидеть, каким образом человек относится к жизни. Как он воспринимает себя, других и мир, окружающий его. Какая вера в нём живет и что он проповедует. Мне видится, что это болезненный вопрос нашего народа. Люди одновременно верят во многое и в то же время ни во что. Я хочу исследовать сверхъестественное, сопровождающее человека, помогающее, предостерегающее или соблазняющее его.

Антон Павлович Чехов был глубоко верующий человек, однако наука занимала в его жизни огромное место. Мопассан не всегда сопротивлялся пороку, однако не оставлял и веру.

Мне стали интересны не только авторы и их произведения, но и страны и народы, представителями которых они являются. Захотелось «сложить», соотнести мировоззрения, ментальности народов, которые и близки и далеки одновременно, попробовать взять самое лучшее и соединить воедино.

Глава 1:

1. Тема любви и её проявление в творчестве Ги де Мопассана ("Милый друг") и Антона Павловича Чехова ("Чайка","Учитель словесности").

Я, как выяснилось, по своей сути консерватор: для меня важны традиционные правила морали и нравственности.

Настало время прочтения произведений зарубежной литературы, и мой взор упал на мастера любовных историй Ги де Мопассана. Конечно, тогда я не знала его отношения к любви и жизни. С первых страниц произведение "Милый друг" отталкивало меня. Этот писатель стал мне неприятен, его герои вызывали отвращение. Я не понимала, каким образом возможно называть любовью то, что он описывал в своём произведении. Разве любовь не светлое, нежное и преданное чувство? Но по мере погружения в его произведения для меня открылись новые грани этого неизведанного чувства. О том, что я смогла увидеть, хочу поделиться с вами.

Лаура де Мопассан после смерти сына уверяла, что в детстве Ги был необычайно чистым и целомудренным ребенком, и что это "Париж его развратил!" [Сноска 1].

Ги де Мопассан в 19 веке стал очень популярен в России. Ещё Л.Н. Толстой писал в предисловии к сочинениям писателя, в "Ги деМопассанавских заметках" о том, как Тургенев пришел и принёс ему томик новелл Мопассана и посоветовал почитать: "Это молодой французский писатель,- сказал он,- посмотрите, недурно; он вас знает и очень ценит. И Тургенев рассказал мне нечто удивительное и неимоверное о поступках Мопассана в отношении к женщинам". [Сноска 2].

Уже здесь можно заметить, что отношение к женщинам у Мопассана было особенным. Он был с ними искренен, каждый раз любил, как в последний. Всю свою жизнь он посвятил именно этому чувству. Его произведения пронизаны любовью: вечная любовь, чистая любовь, «грязня» любовь - любовь во всех её проявлениях.

Тема любви для Мопассана - одно из средств проникновения в мир человеческой психики, в мир страстей, один из путей познания современного писателю общества. Любовь в буржуазном мире изуродована и опошлена. Вместо того, чтобы приносить радость, любовь становится источником жестоких мучений.

Конечно, все познания в любви отразились в его произведениях. Роман "Милый Друг" пронизан любовью. Впечатление от него очень не однозначное. С одной стороны, такое ощущение, что ты прикоснулся к чему-то грязному, «неприличному». С другой стороны - тонкость мыслей героев, захватывающий сюжет. Читая, думаешь, что же будет дальше? Максим Гоше в журнале «Ревю блё» от 23 мая 1885 года писал, что "Милый друг" является "могучим произведением, говорящим жестокую правду", что книга эта "действует раздражающе" и в то же время она "превосходна". Франциск Сарсэ в «Нувель ревю» в июне 1885 года говорил о двойственном впечатлении от этой книги, которая "и притягивает и отталкивает", потому что она разочаровывает в человечестве и ведет к отчаянию. "К чему оставаться на этой земле, если она населена только низкими негодяями и бесстыдными мошенниками?" [Сноска 1].

И правда, эта книга притягивает и отталкивает одновременно. Она заставляет подумать, обратиться к разуму и сердцу. Пересмотреть своё знание об человеческих отношениях и любви.

Там есть и тоска по любви, и хитрости любовного обольщения, и любовь «с выгодой», и «грязная» любовь, и Любовь вечная.

Как и герой Жорж Дюруа, Ги де Мопассан был любвеобильный человек. У него было множество женщин. Мне кажется, что произведение "Милый друг" в чём-то автобиографичное. Друзья и близкие Мопассана высказывали предположение, что их "милый друг" всю жизнь искал свой идеал. А однажды Ги признался: "Я люблю только одну-единственную женщину - Незнакомку, Долгожданную, Желанную - ту, что владеет моим сердцем, еще невидимая глазу, ту, что я наделяю в мечтах всеми мыслимыми совершенствами. Но такой женщины не существует. Я отлично это знаю... Я никогда не любил!".[Сноска 1].

Но всё - таки нашлась женщина в его жизни, которая заняла всё сердце и душу Ги де Мопассана. И как Жорж Дюруа, который совращал, пленял и влюблялся в эти моменты во всех женщин, по-настоящему был привязан к одной женщине - мадам де Морель, так и Мопассан был отдан "Даме в сером ". [Сноска 1].

Русские писатели уважали Мопассана за социальную критику, любовь к людям и умение "выведать" их тайны. Так же глубоко о человеческих пороках будет потом говорить Антон Павлович Чехов. В свою очередь драматургия Чехова стала "визитной карточкой" русской литературы в мире.

Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению. Его поздние рассказы насквозь пронизаны внутренним душевным криком: "Так больше жить невозможно!"

Прослеживается общая проблема безответной любви, невозможность любви двух людей друг к другу. Как будто цепочка влюблённых прервана или сдвинута на одно звено. И все влюблённые любят "односторонней любовью".

Вообще, сопоставление творчества Мопассана с творчеством Чехова давно стало общим местом. Удивляться этому не приходится: роли обоих писателей в истории их национальных литератур во многом совпадают. Их сравнивают в мастерстве короткого рассказа. Как говорил В. Ерофеев, что "внутренняя раскрепощенность чеховской прозы, лишенной принудительной сюжетности, открытой миру случайностных явлений, гораздо ближе искусству современного рассказа, нежели напряженная сюжетность Мопассана, которая как железный обруч скрепляет большинство его рассказов".[Сноска 5].

Мне кажется, что Чехов и Мопассан оказали влияние на современную литературу не теми эстетико-этическими категориями, которые их объединяют, а теми, которые их разъединяют.

Они оба затрагивают тему любви, они оба рассматривают общество, которое идёт по наклонной, которое деградирует в своём развитии. Но рассматривают они эти вопросы каждый по-своему, с разных сторон, порой даже с противоположных.

У Чехова "Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть". Эти слова из записной книжки Чехова вспоминаются при чтении первой части "Учителя словесности", где Чехов передал состояние влюбленного человека, охваченного светлым чувством, умилением, восторгом. С состоянием героя гармонирует и пейзаж, одухотворенный, поэтичный.

"Никитину с тех пор, как он влюбился в Манюсю, всё нравилось у Шелестовых: и дом, и сад при доме, и вечерний чай, и плетеные стулья, и старая нянька, и даже слово "хамство", которое любил часто произносить старик".

Любовь у Чехова своя, особенная. В ней много нежности, трогательности, боязни внезапно разрушить, ступить не туда, пойти не той дорогой.

Оба автора идут к любви. Ищут её. Возможно, они ищут золотую середину.

Герои Чехова боятся раскрыть своих чувств. Они не знают, что будет, если признаются друг другу в любви. Им преграждает дорогу "ум". Они будто боятся услышать своё сердце. Действовать так, как оно им велит.

"Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею".

Герои Чехова осторожны и трепетны в своих чувствах. И более того, они не могут позволить сделать больно другим людям, причинить им страдания:

Герои Мопассана, напротив, кидаются в омуты любви, бросаются в её сети без разбора и с головой. Любовь их страстная, яркая. Встретив любовь, герой прожигает её без остатка. И постоянно нуждается в новой. Он в вечных поисках её. И в этом его несчастье.

Кажется, что они описывали дарительниц любви и саму любовь каждый со своей стороны настолько верно, что у читателя складывается максимально полный образ об этом необъяснимом чувстве. Можно сказать, что они описывали одну луну с разных сторон.

2. Тема сверхъестественного в творчестве Ги де Мопассана ("Орля") и Антона Павловича Чехова ("Черный монах").

В этой главе своей исследовательской работы я хочу рассмотреть сверхъестественные силы в произведениях Ги де Мопассана "Орля" и Антона Чехова "Черный монах". Читая такие, казалось бы, похожие произведения, понимаешь, насколько мы разные народы, насколько разное у нас видение мира, отношение к жизни.

Жизнь писателей складывалась по-разному, и у каждого был свой духовный уголок, свое религиозное воззрение, была своя вера. Антон Чехов родился в очень религиозной семье и с детства был знаком с Церковью, в одном из писем к И.Л. Леонтьеву он писал:

Позже, когда он поступил на медицинский факультет, взгляды его изменились. Как говорил иеромонах Филарет, он начал терять свою веру, попал в новую среду, в которой существовала только вера в материю и в "органическую клетку".

В произведении "Черный монах" происходит возвращение веры в красоту, в жизнь, в природу, в великую миссию, веры в себя. Здесь герой Андрей Корвин из раздраженного магистра-психолога с больными нервами, превращается в тонко видящего и чувствующего человека. "Чехов верит в лучшие силы человека, в светлые перспективы человеческого развития, у Мопассана такой веры нет". [Сноска 6].

К сожалению, не все то, что тебе кажется истиной, покажется таковым другим людям, даже самым близким. Так, Жена Андрея Таня, не поняла, не смогла разглядеть и поддержать его и, подумав, что он сошел с ума, начала его лечить. Оказалось, что очень легко сбить человека с выбранного пути и поставить на тот, который, по мнению других более верный.

"Теперь сосны у воды не шептались, а стояли неподвижные и немые, точно не узнавали его", "Я был весел, бодр, счастлив, теперь я повседневность. - О, как жестоко вы поступили со мной". "- Как счастливы Будда и Магомет или Шекспир, что добрые родственники и доктора не лечили их от экстаза и вдохновения!"

Как жаль, что люди по природе своей эгоисты. Жаль, что не все это понимают и учитывают. Делая, как им кажется, благо для любимого человека, они зачастую делают благо себе. Зачастую люди даже не думают, что суждено их второй половинке. Добиваясь "нормальности" своих близких они утверждаются перед обществом сами. Они тем самым говорят: я- нормальный, со мной можно дружить и работать. Им хочется, чтобы те, кто с ними рядом, попадали в общественные рамки. Отвечали созданным нормам поведения. Но, что такое "нормальный"? Загнанный в рамки человек, имеющий огромный внутренний мир, который не вписывается в стены общественного договора - это нормально? Мне кажется, Чехов ещё писал о том, что каждый из нас, имея глаза, видит этот мира по-разному. Что у каждого есть своё предназначение и не нужно никому ничего навязывать. Нужно помогать другим находить себя, а не превращаться в роботов.

Ги де Мопассан так же в детстве не отрицал Бога.

Но жизнь его была не проста, и тяжесть её смогла изменить взгляды Мопассана в корне. Позднее он сказал: "Религии - все до одной - нелепы: их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы". [Сноска 1].

Разгульный образ жизни забил все душевные качества и проявления добродетели. Мопассан становился всё популярнее и популярнее. Его произведения имели огромный успех. С 1884 года он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице для душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще". [Сноска 7]. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, в том числе и в "Орля".

Мне кажется, Мопассан задается вопросом интуиции, предсказания. Что это такое, когда ты предчувствуешь нечто... предчувствуешь, что что-то должно произойти, только не знаешь что.

"Я сплю... долго сплю... несколько часов... потом мне начинает сниться сон... нет, не сон - кошмар... Я отлично сознаю, что лежу в постели и сплю... сознаю и понимаю... и вместе с тем чувствую, что кто-то подходит ко мне, оглядывает меня, ощупывает, влезает на кровать, коленями придавливает грудь, обеими руками хватает за горло и сжимает... сжимает изо всех сил... стараясь задушить...

Я пытаюсь освободиться, но мое тело сковано чудовищным бессилием, парализующим нас в кошмарах, хочу крикнуть - и не могу, хочу пошевелиться - и не могу, задыхаясь, делаю отчаянные попытки повернуться на бок, сбросить это существо, которое расплющивает меня, не дает вздохнуть - и не могу.

Внезапно я просыпаюсь, обезумев от ужаса, весь в поту. Зажигаю свечу. В комнате никого нет".

В этом произведении весь мир вокруг, различные люди, встречающиеся герою на пути его жизни, открывают ему завесы таинственного и загадочного мира, мира духов. Во все времена существовали люди, которые сами связывались с духами, обращались к ним за советами, просили показать им истину бытия.

Ги де Мопассан запутался, он прожег жизнь - сгорел дотла. Ощущение будто кто-то взял над ним власть, власть над его разумом и волей и руководил его поступками. И чтобы очиститься и просветлиться - нужно уйти.

"Что со мною делается? Это он, он, это Орля вселился в меня и внушает мне эти сумасбродные мысли! Он живет во мне, становится мною... Я убью его".

Ну да... ну да... это ясно. . он жив... И значит... значит... мне остается одно - убить себя!.."

Мопассан дожил до того трагического момента жизни, когда начиналась борьба между ложью той жизни, которая окружала его, и истиной, которую он начинал сознавать. В нём начинались приступы духовного рождения. И вот эти муки он вложил в свои произведения.





Заключение.

Антон Чехов и Ги де Мопассан были писателями, которые раскрывали души в своих произведениях. И у Чехова и у Мопассана было не простое состояние души. В произведениях Антона Чехова герои скорбят по своей жизни, по поступкам, которые они делают. Они изначально воспринимают мир со скорбью и тоской. Как и наша русская душа радуется и печалится одновременно. У Мопассана же герои безнадежно отданы тому, чем они являются, и ничего сделать с этим нельзя. Истина в том, что кем бы ты ни был, ты в первую очередь "душа" и "человек". Несмотря ни на что, нужно прислушиваться к себе, к своему сердцу и душе.

Исследуя таких сложных и потрясающих писателей, я пришла к тому, что возможно совместить страсть, которая присуща одному автору, и душевную тонкость другого. В их произведениях виден поиск истины. Призыв к тому, что жизнь бывает бесконечно разной и необычной. Что не всё то, чем оно кажется. Конечно, они задавали вопросы, на которые нет однозначного ответа. Ответы эти где-то глубоко в нашем сознании.




Сноски:

  1. Анри Труайя. "Ги де Мопассан" - роман-биография "Эксмо", М., 2005 г.

  2. Л. Н. Толстой. "Предисловие к сочинениям Ги де Мопассана". М., 1894 г.

  3. М.П. Громов, А. М. Долотова, В.Б. Катаев - Переписка А. П. Чехова. Вдвух томах. Том первый, - М., "Художественная литература", 1984.

  4. Из писем А. П. Чехова к И. Л. Леонтьеву - от 9 марта 1892 г.

  5. В. Ерофеев. "Поэтика и Этика рассказа", " В лабиринте проклятых вопросов", - М., " Советский писатель", 1990 г.

  6. И. Гливенко. Мопассан и Чехов. - Киев, 1904 г.

  7. ru.ikipedia.org/ik/Мопассан,_Ги_де

  8. И. Л. Леонтьев. "Поручик Поспелов. Спутники Чехова", под ред. В.Б. Катаева, М., Изд-во Моск. ун-та, 1982 г.






Список литературы:


  1. Гливенко И. Мопассан и Чехов. Киев, 1904.

  2. Громов М.П., Долотова А.М., Катаев В.Б. Переписка А.П. Чехова. В двух томах. Том первый." М., "Художественная литература", 1984.

  3. Ерофеев В. Поэтика и Этика рассказа. В лабиринте проклятых вопросов. М., "Советский писатель", 1990.

  4. Из писем А.П. Чехова к И.Л. Леонтьеву. От 9 марта 1892 г.

  5. Леонтьев И.Л. Поручик Поспелов. Спутники Чехова. Под редакцией В. Б. Катаева - М., Изд-во Моск. ун-та, 1982 г.

  6. Мопассан Ги де. Орля. Милый друг. (Любое издание).

  7. Мопассан Ги де. ru.wikipedia.org/wiki/Мопассан,_Ги_де

  8. Толстой Л.Н. Предисловие к сочинениям Ги де Мопассана М., 1894.

  9. Труайя А. Ги де Мопассан. Роман-биография. М., 2005.

  10. Чехов А.П. Чайка. Учитель словесности. Черный монах. (Любое издание).



© 2010-2022