- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы над фашизмом
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы над фашизмом
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Конечных О.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы над фашизмом.
(Звучит Р. Вагнера «Шелест леса»)
1-й ведущий: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил...
2-й ведущий: Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей...
1-й ведущий: Тем, кто на века канул в фашистском плену...
2-й ведущий: Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов...
1-й ведущий: Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается...
Звучат колокола, постепенно затихают и сменяются мелодией вальса
Чтец
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Звучит вальс; юноши и девушки ходят по сцене, танцуют, разговаривают)
Юноша:
- Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…
Девушка
- Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.
Девушка:
-Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.
Юноша:- Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
Девушка:
-Саша, о чем ты мечтаешь?
Юноша:
- Я… Я хочу поступить в институт, а потом…, наверное, буду врачом. А ты?
Девушка (Катя) -А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!
Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются
Юноша:
- Почудилось…
Гул усиливается, музыка останавливается
Девушка:
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Юноша:
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Девушка и юноша (вместе):
Что случилось, скажи нам, ветер?
Неужели это - война?!
Звучат разрывы бомб
Ведущий 1:
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Звучит Голос Левитана» Начало войны».
Год 1941. 22 июня… от Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города».
Звучит песня «Священная война»; (1 куплет) муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача (молодые люди уходят, девушки вытирают слёзы)
Ведущий 2:
Война - жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война - святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Ведущий1:
Ранним, солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
Ведущий 2:
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом, далёком году.
Солдат:
-Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь! (Юноши по очереди делают шаг вперёд)
- Первый! Второй! ….
Звучит песня «До свиданья, мальчики».(1 куплет, припев) Юноши уходят под музыку.
ВЕДУЩИЙ 1: 22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг - фашистская Германия.
Война не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них - Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова - были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы в городах нашей великой Родины - России называли их именами.
Выходит солдат в плащ-палатке, в руках вещевой мешок. (Ученик, одетый в военную форму.)
Солдат: День 9 мая 1945 года знает весь мир. Мы шли к этому дню 4 года и когда пришли, изумились. Тихо! Как тихо стало на земле. Оказывается, еще поют петухи. И распускаются листья на деревьях.... Домой! Скорей домой! Прощайте, кто не дожил до Победы!
(Вокальная группа исполняет 1-й куплет песни. Слова и музыка М.Ножкина «Последний бой».)
Солдат:
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат!
И не сломила, сердце не сгубила,
И душу не растлила нам война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату, русскому дана.
Исполнятся песня «Журавли» М. Бернес.
ВЕДУЩИЙ: В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады…
ЧТЕЦ
Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальным кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по сёлам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка - Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
ВЕДУЩИЙ: Каждый приближал Победу как мог. Кто-то равняясь на старших, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них?
ЧТЕЦ
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые как мел.
-Где твоя мама, мальчик?
-Дома.
-А где твой дом, сынок?
-Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!
ВЕДУЩИЙ: После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941-го по январь 1944-го, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250г хлеба, а служащим и детям по 125г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!
ВЕДУЩАЯ: Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, её подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи…
Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…
ЧТЕЦ
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда,
Потрясает твой дневник.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
«Женя умерла 28 декабря в 12.00ч утра 1941г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3ч дня 1942г.»
«Лёка умер 17 марта в 5ч утра 1942г.»
«Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
ВЕДУЩИЙ: Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Она умерла 23 мая 1944 года.
ЧТЕЦ:
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
ВЕДУЩИЙ: Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.
Ведущая:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания)
ВЕДУЩИЙ: 1418 долгих дней и ночей шла война. Казалось, нет ей конца и края. Но победа пришла.
День 9 мая знает весь мир. Как долго наши деды шли к этому дню! А когда пришли - изумились! Тихо… Как тихо стало на земле! Оказывается, ещё поют птицы и распускаются деревья…Проходят годы, но не могут ветераны забыть о войне. И в этом есть великая правда. Потому что о войне надо говорить не только по праздникам.
Ведущая;
Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
Земле достаточно убитых!
1 Чтец:
Люди! Покуда сердца стучатся, помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, Помните!
Песню свою отправляя в полёт, помните!
2 Чтец:
О тех, кто уже никогда не споёт, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
3 Чтец:
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-
Помните!!!!
Ведущая1: В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка - мы!
Выступают учащиеся, исполняют песню «День Победы!»
ЧТЕЦЫ
Мы - поколение, которое называет себя будущим!
Мы - поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!
Мы - поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
Мы - будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!
Ведущий:
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей славы! С днём Победы! (Вместе)