- Преподавателю
- Русский язык и литература
- УРОК В 11 КЛАСС ПО ТЕМЕ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК В 11 КЛАСС ПО ТЕМЕ: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова М.Ю. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема:Урок русского языка по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Класс 11
Учитель русского языка и литературы: Степанова М.Ю.
Цели:
-
обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,
-
закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;
-
развивать регулятивные универсальные учебные действия - целеполагание, планирование и организация деятельности;
-
формировать умения и навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ
-
познавательные исследовательские действия - поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
-
воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за наш народ;
формировать самостоятельность, сообразительность.
Оборудование: учебник Греков, Крючков, Чешко Русский язык. 10-11-ый класс; мультимедийная презентация «Однородные члены предложения»,
Ход урока
1.Организация урока.
Вступительное слово учителя. Запись числа, классной работы, тема пока не записывается .
2.Словарная работа.
Сегодня мы с вами повторим слова-паронимы.Какие слова мы называем паронимами?
(П а р о н и м ы (от греческих корней para - рядом, возле + onoma - имя) - близкие по звучанию однокоренные слова, отличающиеся оттенками смысла и сочетаемостью.(Слайды 3,4,5,6)
Адресат - адресант. Адресат - лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант - лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
* Анекдотический - анекдотичный. Анекдотический - присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный - смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).
* Архаический - архаичный. Архаический - свойственный старине (архаический взгляд), архаичный - вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).
Будний - будничный. Будний - не праздничный (будний день); будничный - прозаичный, однообразный (будничная работа).
Воспитательный * - воспитательский. Воспитательный - относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский - относящийся к воспитателю (воспитательская комната).
*Всякий - всяческий. Всякий - каждый (всякая минута); всяческий - самый разнообразный (всяческие поиски).
* Выборный - выборочный. Выборный - относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный - частичный (выборочная проверка)
Составьте по два предложения с данными словами.
Такие слова встретятся нам на ЕГЭ при выполнении задания А 2
(Слайды 7,8) Учащиеся выбирают правильный ответ.
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
-
1.Письмо было доставлено АДРЕСАНТУ вовремя.
-
2.Из-за отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА.
-
3.АНЕКДОТИЧНЫЙ случай на охоте долго обсуждался в округе
-
4.ДИНАМИЧНЫЙ темп танца зачаровывал зрителей.
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
-
1.Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.
-
2.ПОДВИЖНЕЧЕСКАЯ жизнь В.И. Даля известна многим..
-
3.Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи МТС.
-
4.БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и в губерниях
Ребята, объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
Почему здесь поставлена запятая?
- Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?
(Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления)
- Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). Соответственно тема урока (слайд 1) - запись «Знаки препинания при однородных членах предложения», а цель урока какая?
- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой ? ( в части А - однородные члены предложения, сложносочиненные предложения, постановка двоеточия - различие БСП и однородных членов предложения, в части В - В6, В8; при работе с текстом в части С).
- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с предложениями, расстановка знаков препинания, с теорией, составление своих предложений).
- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)
Назовите основные типы сочинительных союзов (слайд № 6) - соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные - «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).
- Как всегда, обращаемся к образцам классики. Приведите примеры из ст-ий А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина, С.Есенина, где есть однородные члены, соединенные союзами.
- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.
III. Освоение предметного содержания.
- Итак, прозвучало несколько примеров, видим, что существуют разные комбинации с о/ч, соответственно по-разному расставляются знаки препинания. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое или сложное, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания).
- Где возьмем информацию? Какой параграф в учебнике надо прочитать, чтобы правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения? Обратитесь к оглавлению, найдите нужную информацию. - Прочитайте про себя §, расставьте знаки препинания в распечатках, составьте схемы и соотнесите с материалом учебника (слайд №7). Еще раз посмотрите схемы, правила (слайды № 13-18).
- На ЕГЭ могут быть разные формулировки заданий: нужно поставить две запятых, не нужно ставить ни одной запятой, нужно поставить три запятых.
- Как вы считаете, достаточно ли материала учебника, чтобы сделать это задание. Данное - да, все схемы есть. Задания на пунктуационные нормы языка содержатся в части А ЕГЭ. Предложения с однородными членами часто предлагаются в А22. Поэтому для следующего задания я выбрала подобные примеры
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
1. Врубель был необычным и очень интересным художником.
2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое.
3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов.
4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу но плохо замечаются обычным зрением.
Проверим на практике, какие могут быть комбинации однородных членов предложения, не рассмотренные нами..?
1.Трудные случаи
-
Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепенный член - по канавам).
-
Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской красотой (хорошо сложен и крепок образуют парную группу - форма человека, а дальше - «наполнение»).
-
Облака редко разбежались по небу и почти не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня (не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня - составные глагольные сказуемые с общим вспомогательным глаголом)
-
Слышны плеск и говор и плесканье купающихся (плеск и говор - одна тематическая группа - звуки речи, плесканье - действие).
Ученик делает вывод об однородных членах предложения (по вопросам):
-
С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
-
Зависят ли они друг от друга?
-
На какой вопрос отвечают?
-
Как связаны между собой? (перечислительной интонацией или сочинительными союзами).
5) Как ставятся знаки препинания?
-
Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).
III Однако с употреблением однородных членов предложения связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в А5 ЕГЭ.
Задание
Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.(4 задание в раздаточном материале).
-
В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы (на лугах)- неверное использование предлога.
-
В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни.(показать жизнь современной деревни и немного рассказать о ней) - слово, которое должно быть согласовано с однородными членами, фактически связано только с ближайшим.
-
Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.(делает много ошибок и приносит огромные жертвы) - нарушение лексической сочетаемости.
-
Рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубинки.(нарушение логической связи между однородными членами, так как в качестве однородных используются неоднородные понятия - пародия на нелогичную речь)
IV На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности, работа с которыми вам предлагается в задании В8. Какие?
(Стилистические фигуры речи - градация, бессоюзие, многосоюзие).
Задание
Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, данных в 5 задании и с какой целью; предложения не записывать, а записать только название используемого приёма и его роль в предложении (5 задание на слайде
-
И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок) - многосоюзие- увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.
-
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.(Пушкин)
Бессоюзие - 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) - восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение).
Вывод по уроку
Таким образом, работа с синтаксическими конструкциями, включающими в себя однородные члены предложения, должна убедить нас в необходимости вдумчивого, внимательного подхода к их анализу, для того чтобы избежать как пунктуационных, так и грамматических и речевых ошибок; чтобы суметь в экзаменационной работе определить приём, в основу которого положено использование однородных членов, а также для точности и выразительности собственной речи, как того требует критерий проверки и оценки выполнения задания части С - К6.
Вслушаемся в эти последние строки стихотворения. Они обращены и к тебе, слушатель, и ко мне, и к твоим товарищам, и ко всем нам. Они завещание двадцати миллионов, погибших за нас с тобой. За наше мирное небо. Они обращены к нашей совести и к нашему долгу не забыть о них.
Все честные люди земли говорят: «Войне не быть!»
Мир - это счастье для всех, живущих на земле.
Мир - это утро, полное радости, надежд и света, это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.
Мир - это цветущие сады и золотые поля пшеницы.
Выполните пунктуационный разбор предложений.
Рефлексия:
1. Я ПОНЯЛ(А) МАТЕРИАЛ ……..
2. Я СМОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЕГЭ ……..
3. Я БЫ ПОСТАВИЛ(А ) СЕБЕ ОЦЕНКУ ЗА УРОК…….
4. Я БЫ ОЦЕНИЛ(А) УРОК НА ОЦЕНКУ ……..
Домашнее задание
Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:
«Я помню чудное мгновенье…» или «Зимы ждала, ждала природа…»