Тематический план по дисциплине Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Детская литература с практикумом по выразительному чтению».

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала; практические занятия, самостоятельная работа обучающегося.

Объем часов

Уровень освоения

МДК 01.03. Детская литература с практикумом

Всего:87

Ауд.-54

СРС-33


Тема 1. Введение

Содержание

2


1

Детская литература - как учебный предмет.

Специфика детской литературы.

Круг детского чтения детей младшего школьного возраста ХХI века. Литературное речевое творчество детей. Основные виды изданий книг для детей.

Этапы развития русской и зарубежной детской литературы.

Связь курса детской литературы с преподаванием чтения в начальной школе.

Профессиональная направленность курса детской литературы. Использование средств речевой выразительности при чтении произведений разных жанров.


2


Тема 2. Устное народное творчество

Содержание

8


1

Народное творчество - как часть общечеловеческой культуры. Виды народных песенок и малые фольклорные жанры. Колыбельные, пестушки, потешки. Прибаутки, небылицы. Педагогическая ценность небылицы. Заклички, приговорки. Пословицы и поговорки. Загадки. Детский игровой фольклор.

Современный детский фольклор. Кумулятивные сказки. Сказки о животных. Традиционные герои русских сказок. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Сказки разных народов.

Былины в чтении младших школьников. Признаки и построение. Конфликт, герои. Художественная и историческая ценность русского героического эпоса.

Мифы древнего мира.



2


2


2

2





2

Практические занятия



1

Чтение наизусть произведений малых фольклорных жанров.



2

Литературно-художественный анализ русских народных сказок.



3

Особенности чтения русских народных сказок.



Тема 3. Круг чтения детей в Средневековой Руси

Содержание

2


1

Ветхий Завет. Сказания о прекрасном Иосифе и Моисее. Десять заповедей. Новый Завет. Сказания о Рождестве Христовом. Нагорная проповедь. Притчи Христа.


2

Практические занятия

1

Чтение переложений библейских сказаний. Чтение отдельных глав Ветхого и Нового Завета.

Тема 4. Возникновение и развитие детской литературы в России

Содержание

2


1

Древнерусская литература ХI-XVII вв. Первые рукописные и печатные книги для детей. Первые детские поэты на Руси. Литературная, педагогическая и издательская деятельность Н.И.Новикова. Становление теории и критики детской литературы.


2

Тема 5.1 Произведения для детей русских писателей XIX века (1 половина). Поэзия в детском чтении.

Содержание

6


1

Басни И.А.Крылова в детском чтении.

Сказки В.А.Жуковского

Стихи и сказки А.С. Пушкина

П.П.Ершов и сказка «Конёк-горбунок».

1

1

2

2


2

Тема 5.2 Проза в детском чтении


В.Ф.Одоевский. Сказки « Мороз Иванович», «Городок в табакерке» - мир детского сознания и научно-познавательный характер сказок.

Повесть-сказка А.Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители».







2


2


Тема 6. Русская детская литература (2 половина 19 века)


Педагогическая и литературная деятельность К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. Художественные принципы книг для начального этапа чтения.

Литературная сказка 2-ой пол. XIX в Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сказки и повести.

В.М.Гаршин сказка «Лягушка - путешественница».

Проза для детей и в детском чтении: рассказы А.П.Чехова, А.И.Куприна, о животных, о детях.

Родная природа и детство в русской поэзии XIX в. (Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др.). Русская поэзия рубежа XIX - XX вв. в круге детского чтения.


2


2

2

2


2

Практические занятия


1

Литературно-художественный анализ авторских сказок из круга детского чтения (по выбору преподавателя). Комментированное чтение.



2

Анализ басен И.А.Крылова. Особенности чтения басен.



3

Сравнительный анализ произведений К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.



4

Требования к выразительному чтению произведений пейзажной лирики. Составление речевых партитур через эмоционально-образное видение. Жизнь природы и мир чувств в поэзии XIX в.



Тема 7. Произведения для детей XX в.

Содержание


1

Роль М. Горького в становлении и развитии новой детской литературы. М. Горький. Сказки.

Классики детской литературы. К.И. Чуковский. Очерк жизни и творчества. Стихи и сказки.

В.Маяковский - детям.

С.Я.Маршак. Очерк жизни и творчества. Стихи и сказки.

Стихи А. Барто для детей

2

2

2

2

2


2

Тема 8. Художественно-познавательная литература для детей.

Б.С. Житков в детской литературе.

М.М. Пришвин в детской литературе.

Гуманизм в произведениях В.В. Бианки для детей.

Е.И. Чарушин в детском чтении.


2

2

2

2


Практические занятия



1

Чтение наизусть стихотворений А.Барто, С.Михалкова.



2

Письменный анализ сказки В.В.Бианки, рассказов М.М.Пришвина, Е. Чарушина.



Тема 9. Юмор в детской книге.

Содержание



1

Рассказы. Н.Н. Носов.

1




Тема 10.

Содержание



1

С.В. Михалков. Очерк жизни и творчества. Стихи и поэмы.

1


Тема 11. Мировая и художественная литература для детей. (Самостоятельное изучение)

Содержание



1

Сказки Ш.Перро, Я.и В. Гримм, Г.Х.Андерсена. Влияние фольклора на развитие французской, немецкой литературной сказки. Значение поэтического творчества Э.Лира, Л.Кэрролла для развития детской поэзии XX в. Сказки о природе и детстве Р.Киплинга, А.А.Милна. Скандинавская традиция литературной сказки: А.Линдгрен, Т. Янсон. Рассказы-Д. Лондона, М.Твена, Ж.Верна, Ч.Диккенса в детском чтении.


2

Практические занятия


1

Подготовка докладов и презентаций по произведениям изучаемых авторов.



2

Литературно-художественный анализ произведений из круга детского чтения.



3

Особенности чтения рассказов.



Самостоятельная работа при изучении Раздела 2.2 ; Тема 11

  1. Подготовка сообщений и наглядных средств их презентации.

  2. Составление опорных схем, терминологического словаря; составление кратких конспектов; подготовка ответов на вопросы; подбор примеров на основе изучения художественной и педагогической литературы.

  3. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной педагогической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

  4. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

  5. Подбор примеров на основе изучения художественной и педагогической литературы.

33



© 2010-2022