Урок-расследование по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация (5 класс)

Целью урока было: 1) систематизировать знания и умения учащихся по теме «Синтаксис и Пунктуация»;2) развивать пунктуационную зоркость, навыки синтаксического разбора простых и сложных предложений, навыков анализа, синтеза и сравнения; 3) воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, чувство товарищества и интерес к предмету. Тип урока: повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и Пунктуация» Методическим обеспечением стали  карты, схемы, таблицы, интерактивная доска, смайлы Р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок-расследование по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели урока:

1) систематизировать знания и умения учащихся по теме «Синтаксис и Пунктуация»;

2) развивать пунктуационную зоркость, навыки синтаксического разбора простых и сложных предложений, навыков анализа, синтеза и сравнения;

3) воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, чувство товарищества и интерес к предмету.

Тип урока:

повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и Пунктуация»

Оборудование: карты, схемы, таблицы, интерактивная доска, смайлы

Ход урока

  1. Организационный момент

- Вы готовы к уроку?

- Ваше самочувствие?

- А настроение?

- Вдохнули глубоко. Поймали воздух. Пропустите его через себя. Пропитайте им каждую частичку своего тела.

- Я очень рада вас видеть. Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста.

- Красиво сели. Спинки у всех прямые.

- Сегодня на уроке нам с вами предстоит очень большая и серьёзная работа - расследовать одно запутанное дело.

- Ваня, найди слово РАССЛЕДОВАТЬ в толковом словаре Ожегова и скажи, что оно означает.

- Кто занимается расследованием?

- Сегодня мы с вами тоже будем детективами.

- На наше имя пришла телеграмма. (зачитать)

- Нам с вами предстоит выяснить, когда и при каких условиях нужна постановка знаков препинания в простых и сложных предложениях; какова роль имени существительного и союза И в предложении; поработаем с грамматической основой простого и со структурой сложного предложений

- Работать мы с вами будем в тетрадях. А задания записаны на специальных картах. Отступите две строчки от оценки и запишите число, классная работа и тему: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»


  1. Обобщение теоретических сведений

Ребята, предлагаю назвать всех подозреваемых, имеющих отношение к нашему делу. Назовите, о ком идёт речь.

1) Устный блиц-опрос:

  1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое)

  2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение)

  3. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

  4. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. (Синтаксис)

  5. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

  6. Главный член предложения, обозначающий предмет речи. (Подлежащее)

  7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время и способ действия. (Обстоятельство)

  8. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация)

  9. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение) Является ли обращение членом предложения?

1 вывод: Знание всех понятий необходимо для успешной работы над разделом.

- Когда все участники выявлены, необходимо обрисовать картину происходящего

1 задание: составьте предложение из данных слов и запишите в тетрадь

В, согреет, мороз, слово, сильный, и, тёплое.

2 вывод: Слова в предложении связаны по смыслу.

2 задание: составьте предложение, выполнив ряд действий.

  1. из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;

  2. из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;

  3. добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;

  4. из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство, но с другим предлогом

  5. допишите полученное предложение Тихая ночь опустилась на город, сделав: 1 вариант - сложноподчинённым; 2 вариант - сложносочинённым

- Прочитайте, что у вас получилось.

3 вывод: Все слова в предложении связаны грамматически.

Для предложения характерна интонация конца предложения.

4) Найдите грамматическую основу предложений.

1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

2. В живом уголке жили три ежа и четыре черепахи.

3. Дед с матерью шли впереди всех.

4. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

5. Дед с матерью шёл впереди всех.

4 вывод: Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Они составляют его грамматическую основу. Подлежащее в предложении может быть выражено не только словом, но и сочетанием слов (или словосочетанием)

5) Определите количество лиц, участвовавших в диалоге

(стихотворение читает подготовленный ученик)

5 вывод: Количество участников диалога легко определить по голосовой интонации

III. Работа над упражнениями

- Переходим к рассмотрению свидетельских показаний

1-ый свидетель: Имя существительное

- Выполним 3 задание, определив, чем в предложении является слово МАМА

- Сделайте вывод: какую роль играет имя существительное в предложении?

6 вывод: Имя существительное в предложении может выступать как главным, второстепенным членом предложения, так и обращением

2-ой свидетель: Союз И

- Выясним, какова роль союза И в предложении. Для этого выполним 4 задание и выясним

- Какой вывод можно сделать?

7 вывод: Союз И связывает однородные члены в простом предложении и части сложного предложения.

- Работая над разбором предложений, мы научились характеризовать их. Скажите, какие по цели высказывания бывают предложения?

Остановимся на побудительных предложениях.

Убедить, значит победить! А чтобы быть более убедительными в своих словах, выполним 5 задание: переделайте предложения, сделав их побудительными, запишите в тетрадь и выделите грамматическую основу.

1) Школьники принимают активное участие в озеленении улиц.

2) Ребята старательно изучают грамматику.

3) Юннаты охраняют птиц.

4) Люди Земли борются за чистоту воздуха, воды.

- Что характерно для побудительных предложений? (выражают совет, просьбу)

- С какой интонацией они произносятся?

- Как выделяется на письме?

8 вывод: Обращения на письме выделяются запятыми и произносятся с особой - звательной - интонацией.

Задание на интерактивной доске: Перед вами текст. Не хватает знаков препинания. Расставьте знаки в конце предложений.

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина в мишуре.

9 вывод: От постановки запятой зависит смысл не только одного предложения, но и всего текста.

Физкультминутка

Подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо, поднимем руки высоко.

Спинка ровная у нас и осанка - высший класс!

Закройте глаза и подержите их закрытыми 4 секунды. Широко раскройте глаза, посмотрите вдаль, не моргая в течение 6 секунд.

- Предлагаю выполнить следующее задание: расставьте в предложениях знаки препинания и объясните их постановку.

1.Кавказ, несомненно, является одним из самых живописных мест.

2.А ты, Серёжа, приходи завтра с нами поиграть в шахматы.

3.Белки запасают на зиму разный корм: орехи, шишки, грибы.

4.Подоконник в моём доме - настоящий цветник.

5.Когда пишешь диктант, надо внимательно слушать, стараться запомнить предложения.

10 вывод: На письме выделяются запятыми вводные слова, обращения. После обобщающего слова перед однородными членами предложения ставится двоеточие, а между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в И.п. - тире.

7 задание: вставьте в предложения пропущенный союз, расставьте знаки препинания, определите вид предложения.

1. Мы пойдём гулять, когда кончится дождь.

2. Мальчик был очень слабый, но смелый и настойчивый.

3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

4. С ветром у леса велись неприятные счёты зимой, потому что он приносил северный ветер.

5. Мы вышли на поляну, где росло много грибов.

8 задание: какие ошибки допущены в предложениях? (на интерактивной доске)

1. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней и кур.

2. Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.

3. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

4. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

11 вывод: каждое предложение несёт в себе смысловую нагрузку.

- Кто скрывается под маской?

- Мы с вами научились составлять схемы предложений и, наоборот, по схемам умеем составлять предложения.

9 задание: укажите номера предложений, соответствующие схемам

Урок-расследование по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация (5 класс)Урок-расследование по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация (5 класс), И . (3, 5)

Урок-расследование по русскому языку на тему Синтаксис и пунктуация (5 класс): , ( ) . (1, 4)

1. Целый день трудится и поёт жаворонок чтобы люди работали веселей.

2. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.

3. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку.

4.Летом будет высокий урожай трав, если в апреле на заливных лугах стоит вода.

5. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.

12 вывод: при составлении схемы простого предложения важно правильно найти грамматическую основу, а в сложном - наличие нескольких основ.

10 задание: составьте схемы предложений (на доске)

1.Зима будет холодной если белка делает большие запасы.

2.Федя посмотрел на облака и сказал Гроза будет.

3.Мы читаем разные книги сказки, повести, рассказы.

- Произведём дознание. (7 задание) - сделаем синтаксический разбор предложения.

Подо льдами крепкими дремлют воды рек, белыми сугробами лёг на крыши снег.

Итоги исследовательской работы:

Цель: выяснить, какие предложения чаще всего встречаются в произведениях двух поэтов: Пушкина А.С. и Лермонтова М.Ю.; какие знаки препинания стоят; есть ли обращения, вводные или обобщающие слова.

V. Подведение итогов урока

- Подведём итог нашему расследованию.

- Что же нам удалось выяснить?

- Как строятся предложения? Из чего состоят?

- Какова роль союза И и имени существительного?

- Когда и какие знаки могут встретиться в простом предложении? А в сложном? От чего они зависят?

- Кто является авторами телеграммы?

VI. Рефлексия

Изобрази настроение

- Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас - три жетона: один с улыбающимся личиком, второй - с безразличным выражением лица, третий - с грустным.

Выберите тот жетон, изображение которого соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

- А теперь встаньте все, кто помогал мне сегодня на уроке. Спасибо вам за урок. Раздел науки о языке «Синтаксис и пунктуация», я думаю, мы с вами усвоили. Вы успешно расследовали дело, справились со всеми заданиями, показав хорошие результаты не только практического, но и теоретического характера. Подтверждением сказанному ваши достойные ответы и хорошие оценки.

VII. Домашнее задание. Упражнение 253; сосчитать количество букв и звуков русского алфавита, знать количество гласных и согласных в нём.

© 2010-2022