Урок по русскому языку на тему Односоставные предложения (8 класс)

Данный урок проводился в классе, где большинство учащихся имеют слабые знания, умения и навыки. Можно выделить 4 уч-ся, которые проявляют познавательный интерес к предмету.Урок по типу является уроком обобщения знаний. Это заключительная ступень в изучении темы: «Односоставные предложения». Подготовлен он предшествующим материалом: Главные и второстепенные члены предложения, предложения с одним главным членом. Исходя из особенностей класса и темы урока, были поставлены следующие цели: Обучающий ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Шатковская средняя школа



Открытый урок

по русскому языку

Урок по русскому языку на тему Односоставные предложения (8 класс)


Учитель: Королева Ю.Н.


Шатки

Обобщение знаний по теме:

«Односоставные предложения»

Цели урока:

1. Обучающая цель:

  • Обобщить и систематизировать знания и умения по теме:«Односоставные предложения»;

  • Сформировать умение находить односоставные предложения в поэтической речи;

  • Сформировать практические навыки в употреблении односоставных предложений в своей речи;

2. Развивающая цель:

  • Развивать умения аргументировать, доказывать;

  • Способствовать расширению кругозора, познавательного интереса, умению выделять главное, сравнивать, обобщать;

3. Воспитательная цель:

  • Прививать любовь к русскому языку;

  • Способствовать формированию навыков контроля, самоконтроля, организованности, уверенности в себе, самостоятельности.

Оборудование:

  • Опорная таблица «Односоставные предложения»;

  • Карточки с дифференцированными заданиями;

  • Репродукция картин «Береза в разное время года»

ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор.


Ход урока

1. Организационный момент

Сегодняшний урок я начну словами философа Ж.Ж. Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

Желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

2. Словарная работа.

1) Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Я предлагаю вам познакомиться с новыми словарными словами:

Дискуссия (лат.) - свободное обсуждение какого-либо вопроса на собрании,

в печати, в беседе.

Дебаты (франц.) - обмен мнениями по каким-либо вопросам.

Прения - это слово исконно-русское, образовалось от слова «ПЬРЕТЬ» и

Обозначало «ссориться». Данное слово в русском языке

Развивал Н.М. Карамзин.

- Каково же современное значение слова?

Что говорит нам Толковый словарь по данному слову?

Прения - обсуждение, спор по каким-нибудь вопросам.

- В какой части слова можно допустить ошибку?

- Что вы можете сказать об этих словах?

(слова - синонимы)

- Составьте с этими словами словосочетания.

3. Постановка цели урока.

Урок я предлагаю провести в импровизированном зале заседаний, в котором разгорятся прения по вопросу: Односоставные предложения.

А помогут нам в этом стихи русских поэтов.

Задача урока: научиться находить односоставные предложения в поэтических

текстах.

4. Актуализация знаний, умений и навыков.

1) Повторение теоретического материала.

Посмотрите на экран.

- Прочитайте и запишите стихотворные строчки известных поэтов.

Определите вид односоставных предложений. Аргументируйте свой ответ.

Затяните песенку, Смеркалось; на столе, блистая,

Песенку заветную. Шипел вечерний самовар…

(А.С. Пушкин) (А.С. Пушкин)

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Синее небо, цветная дуга, Загрустила шибко обо мне… Тихо степные бегут берега.

(С.А. Есенин) (С.А. Есенин)

Дети доказывают принадлежность отрывков к видам односоставных предложений.

Постепенно высвечивается таблица.

- Эта опорная таблица будет помогать нам на протяжении всего урока.

2) Закрепление знаний по таблице.

- Перед вами конверты с поэтическими текстами.

Каждой группе предстоит выполнить свое задание:

1 ряд - находят текст с назывными предложениями.

2 ряд - ……………….с безличными предложениями.

3 ряд - ……………….с неопределенно-личными.

1текст Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

2 текст Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

3 текст Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

4 текст Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

- Ребята, какой вид односоставного предложения мы не назвали?

(определенно - личное)

- Найдите пример определенно-личного предложения среди поэтических текстов.

- Сделайте вывод, как определить вид односоставных предложений.

3) Работа у доски

- Ваша задача: продолжить стихотворения, записанные на доске и выполнить предложенные учителем задания.


  • Люблю тебя, Петра творенье,

…(Люблю твой строгий, стройный вид).

1. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически.


  • Гляжу, поднимается медленно в гору

… (Лошадка, везущая хворосту воз).

1. Объясните графически постановку знаков препинания.


  • Р…ня…т лес б…гря…ый свой убор.

…(Сребрит мороз увянувшее поле).

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически.

- Все ли предложения односоставные? Докажите.

- Какую роль выполняют односоставные предложения в предложенных текстах?

4. Минутка отдыха (игровой момент)

Цель: закрепить знания учащихся по изучаемой теме.

- А теперь отдохнем и проведем игру.

Я прочитаю строчку из известных вам стихотворений, вы продолжите её в том случае, если это назывное предложение. Доказывая правильность своего выбора.

Мороз и солнце!....................................................День чудесный! (Пушкин)

Люблю грозу …………………………………................................. (Тютчев)

Унылая пора!.........................................................Очей очарованье!(Пушкин)

Скажи-ка, дядя, ведь недаром………………………………………(Лермонтов)

Топи да болота……………………………………Синий плат небес.(Есенин)

Задремали звёзды золотые………………………………………… (Есенин)

Еду. Тихо………………………………………………………………(Есенин)

- Откуда взяты эти стихотворные строки?

5. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание.

Дома вы составляли тексты - миниатюры, используя разные виды односоставных предложений.

1 ряд - Зимним утром.

2 ряд - Летний вечер.

3 ряд - Осень в лесу.

- Прочитайте и скажите, какие виды односоставных предложений вы использовали.

- Прочитайте из своего текста определенно - личные, назывные, безличные…

6. Творческая работа

Посмотрите на экран. Перед вами рукописи поэта Пушкина. Как много приходилось ему работать с текстом, добиваясь стройности.

Вот и мы сейчас займемся редактированием текста.

- Перед вами текст.

2 группа - Трансформируйте текст так, чтобы он состоял из односоставных

предложений. Посмотрите, как изменился текст.

Для первой группы задание на доске.

1 группа - Посмотрите на картины, березы в разное время года.

Напишите сочинение - миниатюру по одному из понравившихся

пейзажей, используя односоставные предложения.

7. Итоги урока

- Наши прения подошли к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре.

- В чём же заключается своеобразие односоставных предложений?

(ответы учеников)

- И помогли нам в этом стихотворные строки… (А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова)

8. Рефлексия


  1. Что повторили сегодня на уроке?

  2. Что нового узнали на уроке?

  3. Какой этап урока показался самым интересным?

  4. Что было трудно?

9. Домашнее задание

1. Повторить параграфы 23-26;

2. 1 группа

Написать миниатюру «Моё восприятие стихотворения М. Ю. Лермонтова

«На севере диком…»

2 группа

Выписать из изученных произведений 10 примеров

односоставных предложений.


© 2010-2022