Нестандартные уроки и инновационные педагогические технологии как способ развития интереса к урокам русского языка и литературы в средней школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Нестандартные уроки и инновационные педагогические технологии как способ развития интереса к урокам русского языка и литературы в средней школе»


Русский язык в рамках традиционной школьной программы является не только основным, но и одним из самых сложных для изучения предметов. Формированию подобного отношения к данной учебной дисциплине способствуют главные дидактические принципы методики преподавания русского языка, такие как историзм, научность, систематичность и последовательность. Нередко школьники, просто выучив правило по какой-либо теме, абсолютно не умеют применять его на практике, поэтому делают ошибки на уроках закрепления и обобщения нового материала, а также во время написания диктантов, сочинений, изложений и контрольных работ. Далее, считая этот предмет чрезмерно трудным, скучным и непонятным, учащиеся постепенно теряют к нему всякий интерес, посещая уроки и выполняя домашние задания, как тяжкую повинность. В такой ситуации не может и речи идти о продуктивной работе учителя. В результате педагоги начинают искать и разрабатывать новые формы занятий, обращаясь как к внеклассной работе, так и к инновационным педагогическим технологиям.

Уроки, в ходе которых, кроме традиционных, используются формы внеклассной работы и вводятся элементы внеклассных мероприятий, в методике преподавания русского языка носят условное название нестандартных, или нетрадиционных. Среди них выделяют уроки вводного типа, рассказывания, или устного рисования, семинары, диспуты, практикумы, зачеты, лекции. Кроме того, в школах организовывают конференции, экскурсии, путешествия, праздники, деловые и ролевые игры. Также известны консультации, аукционы, исследования, викторины, конкурсы, ярмарки, марафоны. Наряду с ними используются в школьной практике лабораторные работы, смотры знаний, уроки словесности и подготовки контрольных работ учащимися, а также интегрированные уроки.

В методике преподавания русского языка как науке все известные нетрадиционные уроки предлагается классифицировать по нескольким типам. в первую очередь, они могут быть театрализованными, их организовывают и проводят в форме различных филологических вечеров, лингвистических журналов или праздников русского языка. К следующей разновидности принадлежат уроки, имеющие элементы состязательности. Например, разнообразные олимпиады, викторины, КВН, конкурсы, марафоны, аукционы и многие другие. И, наконец, это уроки контроля знаний учащихся, осуществляемые в форме зачетов, общих смотров, практикумов, семинаров либо творческих отчетов.

На протяжении всего учебного года количество нестандартных форм уроков не должно быть очень большим, потому что для их проведения необходима определенная предварительная подготовка.

Наиболее результативным и эффективным представляется использование нетрадиционным форм на вступительном этапе в качестве уроков вводного типа. Например, уместно будет подготовить исследование по теме «Цитаты и знаки препинания при них» или экскурсию в королевство «Морфемика». Кроме того, нестандартные уроки целесообразно проводить на обобщающем и завершающем этапе контроля. Например, можно организовать путешествие по разделу «Лексика» в форме игры-сказки либо зачет по теме «Имя существительное».

Помимо того, что нестандартные уроки вызывают, формируют и закрепляют устойчивый интерес к русскому языку как основной учебной дисциплине, они обладают еще одним существенным преимуществом, которое заключается в развитии творческих способностей и образного мышления детей. Ведь школьникам в ходе обучающего процесса предоставляется замечательная возможность заниматься тем, что им нравится, при этом отдавая предпочтения собственным желаниям, эмоциям, ощущениям и чувствам.

Итак, остановимся более подробно на конкретных примерах:

  • Урок-путешествие. Данная разновидность относится к театрализованным формам и обладает одной важной отличительной особенностью - она подразумевает обязательное наличие какого-нибудь определенного маршрута. Подобные уроки могут с большим успехом использоваться среди учащихся средних классов, вызывая неподдельный интерес и радость у школьников.

  • Урок-аукцион. Достаточно эффективно использовать на этапе обобщения либо закрепления изученного нового материала. Характерной отличительной особенностью уроков-аукционов является выполнение ряда теоретических и практических заданий и упражнений, которые содержат в себе элементы состязательности следующего плана. Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовет…, кто правильнее подчеркнет или даст определение…, кто образнее опишет… и т.д.

  • Урок-исследование. Могут использоваться на этапе изучения нового материала или, наоборот, применяться в ходе обобщающего повторения. Главная особенность заключается в формировании и закреплении умений и навыков самостоятельного получения знаний.

  • Урок-экскурсия. Уроки данного т па с большим успехом могут использоваться в средних классах. Поскольку это экскурсия, то данная жанровая разновидность условно подразумевает наличие экскурсовода, главных действующих лиц и зрителей, либо слушателей, находящихся в этот момент времени в аудитории.

  • Урок-КВН. Также относится к состязательному типу мероприятий. В связи с этим их обязательным условием считается наличие двух или нескольких команд, которые принимают непосредственное участие в процессе подготовки, организации и проведения КВНов. Каждой командой руководит свой «капитан». Учителю отводится роль и выполнение функциональных обязанностей ведущего. Структура урока-КВН состоит из нескольких отдельных конкурсов, каждый из которых учитель оценивает по 10-балльной системе. Кроме того, рекомендуется назначить членов жюри.

  • Урок-праздник. Организовывать и проводить подобные праздники можно не только по конкретной теме большого объёма или отдельно взятому разделу, но и в самом начале либо в конце учебного года на этапе обобщающего повторения изученного материала. Кроме того, использование уроков-праздников будет особенно уместным в ходе предметной недели русского языка и литературы. Однако при этом необходимо помнить, что их применение станет наиболее эффективным, результативным и продуктивным среди школьников младших возрастных категорий средних классов, поскольку они чаще всего оказываются предрасположенными к ним.

  • Урок-викторина. Здесь определяющим элементом является наличие нескольких команд, которые будут участвовать в процессе организации и проведения урока-викторины. Как правило, викторины особенно уместны, результативны и эффективны на этапе обобщающего повторения изученного материала.

  • Урок-деловая игра. Обычно организовываются на этапе повторения и закрепления новой, недавно изученной темы. Также их проводят для обобщения и проверки качества усвоения материала большого по объему раздела. Подобные мероприятия формируют, повышают и развивают интерес школьников к русскому языку, совершенствуют разговорные диалогические формы общения учащихся, а также закрепляют определенные практические умения и навыки, полученные ранее в ходе традиционных уроков по данному предмету.

  • Урок-диспут. Данная разновидность уроков активнее всего используется среди школьников старших возрастных категорий, обучающихся в средних классах. Этот факт обусловлен специфическими особенностями самого диспута, а также его определением, которое с латинского языка переводится как «рассуждать» или «спорить». Урок-диспут должен строиться с учетом тех же самых принципов, представляя собой специально подготовленные публичные прения сторон, высказывающих кардинально противоположные мнения по разнообразным общественно значимым вопросам и проблемам из области науки, русского языка, литературы и многих других.

  • Урок-семинар. О проведении уроков подобного типа учитель заранее предупреждает школьников. Приблизительно за одну или две недели педагог объявляет о начале подготовительной и организационной работы к уроку - семинару. Для этого он подразделяет класс на несколько групп, учитывая пожелания учеников. Дети получают в качестве домашнего задания конкретные темы для подготовки презентаций или докладов, содержащих в себе не только репродуктивные, но еще и проблемные вопросы. Предлагаемая разновидность форм уроков имеет множество положительных моментов. В первую очередь к ним относятся самостоятельное приобретение новых знаний и умений, появление и закрепление навыков работы с дополнительной учебной литературой, Интернет-ресурсами и персональным компьютером. Кроме того, уроки-семинары способствуют развитию устной монологической и диалогической речи школьников.

  • Урок-практикум. Обычно уроки-практикумы проводят на этапе обобщающего повторения и закрепления изученного нового материала. Поскольку они являются одной из более серьезных и ответственных нестандартных форм уроков русского языка, относящихся к разновидности способов контроля и проверки знаний учащихся, то преимущественно их организовывают среди школьников старших возрастных категорий.

  • Урок рассказывания, или устного рисования. Подобные нестандартные формы достаточно редко проводятся в течение учебного года. Их количество строго ограничено одним уроком в месяц, но не должно превышать двух таких уроков в течение учебного года. В ходе уроков такого типа развивается образное мышление и творческие способности учащихся, их речь приобретает так необходимую ей яркость и красочность. Кроме того, дети овладевают основными типами и стилями речи.

  • Урок-зачет. Предназначена для осуществления проверки, контроля и оценки знаний учащихся, а также обобщения и систематизации их умений и навыков, полученных, с формированных и закрепленных в ходе традиционных форм уроков русского языка. Учитель предварительно предупреждает школьников о проведении зачета по какой-либо определенной значительной теме или большому по объему информации разделе. При этом рекомендует в качестве домашнего задания выполнение такой работы, которая поможет успешно подготовиться к нему. При этом педагог дает не только теоретические вопросы к уроку, но и письменные упражнения, подобные которым встретятся в практической части. Ведь по-настоящему эффективный, продуктивный и результативный урок-зачет предусматривает рациональное соотношение и взаимосвязь теории и практики.

Современное поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных программ, поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности русскому языку и литературе целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии.

Давно стало аксиомой, что в процессе познания человек должен сначала себе представить что-либо, а потом осмысливать, анализировать, описывать, систематизировать. Вот почему на уроках русского языка и литературы в 10-11 классах продуктивно использовать технологию построения логико-смысловых моделей (ЛСМ) как формы знаково-символических средств, основу которых составляет методическая система многомерной дидактической технологии (автор - профессор В.Э.Штейнберг).

Возрастание роли моделирования учебного материала связано с развитием механизмов мышления человека. На современном этапе развития человеческого общества возрастает давление на механизмы мышления человека. Это проявляется в форме познавательных затруднений и психологических перегрузок учащихся, связанных с преобладанием вербализма в преподавании. Становится очевидным, что механизмы отражения знаний не справляются с новыми задачами. Тем самым создаются предпосылки формирования новой функциональной системы человека - условной третьей сигнальной системы», оперирующей моделями, формулами, схемами.

Данная виртуальная система отображения и представления знаний компактна, логична и отличается структурированностью, что является необходимыми элементами для успешного восприятия, усвоения и применения знаний.

Многомерная словесная наглядность в виде ЛСМ проектируется следующим образом:

1) Выбирается тема модели, выделяется круг основных вопросов - координат. Их должно быть 8. Произвольное изменение числа координат будет ошибкой.

2) В центре координат в эллипсе (треугольники, квадраты не допускаются) указывается главный вопрос.

3) Определяется расстановка координат путем их ранжирования (К1 - К8).

4) Первую координату располагают на месте цифры 9 на часах.

5) Место между координатами, например, К1 и К2, называется полем и предназначено для заполнения.

6) Название узлов не должно превышать 3-4 слов.

7) Модели должны заполняться учащимися вместе с учителем.

8) Связи между узлами должны выявляться и объясняться учащимися, так как эти учебные действия являются одними из важнейших для успешного обучения.

9) Отдельные узлы или координаты могут быть заполнены учащимися самостоятельно.

«Конструктор знаний» хорошо подходит для работы с учебником, при самостоятельном поиске недостающих знаний, при выполнении операций анализа и синтеза. Данная методика эффективна при выполнении различных видов работ на уроке. Основные принципы построения остаются теми же, только учитель заранее готовит презентацию с элементами анимации. С помощью анимации визуально прослеживаются взаимосвязи, а гиперссылки помогают переходить от одного этапа работы к следующему до тех пор, пока не будет построена вся логико-смысловая модель.

Следует отметить, что ЛСМ имеет восьмичасовую систему координат. Каждая координата заканчивается стрелкой, около которой указаны номер координаты и название. Заполнение полей обязательно по часовой стрелке! Выделение ключевых моментов урока начинается от центра к стрелочке по координате. Заполнение координат происходит постепенно во время объяснения материала. Можно работать на обычной доске, а можно использовать интерактивную доску и мультимедиа.

Построение ЛСМ может быть фрагментом урока. Возможно также проведение урока, полностью построенного на конструировании одной многомерной модели. Такой вариант эффективен во время урока-лекции при изучении монографической темы..

Результаты работы учащихся на уроках по логико-смысловому моделированию свидетельствует о том, что оно пробуждает творческие способности, придает выполняемым заданиям авторскую окраску. Положительным моментом является также то, что учащиеся не пишут огромных конспектов, а на одной странице записывают всю информацию в виде логико-смысловой модели, что позволяет за короткий промежуток времени систематизировать, обобщить значительный материал, выявить логические связи, провести анализ и синтез.

Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику двух явлений, найти сходства и различия между ними, установить причинно-следственные связи, выявить основную проблему и найти ее решение.

Использование ЛСМ помогает и в работе с учащимися с низким уровнем подготовки. Так, например, во время дополнительных занятий учащимся выдается ЛСМ по теме и они «разворачивают» содержащуюся в ней информацию. Проговаривание помогает усвоению учебного материала, развивает логическое мышление.



© 2010-2022