- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мастерко Г.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. П. П. Грицая ст. Солдатской»
Прохладненского муниципального района
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО с заместителем директора по УР приказом №_______
протокол №____ от «____»____2015г. «____»_____________2015 г. от «____»__________2015 г.
Руководитель МО_______ Ковалёва С.Н. _________ Евсейченко М. С. Директор ОУ______ Герасименко Т. Л.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 3 «Б» КЛАССА (базовый уровень)
учителя начальных классов
Мастерко Галины Александровны
ст. Солдатская
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Об учебной программе.
Данная программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа (сост. Е.С.Савинов) - 2-е перераб. - М: Просвещение, 2010г, основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
-
О количестве учебных часов.
Примерная программа рассчитана на 136 ч., 4 часа в неделю.
-
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов рабочей программы
1
Самое великое чудо на свете
5
2
Устное народное творчество
14
3
Поэтическая тетрадь
30
4
Великие русские писатели
25
5
Литературные сказки
8
6
Были-небылицы
10
7
Люби живое
16
8
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок
12
9
По страницам детских журналов
8
10
Зарубежная литература
8
Итого:
136
-
Об используемом учебно-методическом комплекте.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
-
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2015г
-
Кутявина С. В. Литературное чтение 3 класс: Контрольно-измерительные материалы- М. ВАКО, 2015г.
-
Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2015, 427 с.
-
Цели и задачи, основные принципы.
Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Цели курса
-
«Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста.
-
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
-
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи данного курса:
-
освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности;
-
ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров;
-
развитие навыка чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;
-
развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.
Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно-значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.
-
Планируемый результат.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
-
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
-
овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
-
) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находим
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литера
турных произведений со своими собственными поступками, осмысливать
поступки героев;
Метапредметные результаты:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
использование знаково-символических средств представления им формации о книгах;
-
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-
освоение способами решения проблем творческого и поисковом» характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оцениваем. учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
-
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
-
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
-
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
-
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
К концу 3 класса учащиеся ДОЛЖНЫ знать и уметь:
• осознанно читать вслух (темп чтения ориентировочно 65-75 слов в минуту);
• находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
• делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
• выделять главную мысль прочитанного произведения;
• определять тему произведения;
• сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
• отвечать на вопросы по содержанию картины художника;
• составлять описание природы, предметов;
• пересказывать текст подробно и выборочно;
• высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
• выразительно читать диалоги, читать по ролям;
• овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.
-
Система контроля оценивания.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения.
Тематическое планирование.
№
п/п
Наименование разделов и тем Тема урока
Всего часов
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Дата
проведения
Личностные
Метапредметные
Предметные
План
Факт
I четверть ( 36 ч)
Самое великое чудо на свете (5 часов)
1
1.1
Введение. Знакомство с учебником.
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
ПознавательныеУУД
вычитывать все виды текстовой информации
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития
02.09
2
1.2
Знакомство с названием раздела.
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
03.09
3
1.3
Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения.
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
04.09
4
1.4
Первопечатник Иван Фёдоров.
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
08.09
5
1.5
Урок - путешествие в прошлое. Оценка достижений.
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
09.09
Устное народное творчество ( 14 часов)
6
2.1
Знакомство с названием раздела.
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.
Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание худ.эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений худ.лит-ры;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя.
10.09
7
2.2
Русские народные песенки.
1
11.09
8
2.3
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
1
15.09
9
2.4
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
1
16.09
10
2.5
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Находить слова, которые помогают представить героя. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание худ.эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений худ.лит-ры;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживани
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя.
17.09
18.09
11
2.6
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
1
12
2.7
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Находить слова, которые помогают представить героя. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание худ.эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений худ.лит-ры;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживани
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя.
22.09
13
2.8
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
1
23.09
14
2.9
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
1
24.09
15
2.10
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
1
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Находить слова, которые помогают представить героя. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание худ.эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений худ.лит-ры;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживани
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя.
25.09
16
2.11
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
1
29.09
17
2.12
Художники -иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
1
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Коммуникативные УУД:
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
30.09
18
2.13
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество)
1
01.10
19
2.14
Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений
1
02.10
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)
20
3.1
Знакомство с названием раздела.
1
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Опредeлять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.
Читать стихотворение, выражая авторское настроение.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
06.10
21
3.2
Проект «Как научиться читать стихи»
1
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Опредeлять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.
Читать стихотворение, выражая авторское настроение.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
07.10
22
3.3
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
1
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Опредeлять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
08.10
23
3.4
Ф. Тютчев «Листья». сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
1
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Опредeлять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
09.10
24
3.5
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
1
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Опредeлять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
13.10
25
3.6
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
1
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Опредeлять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
14.10
26
3.7
И. Никитин Встреча зимы».
1
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Опредeлять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
15.10
27
3.8
И. Суриков «Детство»
1
16.10
28
3.9
И. Суриков «Зима».Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
1
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.
Читать стихотворение, выражая авторское настроение.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым.
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
20.10
29
3.10
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по
разделу «Поэтическая тетрадь 1»)
1
21.10
30
3.11
Оценка достижений.
1
22.10
Великие русские писатели (24 часа)
31
4.1
Знакомство с названием раздела.
1
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.
Создавать словесные картины по тексту стихотворении.
Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.
Читать и воспринимать на слух лирические тексты.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
23.10
32
4.2
А. Пушкин «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».
1
27.10
33
4.3
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
1
28.10
34
4.4
А. Пушкин «Зимнее утро».
1
29.10
35
4.5
А. Пушкин «Зимний вечер».
1
30.10
36
4.6
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
1
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.
Создавать словесные картины по тексту стихотворении.
Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.
Читать и воспринимать на слух лирические тексты.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
10.11
II четверть (28 часов)
37
4.7
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
1
Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
11.11
38
4.8
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
1
12.11
39
4.9
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
1
13.11
40
4.10
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
1
17.11
41
4.11
И. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
1
Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на основе их поступков.
Инсценировать басню.
Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении
18.11
42
4.12
И. Крылов «Мартышка и очки»
1
Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на основе их поступков.
Инсценировать басню.
Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении
19.11
43
4.13
И. Крылов «Зеркало и обезьяна».
1
20.11
44
4.14
И. Крылов «»Ворона и лисица».
1
24.11
45
4.15
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
1
Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения.
Заучивать стихи наизусть
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
25.11
46
4.16
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»
1
Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения.
Заучивать стихи наизусть
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
26.11
47
4.17
М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
1
27.11
48
4.18
Детство Л. Толстого(из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
1
Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение.
Определять особенности текста.
Представлять героев.
Характеризовать героев на основе их поступков.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
30.11
49
4.19
Л. Толстой «Акула»
1
Сравнивать название произведения и его содержaние; высказывать своё мнение.
Определять особенности текста.
Представлять героев.
Характеризовать героев на основе их поступков.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты, сравнения.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
01.12
50
4.20
Л. Толстой «Прыжок»
1
02.12
51
4.21
Л. Толстой «Лев и собачка»
1
03.12
52
4.22
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
1
04.12
53
4.23
Оценка достижений.
1
08.12
54
4.24
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).
1
09.12
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)
55
5.1
Знакомство с названием раздела.
1
Определять настроение поэта и лирического героя.
Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы, представленной в учебнике.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов
10.12
56
5.2
Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»
1
11.12
57
5.3
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
1
15.12
58
5.4
К. Бальмонт «Золотое слово».
1
16.12
59
5.5
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.
1
17.12
60
5.6
Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.
1
18.12
Литературные сказки (8 часов)
61
6.1
Знакомство с названием раздела.
1
Давать характеристику героев литературной сказки.
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.
Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по планy.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками
Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
22.12
62
6.2
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка)
1
23.12
63
6.3
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
1
24.12
64
6.4
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
1
25.12
III четверть (40 часов)
65
6.5
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
1
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные УУД:
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития;
12.01
66
6.6
В. Одоевский «Мороз-Иванович».
1
13.01
67
6.7
В. Одоевский «Мороз-Иванович».
1
14.01
68
6.8
Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по 1 части учебника).
1
15.01
Были-небылицы (10 часов)
69
7.1
Знакомство с название раздела.
1
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.
Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков героя.
Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.
Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Составлять план для краткого и полного пересказов.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса,
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
19.01
70
7.2
М. Горький «Случай с Евсейкой»
1
20.01
71
7.3
М. Горький «Случай с Евсейкой»
1
21.01
72
7.4
К. Паустовский «Растрёпанный воробей
1
22.01
73
7.5
К. Паустовский «Растрёпанный воробей
1
26.01
74
7.6
К. Паустовский «Растрёпанный воробей
1
27.01
75
7.7
А. Куприн «Слон».
1
Определять характеристики героев произведения с опорой на текст
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации:
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя.
28.01
29.01
76
7.8
А. Куприн «Слон».
1
02.02
77
7.9
А. Куприн «Слон».
1
78
7.10
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
1
03.02
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)
79
8.1
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»
1
Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворение, эпитеты, сравнения.
Заучивать стихи наизусть.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать и преобразовывать информацию;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
использование разных видов чтения (изучающее , выборочное, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
04.02
80
8.2
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
1
05.02
81
8.3
А. Блок «Ветхая избушка».
1
09.02
82
8.4
А. Блок «Сны», «Ворона».
1
10.02
83
8.5
С. Есенин «Черёмуха».
1
11.02
84
8.6
Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
1
12.02
Люби живое (16 часов)
85
9.1
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.
Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.
Понимать нравственный смысл рассказов.
Определять основную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи
16.02
86
9.2
М. Пришвин 2моя Родина». Заголовок «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.
1
17.02
87
9.3
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
1
Пересказывать произведение на Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
основе плана.
Придумывать свои рассказы о животных.
умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
(сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
18.02
88
9.4
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
1
19.02
89
9.5
В. Белов»Малька провинилась»
1
24.02
90
9.6
В. Белов «Ещё раз про Мальку»
1
25.02
91
9.7
В. Бианки «Мышонок Пик».
1
26.02
01.03
92
9.8
В. Бианки «Мышонок Пик».
1
93
9.9
Б. Житков «Про обезьянку»
1
02.03
94
9.10
Б. Житков «Про обезьянку»
1
03.03
95
9.11
Б. Житков «Про обезьянку»
1
96
9.12
В. Дуров «Наша Жучка»
1
04.03
97
9.13
В. Астафьев «Капалуха».
1
09.03
98
9.14
В. Драгунский «Он живой и светится».
1
10.03
99
9.15
Урок-конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»)
1
Участвовать в конкурсе стихов со своим любимым стихотворением.
Определять настроение поэта и лирического героя.
Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы, представленной в учебнике.
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
11.03
100
9.16
Оценка достижений.
1
15.03
Поэтическая тетрадь 2 (7 часов)
101
10.1
Знакомство с названием раздела.
1
Участвовать в конкурсе стихов со своим любимым стихотворением.
Определять настроение поэта и лирического героя.
Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы, представленной в учебнике.
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и ценностных ориентации многонационального российского общества;
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
16.03
102
10.2
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»
1
17.03
103
10.3
А. Барто «Разлука».
1
18.03
104
10.4
А. Барто «В театре».
1
22.03
IV четверть (36 часа)
105
10.5
С. Михалков «Если», «Рисунок».
1
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслyx и про себя, ocмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Соотносить пословицу с содержанием произведения.
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
23.03
106
10.6
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
1
24.03
107
10.7
«Крестики - нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)
1
25.03
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (13 часов)
108
11.1
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслyx и про себя, ocмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Соотносить пословицу с содержанием произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.
Понимать особенности юмористических произведений;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
05.04
109
11.2
Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
1
06.04
110
11.3
А. Платонов «Цветок на земле».
1
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслyx и про себя, ocмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Соотносить пословицу с содержанием произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию
произведения; определять главную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев.
Понимать особенности юмористических произведений;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы
Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении
07.04
111
11.4
А. Платонов «Цветок на земле».
1
08.04
112
11.5
А. Платонов «Цветок на земле».
12.04
113
11.6
А. Платонов «Ещё мама».
1
13.04
114
11.7
А. Платонов «Ещё мама».
1
14.04
115
11.8
М. Зощенко «Великие путешественники».
1
15.04
116
11.9
М. Зощенко «Великие путешественники».
1
19.04
117
11.10
Н. Носов «Федина задача»
1
выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы
Коммуникативные УУД:
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
20.04
118
11.11
Н. Носов «телефон».
1
21.04
119
11.12
В. Драгунский «Друг детства»
1
выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Коммуникативные УУД:
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
22.04
120
11.13
Урок - конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Оценка достижений.
1
26.04
По страницам детских журналов (7часов)
121
12.1
Знакомство с названием раздела.
1
Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале.
Находить интересные и нужные статьи в жyрнале. Находить нужную информацию по заданной теме.
Участвовать в работе пары и группы.
Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: Коммуникативные УУД:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
27.04
122
12.2
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
1
28.04
123
12.3
Ю. Ермолаев «Проговорился».
1
29.04
124
12.4
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
1
03.05
125
12.5
Г. Остер «Вредные советы».
1
04.05
126
12.6
Г. Остер «Как получаются легенды».
1
05.05
127
12.7
Р. Сеф «Весёлые стихи».
1
06.05
128
12.8
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.
1
Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.
Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.
Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.
Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского жyрналa.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: Коммуникативные УУД:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
10.05
Зарубежная литература (7часов)
129
13.1
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
1
Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.
Давать характеристику героев произведения.
Придумывать окончание сказок.
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.
Составлять план сказки, определять последовательность событий.
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
11.05
130
13.2
Мифы Древней Греции.
1
12.05
131
13.3
Мифы Древней Греции.
1
13.05
132
13.4
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
1
17.05
18.05
133
13.5
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
1
19.05
20.05
134
13.6
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
1
135
13.7
Развивающий час по теме «Зарубежная литература»
1
24.05
136
13.8
КВН по изученным произведениям
1
25.05
ИТОГО 136 часов