Урок по теме «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М. Ю. Лермонтова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова»

Класс: 7

Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»

Аннотация:
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Почему многих своих героев он «поселил» именно на Кавказе? Что представлял собой Кавказ во времена Лермонтова?) и конспект урока.

Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый
характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов.

Задачи:
Образовательные:

  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;

  • Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;

  • Обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие:

  • Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы - литературная гостиная;

  • Развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;

  • Формирование умения быстро принимать решения;

  • Формирование толерантного отношения к представителям других народов;

  • Формирование навыков публичного выступления.

Цель урока:

актуализация знаний о жизни и творчестве поэта;
развитие понятия мотива творчества.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».


Ход урока

  1. Организационный момент.

_ Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! ( Просмотр видеофрагмента

  1. Беседа

- С творчеством какого деятеля нашей культуры мы сегодня продолжаем наше знакомство?

( Изучению биографии и творчества М.Ю.Лермонтова)

- О каком этапе жизни Лермонтова мы будем говорить? (О Кавказе)

(Д. Мещанкина читает сообщение

С Кавказом Лермонтова связывало многое: в 1820 г. он впервые попал сюда ребенком (на лечение в Пятигорск его привозила бабушка). В 1837 г. Кавказ становится местом его ссылки и службы - Николай I отправляет его сюда под пули горцев. Проходит время и в 1840 г. поэт вновь сослан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. 15 июля 1841 г. на дуэли у подножия горы Машук закончился его жизненный путь.)

слайд 3

-Мы знаем, что Лермонтов был замечательным поэтом, он любил жизнь, природу, которая его окружала. Но красоту этой природы он изображал не только с помощью пера, но и с помощью кисти. Вы знаете, что Лермонтов был замечательным художником, но вы ещё не знаете, какие картины были им нарисованы.

- Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Почему многих своих героев он «поселил» именно на Кавказе? Что представлял собой Кавказ во времена Лермонтова?
Ответить на эти вопросы нам помогут картины, акварели и рисунки самого поэта. Они расскажут нам о войне с горцами, которую вела в те времена царская Россия, о природе Кавказа и людях, живущих там.

3. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

-Я: Кавказскими впечатлениями полны картины, акварели и рисунки Лермонтова. Ряд живописных произведений поэта имеет сюжетную общность с литературными произведениями.. Немало произведений Лермонтова было написано именно на Кавказе «Измаил-Бей», «Демон», «Валерик»,

«Герой нашего времени», «Дары Терека»,

«Беглец», «Свиданье» и другие.

(слайд 4)

- Скажите, ребята, какое произведение написал Лермонтов по рассказу старого монаха? («Мцыри»)

Учащийся Шарифулина: Действие поэмы «Мцыри» происходит на Кавказе. Исследователи творчества Лермонтова утверждают, что историю Мцыри поэт услышал от старого монаха, сторожившего один из древних монастырей: «Он охотно прислушивался к рассказам старожилов и часами сидел за альбомом, набрасывая поразившие его картины природы.

ХАЛИТ:
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года -
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;

У А. А. Краевского находится картина масляными красками, изображающая место действия «Мцыри», на берегу Арагвы.

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры…

Эта картина была снята Лермонтовым с натуры (слайд 5-6-7)

-Я: Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе… Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: «пышные поля», холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин, Дерев, разросшихся кругом,

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром.

Как вы думаете, какой приём использует здесь Автор? (олицетворение)

- Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Найдите их: Например, «хребты, причудливые, как мечты», деревья, шумящие «толпой, как трава в пляске круговой»

Эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя.

-Какой художественный приём передаёт напряжённость переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира? (метафора)

-Найдите их (Объятья каменные, снегах горящих, Кавказ седой) Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.

- Ребята, а теперь рассмотрим, как необыкновенно выразительно Михаил Юрьевич рисует нам кавказскую природу в поэме «Демон».

Бекжанова Катя :Известно, что изначально действие поэмы должно было происходить в Испании, но, вернувшись из первой кавказской ссылки, поэт переделывает свое творение, перенося действие на Кавказ. В этой «кавказской» редакции, созданной в 1838 году, «Демон» становится одним из самых замечательных произведений русской поэзии. Лермонтов не мог бы создать новую, окончательную редакцию «Демона», столь разительно отличающуюся от первоначальной редакции поэмы, если бы не нашел нового, еще не открытого поэзией материала, который помог ему воплотить отвлеченную философскую мысль в конкретных поэтических образах.

Дарьяльское ущелье. На рисунке Лермонтова скала с развалинами замка на вершине: «Замок царицы Тамары в теснине Дарьяла, ныне едва заметный в основаниях своих, тогда еще сохранял стены и часть высокой и тесной башни. Крестовая и Гуд-Гора тоже представляются туристу в ином виде. Гуд-аул с развалинами замка на плоской вершине горы, из коего Лермонтов сделал дом «седого Гудала», отца Тамары, представлял тогда еще достаточно сохранившиеся стены. … ступени, вырубленные в скале, и теперь еще ведут к Арагве. (слайды 8-9)

- Как пишет Ираклий Андроников «горы Кавказа, Казбек, который кажется
пролетающим над ним демоном «гранью алмаза», «излучистый Дарьял,
Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора
оказываются самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы».
Мир же, увиденный Демоном и есть те самые вершины Кавказа, увиденный издали Казбек, чернеющий «глубоко внизу» Дарьял и Терек, это скалы, облака и башни замков - как бы неотделимые от мира фантастической дикой природы,
одушевленной лишь присутствием горного зверя или кружащей в "лазурной
вышине" птицы. Использованные здесь сравнения взяты исключительно из
царства животных и минералов:

Юсупов:

Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял
И Терек, прыгая как львица
С косматой гривой на хребте
Ревел…

-Таков же и мир олицетворений:

Ерёменко:
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!

-Многообразие эпитетов одушевляет картину новой жизнью: «счастливый край земли», «сладострастный зной полдня»

-Шадрина Надя :Ссылка 1937 года оказалась благотворной для Лермонтова: она дала ему возможность увидеть новых людей, обогатила впечатлениями. Кавказ остался для поэта символом свободы, мужества и красоты.( Аудиозапись 1 чтение «Тебе, Кавказ. Суровый царь земли « без видео только слайды) + слайды 10-11)

-Я: (слайд 12) Во время первой ссылки самым сильным впечатлением поэта была радость при виде природы, которой он не переставал любоваться.
В центре картины «Кавказский вид с Эльбрусом» снежная вершина Эльбруса, залитая розовым светом восходящего солнца. На переднем плане глубокие темные расселины, полные тумана.

Из письма Лермонтова:

Тимофеев: «У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов: так они прекрасны и величественны!».

-Я : Удивительное ощущение свободы, счастья, окрыленности переживал Лермонтов на Кавказе. Он пишет своему другу Святославу Раевскому:

(слайды 13-14)

ТИМОФЕЕВ: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко: оттуда видна половина Грузии на блюдечке <…> для меня горный воздух - бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит - ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».

-Я: В 1840 г. поэт вновь сослан на Кавказ. Лермонтов оказался в отряде генерала Галафеева и участвовал в экспедиции на Чечню. Поэт побывал в перестрелках, неожиданных налетах, разведке.

В официальном донесении о битве при Валерике так говорится о поэте:

АЛИЕВ: «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы».


-Я: Увидев войну вблизи, Лермонтов особенно остро ощутил ее жестокость и противоестественность.

Каймулина Альбина читает отрывок из послания «Валерик»:
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?»
Галуб прервал мое мечтанье.
Ударив по плечу, - он был
Кунак мой, - я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: «Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми»…

Слайд 23: Попробуем на мгновение перенестись на Кавказ, в отряд Галафеева. Как жил, что чувствовал в это время Лермонтов? (слайд 15-16)

Портрет В.Н.Лихарева работы Н.А.Бестужева (см. в приложении)

Голякова читает отрывок из книги М.Сизовой: «Лермонтову начинало казаться, что он всегда так жил: в боях, в переходах, с постоянным чувством опасности и подстерегающей на каждом шагу смерти… Но и в этой тяжелой сумятице дней, наполненных то мелкими, то крупными стычками, судьба послала ему радость - человека в простой солдатской шинели, явившегося в отряд Галафеева в один из жарких летних дней… Лермонтов узнал Лихарева, живого, настоящего Лихарева, с которым он так сблизился в Ставрополе в 1837 году! <…> В то же мгновение щелкнул невдалеке выстрел, и он почувствовал, что рука Лихарева выскользнула из его руки и что Лихарев падает, падает ничком на притоптанное поле… Он бросился поднимать его. Пуля, попав в спину, прошла навылет в грудь, и сердце уже не билось. Тогда, закусив до крови губы и подняв высоко в руке свою шашку, Лермонтов бросился туда, откуда невидимый враг послал свою страшную пулю… В ту ночь он ушел один от отряда и вернулся на заре. И начиная со следующего дня всегда впереди своего отряда, с такой безумной отвагой бросался на чеченские рвы и завалы, точно искал смерти».

-Я: Ист. справка о В.Н.Лихареве: Владимир Николаевич Лихарев (1800-1840) - член Южного общества декабристов. Н.И.Лорер пишет о его гибели в бою при реке Валерик: «В последнем деле, где он был убит, он был в стрелках с Лермонтовым… Сражение приходило к концу, и оба приятеля шли рука об руку, споря о Канте и Гегеле и часто, в жару спора, неосторожно останавливались». (слайды 15,16.17,18)

Слайд 24: В свой последний приезд на Кавказ (вторая ссылка 1840-1841) Лермонтов останавливается в Пятигорске на лечение водами в мае 1841 года.
Во вторник 15 июля 1841 года близ Пятигорска у подножия горы Машук состоялась дуэль Лермонтова с Н.С.Мартыновым.
Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

5. Заключительное слово учителя:
Одной из проблем, волновавших Лермонтова всю жизнь, была проблема свободы, невозможности жить в условиях несвободы. Вопрос это поэт вкладывает в уста героя поэмы «Мцыри»:

Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

5. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Прочитать в учебнике статью о поэме «Мцыри» (стр. 122-123).

Перечитать поэму «Мцыри», отв. на вопрос 1 (стр. 122).

Приложения:

  1. Презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

  2. Портрет В.Н.Лихарева работы Н.А.Бестужева, 1828 lixarev_1828.JPEG

Литература:

  1. Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч. В 2 т. - М., 1990. - Т. 2.

  2. Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А. Живописное наследие Лермонтова / под ред. Б. В. Томашевского. - М; Л.: Изд-во АН СССР, 1953.

  3. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." - М.: Сов. Энцикл., 1981.

  4. Рез З. Я. М.Ю.Лермонтов в школе. - Л.: Учпедгиз, 1963.

  5. Савина Н. Л. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. - Волгоград: Издательство «Братья Гринины», 2000.

  6. Сизова М. Из пламя и света. - М.: Молодая гвардия, 1960.


© 2010-2022