Урок развития речи. Моя родословная (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя родословная

Урок развития речи

10 класс

История нашей страны, история рода, сохранившаяся в воспоминаниях и документах - часть истории нашей Родины. История нашей страны: первая мировая война, революция 1917 года, коллективизация, пятилетки, сталинские репрессии, Великая Отечественная война, послевоенные будни - все это отразилось на судьбах миллионов семей. Изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей России. Родословные книги в прошлом вели знатные дворяне. Они гордились древностью своего происхождения, верной службой дедов и прадедов, за которую их жаловал царь, дорожили честью фамилии. 70 лет советской власти, настойчиво заставляющих людей нашей страны забыть свои родовые гнезда, отказаться от своих родственников, сменить унаследованные фамилии, национальности. Наша родословная книга учит помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей страны, для своей семьи. Собранный материал оформляется в альбомы, папки. Иллюстрируется фотографиями, поэтому в работе принимают участие не только дети, но все живущие родственники и особенно родители. Каждый факт будущего обсуждается в семье. Эта работа увлекает. Нужно воссаздать облик родных, событий, когда приходится использовать отрывочные сведения. Уточнять даты, имена, географические названия, которые они упоминают в сочинении. Они с большим желанием и интересом записывают воспоминания бабушек и дедушек, зная, что их рассказы будут читать и будущие потомки. Наряду с учебными, развивающими, образовательными, решаются задачи и нравственного воспитания школьников. Слушая рассказы близких людей, они становятся как бы соучастниками многих дел и свершений, сопереживают всем трудностям и радостям, выпавшим на долю родных. И появляется желание как можно полнее оформить альбом и даже составить генеалогическое древо своей фамилии. «У каждого человека свое древо, оно неповторимо. У одних предки были князьями, у других - простыми крестьянами. Нужно просто расспросить своих родителей, бабушек и дедушек о своих предках, и получится древо. Славная вещь - родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них дедушка с бабушкой и т.д. странная картина получается». Темы для урока: Моя родословная (пишите о всех прародителях, если выстраивается хоть одна ветвь по материнской или отцовской линии или по обеим сразу). Вторая тема «Листая семейный альбом» - если материал разрозненный. Тема «Моя семья» - папа, мама, брат, сестра…. Задание к такому уроку записываем заранее:

  1. Вспомнить и записать все, что я знаю о своих родителях, бабушках и дедушках.

  2. Записать рассказ мамы, отца об их жизни и рассказ о жизни их бабушек и дедушек.

  3. Записать рассказы бабушек и дедушек об их жизни и жизни их дедушек и бабушек (так доходим до прародителей)

  4. Изучить семейный архив: фотографии, трудовые книжки, воинские билеты, наградные документы и т.д.

  5. Изучить вырезки из газет, журналов (если есть) или поискать в библиотеке (если есть).

  6. В архивах попытаться узнать о родственниках.

Что нужно заранее записать о каждом члене семьи: биография (где, когда родился, какой была семья, чем она занималась).

Где и как учился, какую профессию выбрал, где работал, как продвигался по службе. Какие трудности преодолевал, какие имел достижения в трудовой и общественной деятельности. Как участвовал в исторических событиях области, края, страны. Обо всем поучительном, замечательном, что было в жизни родителей и прародителей, что можно хранить в памяти и чему подражать. Женщин записывать под двумя фамилиями: девичьей и в замужестве. , отчество и годы жизни. Пока идет сбор материала, можно провести сочинения. «Человек прекрасной судьбы», «Человек, на которого хочется быть похожим», «Интересный человек». Это сочинения публицистического плана. А далее сочинения - описание: лирические зарисовки «Портрет моей бабушки», «Моя мама», «Страничка семейного альбома». Сочинения о войне «Война в жизни нашей семьи», «Война в моем городе». Только потом сочинение «Моя родословная».

Подготовка к сочинению в 7 классе.

Тема: «История моего имени, отчества и фамилии».

Задания для самостоятельной работы:

- Что означает ваше имя (по справочной литературе) узнайте у родителей, почему вас так назвали. В честь кого. Кому из родственников нравилось ваше имя. Из какого языка пришло имя? Какие возможны варианты имени?. Какой святой является вашим покровителем? (не путать святого с ангелом - хранителем) как объясняют родственники вашу фамилию? Как ее можно истолковать, исходя из лексического значения слова?

Сочинение «Дом, где я родился».

Задания для исследования:

Назовите дату вашего рождения, точное место рождения (край, республику, город, деревню, улицу). Опишите местность, дом (по воспоминаниям родителей), комнату, квартиру, что особенного было в этом доме. Подберите, если сохранились фото вашего дома, квартиры. Если ребенок родился за границей, то возможно открытки или фото этого города.

Сочинение «Моя семья».

План сбора материала:

Укажите адрес, где живет ваша семья. Назовите состав семьи. Расскажите о каждом члене семьи. Об интересных людях, живущих рядом в квартире, доме. Укажите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи. Расскажите о дне свадьбы ваших родителей. Каковы взаимоотношения в вашей семье. Каковы привычки, традиции семьи.

Семейным альбомом всегда дорожите.

Его как реликвию нужно хранить.

На самое видное место кладите,

Чтоб прошлое в памяти

вмиг воскресить!



© 2010-2022