Конспект урока русской словесности на тему Виды драматического рода словесности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русской словесности в 7 классе

Учитель: Краснова Н.Н., МКОУ СОШ №1

Тема: Виды драматического рода словесности (п.97-98)

Цели:1.Познакомить с видами драматического рода словесности в сравнении с эпикой и лирикой.

2.Развивать навыки определения видов драматического рода словесности.

3.Воспитывать неприятие порока алчности в любом его проявлении.

Оборудование: учебник «Русская словесность.7 класс» Р.И.Альбетковой, фрагмент презентации Гизатулиной О.И., наглядно-иллюстративный материал для работы в парах, интерактивная игра «Мешки со словами», видеоролик монолога скупого рыцаря в исполнении И.Смоктуновского.

План и ход урока:

1.Оргмомент.

2.АОЗ.

А) проверка д.з.(упр.10)-1,2ряд; интерактивная игра-3 ряд;

Б) беседа по вопросам:

-Какие три рода литературы вы знаете?

-Охарактеризуйте эпический род, лирический род словесности.

3.ФНЗ.

А) проблемная ситуация (разведение понятий «род», «вид» и «жанр»);

Примеры родо-видовых отношений в литературе (запись на доске):

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.

  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности



ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

Народный

Авторский

Народная

Авторская

Народная

Авторская

Миф
Поэма (эпос):
Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:
пословицы
поговорки
загадки
потешки...

ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...

Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп...

Трагедия
Комедия:
положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс...

Песня

Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма...

Б) практическая работа (форма драмы);

Прочитаем фрагменты первых страниц текста драмы А.Островского "Гроза":


ГРОЗА
Драма в пяти действиях
Лица:

С а в е л П р о к о ф ь и ч Д и к о й, купец, значительное лицо в городе.
Б о р и с Г р и г о р ь е в и ч, племянник его, молодой человек порядочно образованный.
М а р ф а И г н а т ь е в н а К а б а н о в а (К а б а н и х а), богатая купчиха, вдова.
Т и х о н И в а н ы ч К а б а н о в, ее сын.
К а т е р и н а, жена его.
В а р в а р а, сестра Тихона.
К у л и г и н, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий вечный двигатель.
(…)


Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.
Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

Явление первое

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.
К у л и г и н (поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте…" (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу.
К у д р я ш. А что?
К у л и г и н. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!
(…)
Б о р и с. Праздник; что дома-то делать!
Д и к о й. Найдешь дело, коль захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: "Не смей мне навстречу попадаться"; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни пойди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят, аль нет?
Б о р и с. Я и слушаю, что ж мне делать еще!
Д и к о й (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

-Что наблюдали?

В) словарная работа;

Организация текста драматического произведения и необходимые термины:

АФИША - это список действующих лиц с авторскими пояснениями;

РЕМАРКА - это внутритекстовые авторские пояснения к происходящему на сцене, декорациям, поведению героев; ремарка, по сути, единственный способ донести до читателя прямо, без театральных посредников, авторский голос;

РЕПЛИКА - это слова персонажей драматического произведения; реплики организуют сценические диалоги героев;

ЯВЛЕНИЕ (или картина, или сцена) - это сюжетно законченный фрагмент текста драматического произведения; каждое явление (или сцена, или картина) представляют собою отдельный законченный момент сценического действия, иначе говоря - эпизод.

Так как драма - это сценическое действие, театральное зрелище, то оно рассчитано не столько на общение одного читателя с авторским текстом (как романы, рассказы, поэмы, стихи, где читатель и произведение "общаются" тет-а-тет, наедине друг с другом), сколько на массовый контакт произведения со зрителями. В театры приходят сотни и тысячи людей. И удержать их внимание очень и очень трудно. Поэтому фундамент любого спектакля - авторское литературное произведение - должен основываться на зрительском интересе и цепко его "держать". В этом драматургу помогает драматическая интрига.

ИНТРИГА (от лат. Intricare, "запутывать") - 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-либо; 2) соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении. (Словарь иностранных слов, 1988.)

Иначе говоря, интрига - это некая тайна, загадка, нередко организованная кем-то из персонажей в собственных целях, разгадывание которой и есть основа драматургического действия. Без интриги не обходится ни одна пьеса, так как иначе она не будет интересна читателям и зрителям.

В) работа с кадрами презентации и таблицей;

Теперь обратимся к содержанию драматургических произведений. Оно в первую очередь связано с видом и жанром драмы. Различают три вида драматических произведений: трагедию, комедию и драму (не запутайтесь, название вида совпадает с названием рода литературы, но это разные термины).



Трагедия

Комедия

Драма

Эпоха и культура появления:

Античная Греция.
Возникла из ритуальных жреческих празднеств, посвященных богам и героям мифов

Античная Греция.
Возникла из народных календарных праздничных шествий.

Западная Европа,
XVIII век. Стала своеобразным "промежуточным" жанром между трагедией и комедией.

Основа сюжета:

Первоначально: мифологические и исторические сюжеты. Позже - поворотные, кульминационные, моменты истории и судьбы человека

Бытовые истории, связанные с повседневной жизнью человека и отношениями в семье, с соседями, сослуживцами и т.д.

Может использовать сюжетные основы, характерные и трагедии, и комедии

Главные герои:

Первоначально: боги, герои мифов, исторические личности;Позже - сильные, нетривиальные личности, могучие характеры, несущие некую идею, во имя которой согласны жертвовать всем.

Обычные люди, горожане, сельчане с их повседневными заботами, печалями и радостями, плутнями, удачами и неудачами.

Любые герои.

Конфликт:

Трагический, или неразрешимый. В основе лежат великие "вечные" вопросы бытия.

Комический, или разрешимый в ходе правильных (с точки зрения автора) действий героев.

Драматический:
По глубине противоречий близок к трагическому, но герои не являются носителями идеи.

Творческие цели:

Показать борьбу человека и обстоятельств, человека и судьбы, человека и общества в остроте противоречий, мощь человеческого духа в правоте или заблуждениях.

Высмеять порок, показать его бессилие и проигрыш перед истинными жизненными ценностями простого человека.

Показать сложность и противоречивость жизни человека, несовершенство общества, неидеальность человеческой натуры

Примеры:

Софокл. Царь Эдип
У.Шекспир. Гамлет
В. Вишневский. Оптимистическая трагедия

Аристофан. Облака
Мольер. Тартюф
Н.Гоголь. Ревизор
А.Островский. Свои люди - сочтемся!
М.Булгаков. Иван Васильевич

Х.Ибсен. Кукольный дом
А.Островский. Гроза
М.Горький. На дне

4.ФПН.

А) аналитическое чтение параграфов учебника (сравнение с материалом таблицы);

Б) просмотр фрагмента маленькой трагедии и беседа по вопросам:

-Какие чувства вызвал главный герой?

-Какой порок олицетворяет собой Барон?

-В чём вы видите выход из сложившейся ситуации?

-Назовите элементы формы драмы в Маленькой трагедии А.С.Пушкина.

-Докажите, опираясь на материал таблицы, что перед вами трагедия.

5.Рефлексия.

-Что показалось самым сложным на уроке?

-Что понравилось и запомнилось?

6.Д.З. П.№ 97-98, №7.





© 2010-2022