- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса Учимся понимать и строить текст 10-11 класс
Рабочая программа элективного курса Учимся понимать и строить текст 10-11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова Л.Н. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса разработана на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М, Просвещение,2009).
Актуальность курса.
Сочинение - один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения - формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе). Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников.
Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Предлагаемый курс имеет свою цель:
-
способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,
-
научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,
-
систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,
-
развивать творческие способности.
Задачи элективного курса:
-
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию сочинения;
-
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание;
-
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
-
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
-
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
-
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования элективный курс направлен на профилизацию обучения с дальнейшей специализацией, что позволит существенно расширить выбор школьником индивидуальной образовательной программы и удовлетворить свои интеллектуальные потребности.
Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.
Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.
Учебный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов как дополнение к базовому курсу по русскому языку и литературе
Результативность курса.
По окончании курса учащиеся должны:
-
знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
-
уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
-
обладать навыками работы со справочным материалом,
-
обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
-
владеть коммуникативными навыками,
-
владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
-
уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров,
-
оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости.
Методические и дидактические приёмы при обучении:
-
лекция с элементами беседы,
-
практическая работа (закрепление навыков),
-
тренировочные упражнения ,
-
работа со справочным материалом (дополнительный материал из списка литературы, дополнительный материал, помещённый в курсе в виде словаря, отрывков критических статей),
-
написание творческой работы (как вариант домашнего задания: написание части сочинения на предложенную тему, написание творческой работы по предложенному плану, в определённом жанре и т.д.),
-
защита творческих работ (знакомство с правилами подготовки публичного выступления, с основами ораторского искусства и другие),
-
творческие чтения,
-
проверочная работа (разного уровня сложности: от простого к сложному)
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Тип урока
Основные вопросы,
понятия
Виды контроля
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее
задание
1
Введение. Цели и задачи элективного курса «Учимся понимать и строить текст». Анализ направлений тем итогового сочинения-2015, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
1
09.09.
2015
Вводный
Цели и задачи элективного курса «Учимся понимать и строить текст». Анализ направлений тем итогового сочинения-2015, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
Составление плана, опорной таблицы
Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинения как текста.
Уметь выделить основные признаки теста
Выбрать три основных направления тем итогового сочинения
2
Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Направление «Время».
1
23.09.
Комбинированный
Текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог.
Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины; анализ сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала
Знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь определить их роль.
Написание домашнего сочинения на предполагаемую тему по направлению «Время»
3
Выбор темы и её анализ.
Направление «Путь».
1
07.10.
Комбинированный
Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесённость композиционных частей.
Составление «Памятки» пишущему сочинение
Заполнение таблицы «Типы тем сочинений».
Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины.
Домашнее сочинение по направлению «Путь» (по одной из возможных тем)
4
План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.
Направление «Дом», создание возможных тем
1
21.10.
Комбинированный
План-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.
Работа по тренировочным карточкам.
Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический материал
Домашнее сочинение по направлению «Дом» (по одной из предполагаемых тем)
5
Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. Направление «Любовь», составление возможных тем
1
11.11.
Комбинированный
Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность.
Практическая работа
Знать виды вступлений, требования к написанию основной части сочинения.
Уметь писать вступления к сочинениям
Домашнее сочинение по направлению «Любовь» (по одной из предполагаемых тем)
6
Проблемно-тематическая типология сочинений. Направление «Год литературы», создание предполагаемых тем
1
25.11.
Комбинированный
Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Проверка конспекта, защита творческих работ
Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план.
Работа со справочным материалом. Домашнее сочинение по направлению «Год литературы»
7
Сочинение - характеристика, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.
1
16.12.
Комбинированный
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.
Проверка конспекта, защита творческих работ
Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра.
Работа со справочным материалом, творческая работа.
8
Жанровая классификация сочинений.
1
30.12.
Комбинированный
Жанровая классификация сочинений.
Проверка конспекта
Знать жанровую классификацию сочинений
Работа со справочным материалом.
9
Сочинение - литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.
1
27.01.
2016
Комбинированный
Сочинение - литературный портрет, приёмы создания портрета героя, деталь портрета.
Практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая)
Уметь писать сочинение - литературный портрет.
Написание творческой работы
10
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.
1
10.02.
Урок изучения нового материала
Жанр эссе.
Письменный опрос
Уметь писать сочинение-эссе
Чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе.
11
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся.
1
24.02.
Комбинированный
Позиция пишущего и способы её выражения.
Защита творческих работ
Уметь писать сочинение-эссе
Написание творческой работы
12
Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.
1
09.03.
Комбинированный
Сочинение-рецензия.
Домашняя самостоятельная работа.
Уметь писать сочинение-рецензию
Оформление материала лекции.
13
Сочинение - сравнительная характеристика. Особенности жанра.
1
23.03.
Комбинированный
Исходная позиция сравнения; сходства и различия, эволюция авторской мысли, чувства, переживания.
Проверка практической работы.
Уметь писать сочинение- сравнительную характеристику
Практическая работа.
14
Сочинение - анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.
1
13.04.
Комбинированный
Эпизод как часть целого, роль эпизода.
Защита творческих работ
Уметь писать сочинение- анализ эпизода.
Написание творческой работы
15
Стилистические ошибки в сочинениях
1
27.04.
Комбинированный
Стилистические нормы, нарушение норм.
Проверочная работа (тест)
Уметь находить
стилистические ошибки в сочинениях
Составление таблицы, подбор иллюстративного материала.
16
Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок.
1
04.05.
Комбинированный
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи.
Проверочная работа (тест)
Знать виды грамматических ошибок, уметь их находить
Выполнение обучающих упражнений.
17
Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).
1
18.05.
Обобщающий
Написание творческой работы.
Подготовка к выполнению в.25 ЕГЭ
Список литературы, образовательных ресурсов
-
Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. М.: Просвещение, 1986.
-
Васильева О., Пахомова С. Как писать экзаменационное сочинение. С-П.: С.-П. ГУ, 1996.
-
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г.
-
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2.
-
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г.
6. Лазаренко Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. М.:, 1990.
7. Неретина Т.А., Красовская С.И., Шутан М.И. и др. Экзамен с «Просвещением». - М.: Просвещение, 2015.
8. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. Рекомендации для образоват.организаций. - М.: Просвещение, 2015. - 94 с.
-
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 класс)» сост. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. М.: Просвещение, 2003.
10. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015.