Урок русского языкаПодготовка к написанию сочинения -описания по картине

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе

Тема: »Подготовка к написанию сочинения- описания памятника А.С.Пушкину в Москве»

Цели:1) дать понятие об изобразительном искусстве, скульптуре.

2)развивать устную и письменную речь учащихся.

3)воспитывать любовь к прекрасному

Оборудование:рисунки памятника, слайд-шоу о памятниках г. Бирска, портрет А. М. Опекушина.

Я памятник воздвиг тебе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

А. С .Пушкин

(план и словарь заранее на доске)

1)Где и когда сооружен памятник?

2)Описание памятника( высота, постамент, пьедестал, статуя, фигура)

3)Описание фигуры поэта(лицо, руки, поза, одежда)

4)Какие мысли и чувства хотел выразить автор памятника?

5)Какое впечатление произвел на вас памятник и чем он дорог вам?

Словарь: ваятель, архитектор, скульптор, обелиск, пьедестал, постамент, темно-серый, темно- красный гранит, бронзовые тумбы, чугунные светильники, рельефные строки, монументальный, установлен, открыт.

Ход урока

Сегодня у нас урок развития речи и мы будем готовиться к сочинению- описанию по рисунку »Памятник А.С. Пушкину в Москве». Памятник представляет собой бронзовую скульптуру, стоящую на высоком постаменте из гранита .Строгость и величавость- главные достоинства памятника .Автором этого произведения является известный русский скульптор А. М Опекушин

Мы должны внимательно рассмотреть рисунок и ответить на вопросы плана .Наша задача сегодня получить представление об основных понятиях изобразительного искусства , скульптуры, узнать о скульпторе Опекушине, а также нас ждет заочная экскурсия по достопримечательностям нашего города.

1.История возникновения и развития изобразительного искусства и скульптуры насчитывает много веков ,эти понятия привнесли в нашу жизнь красоту, застывшую в бронзе и калейдоскопе красок. С этими явлениями культуры в нашу жизнь пришли новые понятия. .Познакомимся с некоторыми из них.

(на доске понятия и определения ,читаю, дети записывают в тетрадь только понятия)

Скульптура, памятник, архитектор, обелиск, пьедестал, постамент.

2.Что характерно скульптуре? Что такое монументальная скульптура? Кого увековечивают в памятниках? Кто создает памятники?(ответы на все эти вопросы в сообщении ученика)

3)Экскурсия по Бирску.

Памятники мира… Их образы , остановившиеся во времени, дают нам уникальную возможность наблюдать историю и культуру человечества, сходящую с постаментов. Маленький купеческий городок , в котором мы с вами живем , тоже богат своим историческим прошлым, отразившимся в памятниках и монументах. Я приглашаю вас на экскурсию по скульптурным достопримечательностям нашего городка.

(Показ презентации» Достопримечательности Бирска»)

4)Одна из задач сегодняшнего урока подготовиться к написанию сочинения- описания памятника Пушкину в Москве ,автором которого является скульптор Опекушин.( короткий рассказ о его жизни и творчестве продолжит наш урок)

5)(На интерактивной доске показывается изображение памятника)

Обратите внимание на это изображение .Особые требования предъявляются к памятникам писателям, художникам, композиторам. Скульпторы в них стремятся показать глубину и значительность их чувств, важность сделанного ими. Внутреннее содержание должно нести характеристику творчества писателя, выраженную в его жесте, облике, позе. Образец такого рода произведений памятник Пушкину , завершенный в 1880 году Опекушиным.

Высота памятника вместе с фигурой составляет около 11 метров. Постамент изготовлен из темно- серого, а пьедестал из темно- красного гранита. На боковых сторонах выбиты строки стихотворения »Памятник»

Пропорциям фигуры соответствуют и масштабы ее прямоугольного гранитного постамента. Памятник отлит из бронзы .Великий поэт стоит задумчиво, словно погрузившись в свои мысли или прислушиваясь к рождающимся строфам. Его поза спокойна, несуетлива: правая рука заложена за жилет, а левая держит за спиной шляпу. Левая нога как бы делает неспешное движение вперед. Мягкие складки плаща с пелериной дополняют и усиливают это впечатление .Слегка склоненная голова, крупные, спадающие вниз складки плаща - это создает красивый и простой силуэт, который одинаково хорошо смотрится с разных точек. И невольно создается ощущение , что это не памятник ,а сам живой поэт , который говорит: «Здравствуй ,племя младое, незнакомое!»

Не менее интересно рассматривать этот памятник и вблизи. Пушкин в костюме, который носил при жизни, одежда вылеплена тонко и изящно ,но особое внимание обращает на себя лицо поэта, немного грустное, задумчивое. Спокойное и приветливое лицо обращено к людскому потоку , беспрерывной рекой текущему мимо. На боковых сторонах памятника выбиты строки из стихотворения Пушкина «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…(эти строки были высечены в 1937 году ,когда страна отмечала столетие со дня кончины поэта)Создание постамента было поручено архитектору Богомолову. Установкой непосредственно руководили Опекушин и Богомолов. 6июня 1880 года состоялось открытие памятника .Торжества длились 3 дня .В Москву прибыло около 100 депутаций .Под пение гимна , звон колоколов медленно упал белый чехол ,и статуя, созданная Опекушиным, предстала перед собравшимися. И.С. Тургенев принял участие в открытии памятника, произнес речь, в которой сказал:»Пускай у памятника Пушкину остановится всякий и скажет , что ему он обязан свободой, свободой нравственной. Пускай сыновья народа будут сознательно произносить имя Пушкина , чтоб оно не было в устах пустым звуком .На памятнике надпись Пушкину ,думай, что она значит» учителю».

6)Работа с планом, записанным на доске (записать план в тетради ,ответить на вопросы вместе с детьми, при написании сочинения руководствоваться этим планом)

(Доска заранее)

7)Записать в тетради слова и словосочетания ,которые пополнят ваш словарный запас и помогут максимально раскрыть заданную тему.

ВЫВОД Опекушинский памятник стал важной достопримечательностью столицы .Он пережил

многое . И теперь ,как и прежде, к памятнику ,как на свидание с живым Пушкиным идут десятки и сотни людей .Вечер… Маленький скверик, горящие фонари в бликах уходящего дня и строки любви и нежности , появляющиеся из воздушного пространства , наполненного покоем и тишиной.

Не плачьте ,люди, по годам,

В гранит запечатленный!

Закаменел творец, но дал

Пристанище влюбленным.

Пройдет сезон и птицам вновь

Захочется вернуться

Чтоб в высоте познать любовь

И вечности коснуться…

Написание сочинения - описания мы продолжим на следующем уроке, следуя плану, используя слова и выражения в тетради.

© 2010-2022