Методические рекомендации по проведению урока литературы Люди, я желаю вам добра

Урок "Люди, я желаю вам добра" построен на основе технологии педагогическая мастерская. Технология уроков-мастерских интересна тем, что это - форма сотрудничества ученика и учителя; здесь важен не только результат, но и сам процесс; происходит приобщение к радости творчества, открытия, познания самого себя.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное краеведение

Тема урока: «Люди! Я желаю вам добра… Человечность и многогранность лирики Александра Драбкина»

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы

(урок литературного краеведения в 8-м классе в технологии педагогических мастерских)

Общедидактическая цель урока - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

- создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования, развитию речевых навыков.

Цель: Образовательный аспект триединой дидактической цели -

  1. узнать о жизни и творчестве Александра Драбкина, члена Союза писателей России, зарождении и формировании его творческого таланта; создать условия для анализа поэтического текста, выделения ключевых слов, образов, идей; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу, исследовать произведения поэта с целью выявления черт народности его творчества;

Развивающий аспект триединой дидактической цели :

  1. совершенствование навыков творческого восприятия и выразительного чтения лирических произведений;

  2. развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности обучающихся;

  3. совершенствование навыков самостоятельной работы, работы в разноуровневых группах в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

Воспитательный аспект триединой дидактической цели :

  1. способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных навыков.

Характеристика замысла урока

Мир меняется, становится все более информационным. Современные требования к деятельности учителя предполагают использование им новых подходов к организации урока в условиях современной информационной образовательной среды.

Учителю необходимо хорошо ориентироваться в особенностях информационной образовательной среды, чтобы использовать её дидактические характеристики и возможности, с помощью которых можно эффективно выстроить учебный процесс в новых условиях.

Меняется роль учителя, содержание и характер его профессиональной деятельности в условиях работы в современной информационной образовательной среде, и данные изменения влияют на достижение планируемых образовательных результатов.

МБОУ СОШ №5 г.Биробиджана, в которой я работаю, стала пилотной площадкой для внедрения ФГОС, а, значит, уже сейчас мне необходимо постепенно осуществлять переход на новые стандарты.

Это требует от педагога инновационных подходов к организации учебного процесса, внедрения новых педагогических технологий. Технологии проблемного обучения, мастерских, критического мышления и др. помогают мне на уроке литературы создать условия для формирования умения анализировать текст, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, структурировать материал, работать над речью учащихся, формировать нравственные понятия, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся.

Технология уроков-мастерских интересна тем, что это - форма сотрудничества ученика и учителя; здесь важен не только результат, но и сам процесс; происходит приобщение к радости творчества, открытия, познания самого себя.

Урок, построенный на основе технологии педагогическая мастерская предполагает следующие этапы работы:

  • Индуктор - исходная точка, мотивирующая обучающегося на активную творческую деятельность. Это устремление к образному и ассоциативному мышлению. В начале урока обучающийся обращается к своей памяти, воспоминаниям, воображению. Это опора на личностное, бессознательно прожитое и осознаваемое рефлексивно пока наедине с собой.

  • Деконструкция - превращение материала в "хаос", работа с текстом, словом, явлением, образом.

  • Реконструкция - создание своего мира, текста, рисунка, газеты.

  • Социализация - развитие способности соотнести свою деятельность с деятельностью других ребят, плодотворная работа в малой группе, в диалоге, презентация всем промежуточного, а потом и окончательного результата труда. Задача работы на этом этапе - не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

  • Разрыв - кульминация творческого процесса.

  • Самоанализ - способность осмыслить движение собственной мысли, чувства, знания, полученный результат совместной деятельности.

Урок литературы «Люди! Я желаю вам добра…» (Человечность и многогранность лирики Александра Драбкина) в технологии педагогических мастерских был проведен в 8-м "А" классе.

Учащиеся этого класса имеют хороший познавательный интерес, умеют учиться. У 12 учащихся класса интеллектуальные общеучебные умения и навыки находятся на оптимальном уровне, у 10 - на допустимом. Коммуникативные умения и навыки у 5 учащихся - на оптимальном уровне, у 11 - на допустимом, у 7 - на низком уровне. Организационные общеучебные умения и навыки у 11 - на оптимальном, у 12 - на допустимом уровне.

Тема «Люди! Я желаю вам добра… Человечность и многогранность лирики Александра Драбкина» в 8-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел "Литература ЕАО".

К уроку-мастерской учащимся было дано домашнее задание:

  1. Прочитать самостоятельно стихотворения Александра Драбкина, попытаться самостоятельно заглянуть в его поэтический мир, высказать свое мнение о прочитанном.

  2. Выучить понравившееся стихотворение наизусть, аргументировать свой выбор.

Прогнозируемый результат

Учащиеся, анализируя стихотворения Александра Драбкина, должны создать у себя представление о многогранном мире его идей, образов, представлений, попытаться понять поэта и самих себя; задуматься над философскими вопросами о месте человека в мире, о вечном и преходящем, о смысле человеческого существования, о себе как о личности; поделиться мыслями, эмоциями, находками, получить радость от общения друг с другом и учителем, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы. Участие в групповой работе позволит ребятам не просто представить участникам активного творческого поиска результаты своего труда, но и дать самооценку и провести самокоррекцию.

Контроль за деятельностью учащихся осуществляется через составление опорной схемы, небольшие творческие работы-эссе на уроке и через выполнение домашнего задания.

Ход урока

На доске записан эпиграф, выписаны значения слов:

Поэзия - не аристократический салон, куда являются только напомаженным и в блестящих сапогах, а храм, в который можно войти и в лаптях, и даже босиком

Ш. Петефи

1. Вступительное слово учителя (индуктор):

Песня о добре

Люди! Я желаю вам добра,

Спотыкаясь непогожим утром.

Милым, безобразным, глупым, мудрым.

Люди! Я желаю вам добра.

Добрым - добрых дел и добрых снов,

Добрых сил и доброго застолья,

В жилах доброй крови без застоя,

Песен и стихов из добрых слов.

Учитель: Как вы думаете, почему урок по лирике я начала с цитаты Ш.Петефи и «Песни о добре» А.Драбкина? Почему мы выбрали такое начало урока?

Обучающиеся: Лирический герой Александра Драбкина кажется добрым собеседником, мудрым советником и задушевным другом для самых разных групп людей и по возрасту, и уровню развития, и специфике профессий, и национальностей.

Обучающиеся: Кажется, что он разбирается во всех оттенках нашего многогранного мира, с его разнообразными событиями, чувствами людей, его воображение создает реальные картины. Он пишет так, как будто присутствовал и при рождении жизни на земле, и при всех событиях, произошедших с людьми, описанными в его стихах.

Учитель: Все верно, молодцы. Так давайте же, исходя из выше сказанного, определим тему нашего урока и поставим учебные задачи.

(По мере определения цели и задач, таковые открываются на доске)

-Тема «Люди! Я желаю вам добра…» Человечность и многогранность мира людей в лирике Александра Драбкина». Эти слова: «человечность, человек, мир людей» будут ключевыми на нашем уроке. В теме, записанной на доске, есть оба эти слова, причем одно понятие постигается через другое. (Запись темы).

2. Работа с темой (деконструкция):

Учитель:

-Давайте попробуем поставить перед собой учебные задачи, которые вы постараетесь решить на протяжении урока.

Задачи урока:

Подчеркните ключевые слова в теме. Запишите в 2 столбика: "человек", "мир". Подберите ассоциации к этим словам.

Примерная опора

Человек

Семья

Радость

Малыш

Знание

Мир

Вселенная

Время

Вечность

Война и т. д.

-Каждый человек, живущий в этом мире, по-своему интересен. Но люди творческие, их внутренний мир, нам интересен вдвойне. И сегодня на уроке мы будем говорить о нашем земляке, поэте Александре Леонидовиче Драбкине.

  • Почувствовали ли вы мироощущение Драбкина, когда читали его стихи дома?

  • Какое впечатление они на вас произвели? Что вы открыли для себя? Какие чувства испытали?

  • А какие возникли вопросы? О чем бы мы могли поговорить сегодня на уроке? Запишите эти вопросы.

Обучающиеся:

  • -Думаю, что Александр Леонидович Драбкин - поэт народный, но не только потому, что родился он в маленьком городе России, ЕАО - Биробиджане, и не потому, что пишет о городе Биробиджан, родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды в его стихах, близки каждому из нас.

  • - Любовь к родине неразрывно связана у Драбкина к своему городу, его людям, друзьям, с любовью к песням, которых он знает в огромном количестве и пишет по просьбе своих друзей, например, руководителя театра «Когелет» г. Биробиджан, на сцене которого был поставлен спектакль с песнями А.Драбкина «Иванов и Рабинович».

  • Я открыл для себя, что сочувствие евреям, нелегкой судьбе этого народа Александр Леонидович проявлял от первых детских лет и поныне. Это появляется в его стихах и рассказах, подобно песне, то звонкой и весёлой, то горестной и безысходной, то ласковой и тихой. Такое сочувствие к евреям ощущаю и я.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Неудивительно, что его произведения сразу привлекли внимание композиторов, воссоздавших в музыке облик поэта, его непостижимую страсть к жизни и безграничную любовь к людям, своей родине, милому городу.

  • ( «Презентация 1» (Слайд 4)

А. Драбкин - один из самых открытых, искренних, я бы сказала «солнечных» поэтов. Он раскрывается сразу, ярко, очень просто, и интерес к нему - верный признак взросления души.

Сегодня мы попробуем "повзрослеть" на уроке, помочь друг другу приобщиться к яркому миру идей, представлений, образов поэзии Александра Драбкинаи через его лирику попытаться понять поэта и самих себя.

3. Работа с эпиграфом на доске. Запись в тетрадь.

Люди! Я желаю вам добра,

Спотыкаясь непогожим утром.

Милым, безобразным, глупым, мудрым.

Люди! Я желаю вам добра.

Добрым - добрых дел и добрых снов,

Добрых сил и доброго застолья,

В жилах доброй крови без застоя,

Песен и стихов из добрых слов.

-Какие слова в эпиграфе помогают заглянуть во внутренний мир Драбкина, человека и поэта?

4. Дома вы самостоятельно познакомились с поэзией Драбкина, прочитали его стихи.

Доцент, историк, преподаватель единственного в России литературного института Александр Петрович Торопцев, приглашенный на фестиваль поэзии в 2010 г., дал высокую оценку творчеству Александра Драбкина. Он отметил, что и проза Драбкина профессиональна.(Статья в газете «Биробиджанская звезда от 18 сентября 2012 г.»)

-Прочитайте наизусть те стихотворения, которые заинтересовали вас, аргументируйте свой выбор:

«Мой Биробиджан! Шолом-Алейхем!»

Города не боги строят - люди.

Города не камни - наши лица.

Города построены из судеб

И не могут дважды повториться.

Повториться может только имя,

Как нас на планете не селите.

Свой Биробиджан в Иерусалиме,

В Хайфе и Нацерете-элите.

Значит, всё же вышли на прямую,

Нет границ, таможен и запретов.

Пережили зной - перезимуем.

Город этот - наш кусок планеты.

От Биры до глади Иордана

Всем привет. Мы - из Биробиджана.

(Слайд 12) Забыли люди о Талмуде…

Их никто не считал иностранцами.

Всем известно - который был год.

Но на маленькой, тихонькой станции

Появился нетихий народ.

Озираясь, они выходили

На заброшенный грязный перрон, -

Люди с юмором: Сёма и Циля

И седой парикмахер Арон.

Шли усталой, неровной походкой -

Столько верст за спиной! Что сказать?

Их сюда не тянули лебёдкой,

Но… позвали. Могли не позвать.

И пускай было голодно дома -

Соблюдали еврейский закон:

Презирали свинину и Сёма,

И седой парикмахер Арон.

С первых дней было много работы,

И, нарушив закон, в первый раз

Циля вышла на стройку… в субботу!

Мир не кончился, свет не погас.

5. Групповая работа (реконструкция, социализация).

Работа в группах с подборкой стихотворений Драбкина. Выписать в тетрадь образы мира Александра Драбкина (ключевые словосочетания, слова), распределив на 2 столбика: состояние человека, состояние мира. Обсудить в группе.

Составить групповую опору, вывесить на доску. Сделать вывод.

Примерная опора:

Состояние человека

Состояние мира

Исключительная широта внутреннего мира

Столкновение крайностей,

Стремительные переходы от святости к безбожию, от мудрости к протесту…

Любовь к Родине

Сострадание еврейскому народу.

Этого поэта принято связывать прежде всего с г. Биробиджаном, с родной для него Еврейской областью. Именно любовь к родной земле придает его стихам ту теплоту чувств, которая их отличает.

Таков он есть - Александр Леонидович Драбкин.

Образы города так и встают перед глазами: окна всем знакомых пятиэтажек, парк и набережная, скамья на Арбате, теплый камень над рекой, синее небо и бескрайнее раздолье тайги… Мир поэта

Стремление к гармонии в жизни

Мир человека города

Мир человека природы.

Мир Биробиджана для Драбкина - это мир людей, милых, добрых, безобразных, мудрых.

Любимый город, где живут и радость, и печаль

Ностальгия уехавших отсюда и бесконечная благодарность этому городу…


  • Какие вопросы волнуют лирического героя? Каким вы его представляете?

  • Лирический герой Драбкина и поэт Драбкин - это одно и то же или это разные люди?

У Драбкина нет того противоречия между личностью автора и лирического героя, которое порой удивляет у других авторов.

Он удивляет читателей не только смелостью, простотой своего стиха, но и подчёркнуто-еврейскими манерами. Он может часами на публике или в дружеском кругу петь, аккомпанируя себе под гитару и аккордеон, еврейские куплеты и песни о евреях. За этим «местным колоритом» скрывается напряжённая внутренняя жизнь.

  • Поэзию АлександраДрабкина называют народной. В чем ее народность?

6. Групповая работа (реконструкция, социализация). Поиск информации на сайтах. Браузер «Гугл», «Яндекс»

6.1. 1-я группа «Исследователи жизни А. Драбкина» представляет:

Биография поэта

  • Родился 20 ноября 1957 года в Биробиджане.

  • Окончил среднюю школу № 2.

  • Служба в Ангарском военно-строительном отряде 1976-78 гг.

  • 1984 г. Окончил Всесоюзный юридический институт.

  • Секретарь райкома ВЛКСМ в 1983-85 гг.

  • Прокурор Биробиджанского района в 1994-99 гг.

  • Прокурор-криминалист 1999-2007 гг.

  • с 2007 г.-Руководитель Отдела криминалистики Следственного управления СК по ЕАО.

Успех известного в области поэта складывался стремительно. Невысокого роста, седовласый, удивительно подвижный, со светло-карими глазами, в которых постоянно горит озорной огонек, с гитарой в руках, он привлёк к себе всеобщее внимание в литературных кругах Хабаровского края, во Владивостоке и теперь уже в Москве. Доцент, историк, преподаватель единственного в России литературного института Александр Петрович Торопцев, приглашенный на фестиваль поэзии в 2010 г., дал высокую оценку творчеству Александра Драбкина. Он отметил, что и проза Драбкина профессиональна.(Статья в газете «Биробиджанская звезда от 18 сентября 2010 г.»)

Наставниками Александра Леонидовича Драбкина стали Школьник Леонид Борисович, знаменитый поэт на Дальнем Востоке и Юрий Белинский. Да-да, правнук того самого знаменитого литературного критика В.Г.Белинского.

Друзья по поэтическому цеху - Елена Васильева, владивостокская поэтесса, признанная в России и Германии, и Мария Глебова, удивительная женщина-поэт из Облученского района ЕАО.

2-я группа «Исследователи творчества и общественной позиции А.Драбкина» представляет:

(Слайд 11) В очень короткие сроки вышли книги Александра Леонидовича Драбкина: в 1990 г. - книга под названием «Колючая правда» о репрессиях на Дальнем Востоке, в которой был напечатан очерк «Отклик черного времени» о семи годах в лагерях писателя Бузи Миллероне. В этой же книге был напечатан рассказ А.Солженицына «Матренин двор». Затем издание «Мы из Биробиджана», 2004 г., «По дороге к зиме», 2007 г.; сборник рассказов «О чем помнила моя мама», 2010 г., в 2011 появляется новая книга «Пора возвращаться», и в 2011 г удивительный по замыслу сборник «Эсредт, Биробиджан».

Александра Драбкина постоянно приглашают на различные мероприятия в общину «Фрейд», поэтические фестивали и конкурсы. В том числе детско-юношеские, такие как «Золотое перышко». Его любят и знают ребята из военно-спортивного лагеря «Спартанец», в котором летом отдыхали наши ребята из 8-А МОУ СОШ № 5 Женя Волков и Родион Веселко, где А.Драбкиным было даже организован мастер-класс. Стихи и рассказы этого поэта многих поражают новизной и патриотизмом, любовью к матери, к людям... Простые строки рубятся упрямо и крепко, без всякой приторности…

6.2. Работа в остальных группах с раздаточным материалом:

1. Выделите идеи, которые нашли отражение в поэзии А.Драбкина (см. приложение).

2. Составьте в тетради опору "Многогранность поэтического мира А.Драбкина", взяв за основу выделенные идеи и стихотворения Тютчева.

Сравните с выданной опорой. Что бы вы еще выписали?

Примерная опора:

  • В основе мира А.Драбкина - столкновение крайностей: свет-тьма, добро-зло

  • исключительная широта внутреннего мира,

  • стремительные переходы от святости к безбожию, от мудрости к протесту…

  • жизнь и творчество невозможно разделить

  • еврейские страдания

  • признание святости любого труда

  • радость осеннего разноцветья

  • единение с природой

  • масштабность мысли поэта

  • человек соотнесен с вечными проблемами бытия

  • вечные вопросы бытия: жизни и смерти, смысла человеческого существования.

  • трагическая раздвоенность человека

  • человек - бездна, и он соразмерен с бездной Вселенной.

  • контрастность образов

  • истинный патриотизм

  • простота, искренность

  • музыкальное восприятие мира

7. У А.Драбкина есть стихи о его знакомых, уехавших в смутные 90-е годы из Биробиджана; они отличаются от тех, с которыми вы сейчас работали. Чтение стихотворений "Скрипач", "Города не боги строят, люди", "Биробиджан»

  • Чем отличаются эти стихи? Каким вы увидели мир в этих стихах? Меняется ли лирический герой? А что общего?

Создание проблемной ситуации.

8. Чтение высказываний почитателей творчества А.Л. Драбкина Л.Н. Капуцыной и Андрея Белова. Сравните. Кто, по-вашему, прав?

Л.Н. Капуцына, кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы нашего университета им. Шолом-Алейхема так говорит о Драбкине:

" Уникальность поэзии Александра Леонидовича Драбкина в том, что она воплощает в себе мироощущение, менталитет истинного, коренного биробиджанца - человека рожденного в городе. Биробиджан был создан евреями на основе русской станции Тихонькая, стал средоточием еврейской культуры на Дальнем Востоке, а затем в силу исторических причин утратил свой колорит и превратился в русский город с отдельными, в основном официальными, знаками еврейской культуры…»

Поэт-песенник Андрей Белов дал высокую оценку творчеству Александра Драбкина как певца еврейского мироощущения. Он отметил, что и проза Драбкина воспевает еврейский уклад жизни.

Высказывания обучающихся.

Итог урока. Творческая часть. Разрыв.

9. Возвращение к теме. "Каждый человек есть мир, который с ним рождается и умирает; под каждою могильною плитой лежит всемирная история" (Генрих Гейне).

Человек - «всемирная история».

Пишут эссе: "Драбкин есть мир…" (7-10 минут). Представление своих работ.

10. Домашнее задание.

"Жизнь сердца" у Драбкина, по утверждению его друзей, всегда была сложной, бурной, драматичной. Для любовной лирики Драбкина тоже характерно "двойное бытие".

Дома: Прочитать стихотворения "Незнакомка": "Позови меня в ночь»; "Только прозревший знает, что такое темно…";

Выучить одно из стихотворений наизусть и, опираясь на план анализа лирического произведения, проанализировать его. Попытаться увидеть "многоцветную палитру чувств" в стихотворениях А.Драбкина о любви.

11. Рефлексия.

Загляните в себя: "Драбкин есть …" Закончите предложение. (Листочки вывешиваются на доску).

Работы учащихся (рефлексия)



© 2010-2022