Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Доклад



«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»








Слайд 1.Сегодня перед современным школьным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, значительно расширяется сфера действия и назначение педагога. Учитель должен дать детям больше, чем просто знания, сформировать намного больше, чем просто умения и навыки. Быстро меняющиеся условия жизни и труда предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Главным в моей работе стало теперь не только знание преподаваемых предметов, стремление к достижению учащимися высоких учебных результатов, но и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию ключевых компетенций школьников. Планирую работу так, чтобы способствовать не только накоплению знаний, умений и навыков, а развитию личности высокоорганизованной, всесторонне развитой, умеющей применить полученные на уроках умения и знания в практической деятельности. Новые идеи, новые технологии использую для реализации поставленных задач. На мой взгляд, одним из самых эффективных способов формирования основных ключевых компетенций современного человека является организация проектной деятельности учащихся. Именно проектная технология способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
• общенаучную;• информационную; познавательную;• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;• социальную;• стремления личностного самосовершенствования. Наша жизнь состоит из реализации жизненных проектов. Задача учителя - научить ребёнка успешно их реализовывать. Перечисленные мною задачи могут решаться через проектную деятельность учащихся. Достаточно высокий уровень информатизации воспитательно-образовательного процесса в нашей школе позволяет мне активно внедрять в учебный процесс данный вид деятельности. Обучение на основе проектов - это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков своей ориентацией на ученика, на перспективу и предназначено для развития мышления, закрепления навыков и практических умений, социализации школьников и самостоятельного добывания знаний и информации.

Слайд 2. Проектное обучение - вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблемы. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество. Это создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами в контексте проблем реального мира, развивать у школьников мыслительные процессы высокого уровня, помогают вовлечь школьников в активный процесс обучения.

Слайд 2-10. Виды проектов.

Слайд 11-13. Проект - это исследование. Научиться исследовать - значит научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям. Если с раннего возраста включать детей в проектную дея­тельность, то у них развиваются качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенству­ются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами лично­сти человека. Эффективность формирования и развития творче­ских черт личности во многом зависит от нашей способности органи­зовать проектную деятельность учащихся. Творческие способности присущи любому ребенку - нужно лишь суметь вовремя их раскрыть.

Слайд 15. Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя. Проектное обучение, как отмечают многие ученые, практики, способствует повышению уровня активности школьников и качества знаний учащихся. В связи с этим напрашивается вопрос «Всякую ли тему можно изучать в проектном ключе?». Ответ однозначно - нет. Действительно, далеко не каждая тема может изучаться с использованием метода проектов, да этого и не требуется.
Учителю перед изучением той или иной новой темы, (часто для конкретного класса), необходимо анализировать педагогическую ситуацию на предмет существования проблем (отсутствие интереса, большой объем материала и т.д.) и определять способы, методы и технологии для достижения результата.
Для того, чтобы уроки с использованием метода проектов способствовали активизации учебно-познавательной деятельности школьников, Вам необходимо очень четко продумать организацию таких занятий, отбор методов и технологий обучения, учитывая индивидуальные способности учащихся и их интерес.
Технология организации уроков по проектной методике включает условно два этапа, которые в свою очередь делятся на более мелкие этапы или шаги:

  • Подготовка учителя к организации проектной деятельности учащихся;

  • Организация проектной деятельности учащихся на уроке.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися - это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект. Именно поэтому на своих уроках, в учебной и внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

Более эффективен метод проектов при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения и на уроках русского языка, и на уроках литературы.

Основное правило метода проектов, как уже было сказано выше, - это наличие проблемы, значимой, адекватной теме урока. Очень продуктивным во время изучения темы «Тире в бессоюзном предложении» оказалось выполнение проекта по теме «Нужен ли нам знак «тире» или нет? Можно ли без него обойтись?». Девятиклассники сначала выдвигали свои версии, гипотезы, потом разделились на группы по 2 - 3 человека и приступили к исследованию. Нужно было доказать, что знак «тире» необходим в русском языке. Конечным продуктом должен был стать алгоритм или блок-схема употребления тире на письме

На первом этапе - погружение в проект - учитель должен пробудить у учеников интерес к теме проекта. В результате работы над проблемой учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта. На втором этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При этом необходимо учитывать характер задания, используя индивидуальный подход. В этом проявляется личностно ориентированный аспект проектной деятельности. Третий этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации по теме. Учитель постоянно контролирует ход самостоятельной работы учащихся, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений. Четвертый этап - презентация проекта - одна из целей проектной деятельности обязателен, потому что именно на заключительном этапе проекта появляется ощущение завершенности. Продуктом проектной деятельности учащихся стали доклады, статьи рефератного характера, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения. Конечным продуктом также может быть мультимедийная презентация, которая успешно используется на уроках русского языка и литературы.

Слайд 25. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе - вот суть метода проектов. Идея обучения в сотрудничестве воплощает принцип гуманизации образовательного процесса. В ходе подготовки проекта дети учатся сопереживать, сочувствовать, не быть равнодушными, активно заявлять свою гражданскую позицию. Они говорят о себе, выдвигают свои собственные идеи. Учащиеся проводят исследование с последующим оформлением газеты, плакатов, компьютерных презентаций. Ошибки исправляются в черном варианте. Работа оценивается всей группой в целом, оценивается не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»).

Слайд 28. Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного кого и творческого мышления.

Слайд 29-30. В урочной практике из-за ограниченности во времени я использую краткосрочные проекты, конечным продуктом которых является мультимедийная презентация. На мой взгляд, эта форма отчёта позволяет не только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить усвоение и запоминание материала. Не маловажной является и психолого-физиологическая особенность восприятия материала, так как во время обучения будут задействованы все каналы восприятия. Психологами установлено, что при аудио- и визуальном преподнесении информации запоминается до 65 % (сравните: устной информации запоминается всего лишь 12 %, с записями - 25 %). Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Так, для успешного выполнения тестовых заданий части А ЕГЭ и части В ГИА по русскому языку учащимся предлагается создать проекты по следующим темам: «Виды орфограмм в корне (суффиксах, приставках)»; «Пунктуация простого осложненного предложения»;«Пунктуация сложного предложения»; «Стили и типы речи» и др. Данный вид работы способствует не только повторению и систематизации ЗУН по определённой теме, но и формирует навыки аналитического характера, которые по результатам ЕГЭ недостаточно сформированы у выпускников. Пользуясь различной дополнительной литературой, учащиеся отбирают нужный материал, сопоставляя его подачу в разных источниках. Создание мультимедийной презентации является незаменимой формой организации повторения учебного материала в условиях подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11 классе и новой форме по русскому языку в 9 классе. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с информационными могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания.

Слайд 32. Формула трёх «У». Проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для подростков. В ходе выполнения проекта школьники активны, они проявляют творчество. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературу и активизировать учащихся для достижения практического результата. Таким образом, изучив технологию метод проектов, апробировав её в своей работе, я пришла к выводу, что это действительно эффективная технология, способствует формированию целого ряда ключевых компетенций: коммуникативной (общение в группе, выступление при защите проекта), социальной, информационной, рефлексивной.

В нашей школе уже не первый год используется метод проектов. Создано много интересных работ. Ребята учатся планировать свою деятельность, сами определяют цели, задачи, выдвигают гипотезы. В своей педагогической практике при обучении русскому языку и литературе я использую различные виды проектов, выбор зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще всего проекты межпредметны, так как интегрируют знания по русскому языку и литературе. Избираемые нами темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста учащихся. Считаю важным то, что мои ученики научились мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать, раскрывать себя. Великое желание учить детей и учиться самому, творить и побуждать к творчеству живет в каждом учителе. Каждый день я наслаждаюсь общением с моими учениками, их любовь согревает мою душу. Я радуюсь, потому что вижу результаты своего труда. Я счастлива, потому что отдаю знания и тепло своей души…




© 2010-2022