- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Педагогическая технология, используемая на моих уроках
Педагогическая технология, используемая на моих уроках
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Манина М.Б. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Манина Марина Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Горячеключевская средняя
общеобразовательная школа»
омского муниципального района
Омской области
Применение технологии сотрудничества в преподавании литературы как предмета, формирующего человека
Передовые изменения в структуре и содержании образования, вызванные вхождением России в мировое образовательное пространство, поставили перед каждым педагогом объективную задачу активного освоения и внедрения новых образовательных технологий, так как традиционные методы оказались не способны удовлетворить растущие потребности современного общества.
Изучая труды современных педагогов-новаторов (Селевко Г.К., Иванова И.П., Ильина Е.Н., Погодиной Л.Н., Фирсова В.В. и др.), работающих в области инноваций, приходишь к выводу, что, исходя из условий социального и государственного заказов, передового педагогического опыта и собственных возможностей, решить объективно возникающие насущные проблемы поможет личностно-ориентированный подход к обучению.
Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, прежде всего, мне помогает технология «технология сотрудничества».
Технологию сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, воплощение нового педагогического мышления, источник прогрессивных идей. Именно c позиций технологии сотрудничества рассматривал педагог-новатор Е.Н. Ильин проблему повышения эффективности уроков литературы. Именно систему преподавания литературы Е.Н. Ильина как учебного предмета, формирующего личность, я использую в своей деятельности.
Если рассматривать характеристику данной технологии, то можно выделить цели обучения
Цели
-
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
-
Гуманно-личностный подход к ребёнку.
-
Единство обучения и воспитания.
Названные цели заявлены в системе преподавания литературы по Е.Н. Ильину. На мой взгляд, эти цели необходимо дополнить. Сюда я добавила следующие:
-
формирование мотивации достижения успеха;
-
формирование интереса к изучаемому предмету;
-
достижение высокого уровня развития школьников, развития способности к самообразованию, самообучению.
Сохраняя идею педагогика сотрудничества, - а это совместная развивающая деятельность «взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности», - я на своих уроках использую методы этих технологий. Назову некоторые из них. Это исследовательский метод, эвристический, метод проблемного изложения, диалогический метод изложения.
Повышение эффективности урока, решение образовательных и воспитательных задач в обучении литературе связано с построением урока. Ядром урока и основным средством обучающего воспитания считается постановка вопросов-проблем. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, необходимо систематически и глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре), изучать каждого в отдельности и класс в целом). Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение организую в форме коллективного поиска, коллективного раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение, задать любой вопрос. Этому помогает своеобразная постановка вопроса: «Мой вопрос - особый. К себе самому. А решаю - с ребятами. Этим их поднимаю до себя, сам расту до них... Что может быть яснее вопроса, заданного самому себе, и значительнее, когда он волнует всех».
Активизации умственной деятельности учащихся на уроке способствуют введение учеников в содержание учебного материала через «деталь» - проблемный вопрос, создание проблемных ситуаций, коллективный поиск решения проблемы. Пробую использовать в учебном процессе ролевое участие школьников. Учащиеся проверяют друг у друга тетради, сочинения, зачастую выставляют сами себе оценки, охотно выполняют роли консультантов, лаборантов, рецензентов. Отмечу важнейшие условия эффективного протекания совместной творческой познавательной деятельности ученика и учителя:
· учет учителем компетентности учащихся;
· реакция на малейшие изменения, интеллект. Рост в индивидуальном статусе ученика;
· учет личностного своеобразия учащихся (возраст, пол, социальный статус и др.) при коллективном характере обучения и воспитания;
· формирование и творческая реализация личностных компетенций учащихся и учителя как продолжительный и непрекращающийся творческий процесс, имеющий место в образовательном пространстве каждого урока.
В духе идей педагогики сотрудничества, по Е.Н. Ильину, охарактеризую отношения, которые складываются на уроке:
· индивидуальный подход к ученику (учитель должен увидеть в школьнике его собственное «Я»);
· предоставление права ученику на выбор своего пути, своего темпа развития;
· создание учителем такой структуры урока, где не просто учатся, но и общаются и тем самым увеличивают желание учиться, ибо в нем стимул к общению;
· применение методики инициативы, которая помогает ученику в выборе тематики уроков, сочинений, диспутов
По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях; работать с учеником так, чтобы и он работал активно, творчески. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы. Он рекомендовал учащимся создавать таблицы духовности, которые состоят из глаголов-заповедей: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот как им определена роль учителя на уроке: учитель - старший товарищ ученика, учитель - соавтор, учитель - воспитатель, учитель - сценарист урока, учитель - режиссёр урока, учитель - артист-исполнитель, учитель - критик, учитель - литературовед, учитель специалист-психолог (детский и взрослый). На сегодняшний день учителю дана ещё одна важнейшая роль - это учитель-тьютор. Ведь именно такой учитель обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся.
Применяя в своей работе технологию сотрудничества, главная моя задача заключается в том, чтобы школьник верил в свои силы, развил в себе лучшие качества личности, подвел себя к высотам гуманизма и гражданственности, научился учиться.