Рабочая программа по литературе Восточной Сибири в 6-ом классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное

«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования »



Принято на заседании педагогического

«Утверждено»

совета

Директор МКУ

Протокол № __1__

« Алыгджерская школа-интернат»

от

«__26_»__08__ 2015_г

_________________

Болюх Л.В.













Рабочая программа

по литературе Восточной Сибири

6 класс


Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Всего часов в год: 34

Всего часов в неделю: 1






Разработчик программы:

Мишакова Л.В.

.

Педстаж:__29__лет


Квалификационная категория: 1_





с.Алыгджер,2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторских методического комплекта по литературе Восточной Сибири для обучающихся 5 - 6 классов под редакцией : О.Н. Шахеровой.
Литература как учебный предмет имеет важное значение в формировании личности

Цель литературного образования в школе - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей, интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности благодаря гуманистическому потенциалу литературы. Приобщение ученика к духовному богатству русской и мировой литературы позволяет влиять на ценностные ориентации личности, направлять реальное поведение человека. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями, историко-культурными сведениями, с теоретико-литературными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» проявляется в следующем:


  • изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


  • на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно - эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;


  • предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты из повести, летописи, стихотворные произведения;


  • основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Наиболее целесообразно изучать хрестоматию «Писатели Восточной Сибири» единым блоком в рамках регионального курса в течение года:

Учебно-методический комплект состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5 - 6 классов общеобразовательных школ», которая распространяется по школьным библиотекам Иркутской области, программы учебного курса и методических рекомендаций для учителя.

В книгу, предназначенную ученику включены тексты для чтения, вопросы и задания к ним, краткая информация об авторах произведения.

Методические рекомендации представляют собой подробные разработки по каждой теме, включающие в себя:

  • формулировки целей;

  • характеристику компонентов (краеведческого и литературоведческого);

  • краткое описание возможного хода занятий;

дополнительную информацию для учителя историко-культурного и

литературоведческого характера.



Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Эпос народов Восточной Сибири



4

2

Древнерусская Литература Сибири.



5

3


4.

Произведения сибирских писателей 19 , 20 веков


Повторение

24


2


ИТОГО:

34ч

Содержание тем учебного курса


Эпос народов Восточной Сибири (4 часа)

Бурятский героический эпос «ГЭСЭР» (2 часа)

Эпос «Гэсэр» и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в пятом классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь, и всего мира, проявляющиеся в законах мифа.

Якутский героический эпос «ОЛОНХО»

Нюргун Боотур Стремительный (2 часа)

Эпос «Олонхо» и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф, мифологический герой, верх и низ, усвоенных на уроках по устному народному творчеству народов Восточной Сибири в пятом классе. Повторение и закрепление знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих Сибирь, и всего мира, проявляющиеся в законах мифа.

Особенности мифологического сознания древнего человека.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СИБИРИ (5 часов)

Сибирская летопись (фрагменты «О приходе Ермака в Сибирь» и «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом») (2 часа)

Знакомство с сибирской летописью. Традиция русского летописания. Характеристика летописания (в летописи излагается русская (сибирская) история, в ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале русского народа (в Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров: предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни, созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней отразились идеология верхов феодального общества и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния; летопись - произведение эпическое и лирическое одновременно).

Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.

Баллада К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» (1 час)

Знакомство с балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» как отражением сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф. Рылеева). Природа художественного образа в балладе.

«Иркутская летопись» (2 часа)

Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Н.С. Романов «Летопись города Иркутска за 1881 - 1901 г.», Н.С. Романов «Летопись, города Иркутска за 1902 - 1924 гг.», «Иркутская летопись 1661 - 1940 гг.» и др.).

История города в событиях, истории России и жизни отдельного человека.

Произведения сибирских писателей XIX века

(7 часов)

Н.А. Белоголовый «Воспоминаний сибиряка. Из детских лет» (фрагменты) (2 часа)

Воспоминания Н.А. Белоголового как документальные очерки, то есть записи, основанные на личных воспоминаниях фактов из детской жизни автора. Характерная чертой очерков - авторское стремление к точности. Характеристика жизни купеческой семьи, мальчиков и их учителей.

Декабристы и их роль в развитии культуры Восточной Сибири и Иркутска.

Рассказ В.М. Михеева «Учитель» (Воспоминание) (1 час)

Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям, обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.

Из лирики сибирских поэтов XIX века

Стихотворение Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале» (2 часа)

Позывные сигналы Иркутского радио - народная песня - авторское стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения, состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема сохранения фольклорной традиции и памяти народа.

Стихи декабристов периода ссылки (2 часа)

Знакомство с биографиями поэтов-узников. Анализ художественного мира стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А. Бестужева (Марлинского) «К облаку», «Оживление», А. Одоевского «Утро», «Из детских лет воспоминанья...».

Произведения сибирских писателей и поэтов XX века

(17 часов)

Стихи иркутских поэтов-фронтовиков (3 часа)

Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов, защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Стихотворения Дж. Алтаузена «Родина смотрела на меня» и «Девочка играла возле дома» - баллады, содержащие в себе все признаки этого лиро-эпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях.

Сопоставление стихотворения Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую...» и стихотворений Д. Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.

Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю, это будет...», Иосифа Уткина «В санбате», «Если будешь ранен, милый, на войне...

Рассказ «На реке Ангаре» Валентина Распутина (3 часа)

Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как открытая нравственная и экологическая проблема.

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав» (3 часа)

Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и событий. Восприятие таинства природы подростами. Художественная деталь в повести.

Рассказ Алексея Зверева «Ласточки» (3 часа)

Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия.

Лирика иркутских поэтов (5 часов)

Стихотворения М. Сергеева, С. Иоффе, А. Румянцева, А. Горбунова и А. Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая, метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия окружающего мира.

Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д.

Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи сибирских (иркутских) поэтов о природе.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать:


  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



Критерии оценки знаний и умений по литературе


Оценка "5" ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного.

Оценка "4" - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка "3" - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка "2" - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Отметка "1" - отсутствие ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка "5" - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка "4" - ответ не полный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка "3" - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка "2" - работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка "1" - работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе

Восточной Сибири на 6 класс

№ урока

Наименование разделов и тем

Всего часов

Календарные сроки

Планир.

Фактич.

Эпос народов Восточной Сибири (4 ч)

Бурятский героический эпос «Гэсэр»

1

5.09


Бурятский героический эпос «Гэсэр»

1

12.09


Якутский героический эпос «Олонхо» (Нюргун Боотур Стремительный)

1

19.09


Якутский героический эпос «Олонхо» (Нюргун Боотур Стремительный). Обобщение темы «Эпос народов Восточной Сибири»

1

26.09

Древнерусская литература Сибири (5 ч)

Сибирская летопись «О приходе Ермака в Сибирь»

1

3.10


Сибирская летопись «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом»)

1

10.10


Баллада К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»

1

17.10


Иркутская летопись.

1

24.10


Иркутская летопись.Заочная экскурсия «Иркутск исторический»


31.10

Произведения сибирских писателей XIX века (7 ч)15.11

Н.А. Белоголовый «Воспоминаний сибиряка. Из детских лет» (фрагменты)

1

14.11


Н.А. Белоголовый «Воспоминаний сибиряка. Из детских лет» (фрагменты)

1

21.11


Рассказ В.М. Михеева «Учитель» (Воспоминание)

1

28.11


Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале»

1

5.12


Вильгельм Кюхельбекер «Ночь», «Родство со стихиями»

1

12.12


А.Бестужев «К облаку», «Оживление»

1

19.12


А.Одоевский «Утро», «Из детских воспоминаний»

1

26.12

Произведения сибирских писателей и поэтов XX века (17 ч)

В. Распутин «На реке Ангаре» , «Ночная гроза».

1

16.01


В. Распутин «Лёд идёт», «На теплоходе»

1

23.01


В. Распутин «За рекой», «В лодке» .

1

30.01


Д. Сергеев «Рекостав»

1

6.02


Д. Сергеев «Рекостав»А. Кобенков

1

13.02


А. Зверев «Ласточки»

1

20.02


А. Зверев «Ласточки» Отношение мальчика к птичкам.

1

27.02


Художественный мир рассказа А.Зверева

1

5.03


М.Сергеев «Баллада о тополях», «Стихи о кленовом листе»

1

12.03


С.Иоффе «Ледоход», «Акварели»

1

19.03


А. Румянцев «Байкалу», «На таёжном лугу», «Поле»

1

26.03


А.Кобенков «Последний месяц летнего тепла»

1

9.04


Д. Алтаузен «Родина смотрела на меня», «Девочка играла возле дома» М. Сергеев. Стихи

1

16.04


М. Рыбаков. «Мы с Байкала», «Два русских слова»

1

23.04


И. Уткин «Я видел девочку убитую», «В санбате»

1

30.04


Урок-конкурс «Поэзия памяти о Великой Отечественной войне»

1

7.05


А. Горбунов «Ожидание», «Апрель», «Понедельник».

1

14.05


Внеклассное чтение «Поэзия Сибирских поэтов»

1

21.05


ИТОГО:

34ч



Литература


1. Писатели Восточной Сибири: хрестоматия для 5-6 классов для общеобразовательных школ. Шахерова О.Н. - Иркутск:ВостСибкнига, 2009.

2 .Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5- 6 классов общеобразовательных школ. - Иркутск, 2009.

3. Александрова М.Н., Матханова Н.П. свидетели эпохи: Михаил Знаменский. Исчезнувшие люди. Николай Белоголовый. Воспоминания сибиряка. - Иркутск, 1988. - С. 531 - 4.Зиновьев В.П. Русски сказки Забайкалья / Живая память Иркутской филологии: Межвузовский сборник научных трудов и воспоминаний. - Иркутск, 2003.

Для учащихся:

  1. Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / Автор - составитель Шахерова О.Н. - Иркутск: ВостСибкнига, 2007.

  2. Зиновьев В.П. русские сказки Забайкалья. - Иркутск, 1983.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 2-е, испр. и дополн. - М.:Азъ,1994.



© 2010-2022