Коррекционно-развивающая программа по формированию практической грамотности Я смогу!

В настоящее время возросло число учащихся, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей не могут освоить программу по русскому языку. Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку в данных условиях особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предмету. В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов НОО и ООО появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно-развивающая программа по формированию практической грамотности Я смогу!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

муниципального образования - городской округ город Касимов

Автор: Захарова Т.А,

учитель русского языка

и литературы

Коррекционно-развивающая программа

по формированию

речевой практической грамотности

Пояснительная записка

1. Актуальность программы

В настоящее время возросло число учащихся, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей не могут освоить программу по русскому языку. Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку в данных условиях особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предмету.

В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов НОО и ООО появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении.

Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако образовательная среда - необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.

Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы по русскому языку, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.

2. Цель программы.

Формирование прочных правописных навыков учащихся путем обучению приёмам практической грамотности: «Минимум теории + максимум действий по учебным алгоритмам + работа со справочными материалами».

3. Задачи программы:

1. Сформировать языковые компетенции:

-речевые;

-грамматические;

-орфографические;

-пунктуационные;

2. Сформировать прочный правописный навык.

4. Содержание программы

Программа рассчитана на 70 часов и имеет следующее содержание:

ударение, ударные и безударные слоги; виды орфограмм; морфемный состав слова; типология частей речи; склонение имён существительных, словообразование имён существительных; словообразование имён прилагательных; спряжение глаголов, совершенный и несовершенный вид глаголов, инфинитив; грамматическая основа предложения; главные и второстепенные члены предложения; обособленные определения, дополнения, обстоятельства; простое и сложное предложение; виды пунктограмм.

В основу содержания положен принцип - минимум теории + максимум практических приёмов правописания.

5. Календарно-тематическое планирование

Тема

Ожидаемые результаты

1.

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Уметь ставить ударение, определять ударные и безударные гласные в слове

2.

Зачем нужна орфография. Что такое орфограмма?

Понимать, что иногда произношение не совпадает с написанием слов. Знать случаи этого «несовпадения».

3.

Виды орфограмм, или не верь ушам своим.

Знать опознавательные знаки орфограмм: в каких случаях написание буквы регулируется правилом.

4.

Учусь видеть орфограммы в словах.

Видеть букву, требующую проверки на письме.

5.

Разбор слова по составу.

Уметь ориентироваться в морфемном составе слова и проводить разбор слова по составу

6.

Русское словообразование.

Знать основные способы словообразования в русском языку и наиболее продуктивные словообразовательные морфемы

7.

Перевод «ошибкоопасного» места в орфограмму.

Уметь «переводить» букву в орфограмму.

8.

Диктант как средство развития орфографической зоркости.

Уметь писать диктант с выделением орфограмм

9.

Письмо с «дырками», или я «знаю, что ничего не знаю».

Научиться письму «с дырками»

10.

Перевод «дырки» в офрограмму.

Научиться переводить пропущенную букву в орфограмму

11.

От орфограммы к правилу.

Уметь соотносить орфограмму с орфографическим правилом

12.

Знакомство с орфографическим справочником.

Уметь ориентироваться в справочной литературе

13.

Орфограммы в корне. Проверяемые гласные.

Уметь проверять безударные гласные в корне в зависимости от их типологии

14.

Непроверяемые гласные.

Уметь проверять безударные гласные в корне в зависимости от их типологии

15.

Ассоциативный словарь непроверяемых написаний.

Уметь применять ассоциативный способ запоминания словарных слов.

16.

Чередующиеся гласные.

Знать типологию чередующихся гласных в корне

17.

Я пишу грамотно. Работа по закреплению изученного на основе алгоритмов проверки безударных гласных в корне.

Знать алгоритмы проверки безударных гласных в корне

18.

Правописание согласных в корне.

Знать способ проверки согласных в корне

19.

Непроизносимые и ложнопроизносимые согласные.

Знать способ проверки непроизносимыех и ложнопроизносимых согласных.

20.

Орфограммы в приставках.

Знать типологию приставок

21.

Алгоритмы проверки приставок.

Уметь применять алгоритмы для проверки приставок разных типов

22.

Трудные приставки ПРЕ и ПРИ.

Уметь применять алгоритмы для проверки приставок ПРЕ и ПРИ

23.

ПРЕ и ПРИ запоминаем по ассоциациям.

Уметь пользоваться ассоциативным способом для запоминания приставок ПЕ и ПРИ

24.

Электронный словарь ПРЕ и ПРИ. Количество переходит в качество.

Уметь быстро ориентироваться в выборе буквы в приставках ПРЕ и ПРИ

25.

Проверочная работа по правописанию приставок «Мой друг - словарь».

Уметь пользоваться орфографическим словарём

26.

Как определить часть речи. И зачем это важно уметь делать.

Уметь ориентироваться в типологии частей речи

27.

Задаём вопрос к слову. Связь слов в предложении.

Уметь задавать вопрос к словам в предложении

28.

Орфограммы в суффиксах имен существительных.

Знать продуктивные способы образования имён существительных

29.

Орфограммы в суффиксах имён прилагательных.

Знать продуктивные способы образования имён прилагательных

30.

Орфограммы в суффиксах глаголов.

Знать орфограммы в суффиксах глаголов

31.

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов разных частей речи»

Уметь применять правила для проверки суффиксов разных частей речи

32.

Орфограммы в окончаниях имён существительных.

Знать правила проверки окончаний имен существительных

33.

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Знать правила проверки окончаний имен прилагательных

34.

Орфограммы в окончаниях глаголов.

Знать правила проверки окончаний глаголов

35.

Проверочная работа по теме «Правописание окончаний разных частей речи».

Уметь применять правила для проверки окончаний разных частей речи

36.

Диктант «Я смогу».

Уметь безошибочно написать диктант «с дырками» и определить, какими орфограммами являются пропущенные буквы

37.

Алгоритм работы над ошибками.

Усвоить алгоритм работы над ошибками

38.

Зрительные диктанты.

Уметь запоминать зрительно предложения, состоящие из 30 букв и писать их грамотно

39.

Свободный диктант.

Знать технологию написания свободных диктантов

40.

Зачем нужны запятые?

Иметь представлении о роли знаков препинания в языке

41.

Разделяй и выделяй - иного не дано.

Знать функции знаков препинания

42.

Простое предложение.

Знать признаки простого предложения

43.

Запятая в простом предложении.

Знать случаи постановки запятой в простом предложении

44.

Что запятая в простом предложении разделяет?

Знать пуктограмму «Однородные члены предложения»

45.

Что запятая в простом предложении выделяет?

Знать пунктограммы, связанные с выделительной функцией знаков препинания в простом предложении

46.

Сложное предложение.

Знать признаки сложного предложения

47.

Функции запятой в сложном предложении.

Знать функции запятой в сложном предложении.

48.

Что такое кавычки?

Уметь объяснять употребление кавычек в письменной речи

49.

«Тут сказал ребятам Боря…», или что такое прямая речь.

Знать признаки предложений с прямой речью

50.

Оформление предложений с прямой речью.

Уметь оформлять предложения с прямой речью

51.

Система знаков препинания русского языка.

Иметь представление о системе знаков препинания в русском языке

52.

Функции тире.

Знать функции тире как знака препинания

53.

Функции двоеточия.

Знать функции двоеточия как знака препинания

54.

Функции точки с запятой

Знать функции точки с запятой как знака препинания

55-70

Систематизация изученного: письмо диктантов «от сложного к простому» и «от простого сложному».

Уметь сознательно писать диктанты, контролируя себя на письме, определять орфограммы и применять правила проверки

6. Концептуальная основа программы: диктант как средство формирования орфографической зоркости.

Традиционно в отечественной методике русского языка диктант считается средством контроля знаний учений и навыков обучающихся, проводится, как правило, 1-3 раза в четверть и вызывает негативные эмоции у учащихся. Диктант - это всегда стресс, волнение, переживания. Одним словом, дети очень бояться выполнять данный вид работы. Но диктант - это основной способ мониторинга достижений учащихся в плане сформированности у них грамотного письма. Поэтому диктанты надо проводить чаще, чтобы отслеживать процесс формирования правописной речевой культуры школьников, но при этом сделать так, чтобы дети перестали бояться диктантов.

Данную проблему можно решить, превратив диктант из средств контроля, в метод формирования орфографической зоркости обучающихся и сохранив при этом мониторинговые возможности данного вида учебной деятельности.

Учащиеся пишут диктант со следующей установкой: «Пиши только те слова, в правописании которых ты уверен на 100%, «сомнительные буквы» пропускай или обозначай их знаками вопросов. Так же поступай и со знаками препинания. Главное, чтобы в твоём диктанте не было ошибок. Если ты будешь следовать данной установке, то, непременно, получишь за свою работу «5». Желаем удачи! Ты сможешь, у тебя всё получится!»

Школьникам кажется, что они всё получат отличные отметки, однако за такой диктант, который пишется в первый раз, некоторые учащиеся получают «неудовлетворительно». Это мощный стимул разобраться в причинах ошибок. Учащиеся понимают, что в данной ситуации «не сработали» только они и в «неудовлетворительной отметке »виноваты целиком сами.

В ходе рефлексии делается вывод, что причина ошибок - отсутствие орфографической зоркости. Появляется потребность в её формировании. Так учащиеся подходят к понятию орфограммы: буквы, требующей проверки на письме.

После тренировок учащиеся научаются писать диктант «с дырками». Все «опасные места» пропущены. Ошибок нет.

Ребёнок видит реальный уровень своей практической грамотности. Если пропусков много, он понимает, что это свидетельствует об отсутствии прочных, качественных знаний в области правописания.

На данном этапе учащийся получает индивидуальный маршрут ликвидации пробелов в тематическом курсе русского языка как последующей основы для формирования языковой компетентности в письменной речи.

Индивидуальный маршрут формирования грамотности

«Я смогу»

1. Учусь переводить «ошибкоопасное» место на письме в орфограмму.

- обозначаю часть слова, в которой находится «сомнительная» буква;

- если это приставка или корень, то формулирую орфограмму: «Безударная гласная в корне», «Безударная гласная в приставе»;

- если это суффикс или окончание, то определяю часть речи и формулирую орфограмму: «Безударная гласная в окончании имён существительных», «Безударная гласная в суффиксе глагола»;

2. Вспоминаю алгоритм проверки сам или пользуюсь справочными материалами.

3. Делаю вывод о выборе написания.

Если в диктанте учащиеся допускают ошибки, то работа над ними проходит по тому же индивидуальному маршруту формирования грамотности.

Диктанты подбираются в определённой системе: «от сложного к простому» на первом этапе (продолжительность первого этапа определяется положительным, «пятёрочным» результатом за диктант) и от «простого к сложному» на втором этапе, когда происходит целенаправленное обучение работе со справочной литературой по отработке конкретного вида орфограмм.

Далее делается переход к работе над пунктограммами. Учащиеся усваивают «золотое правило пунктуации» - если не знаешь, как объяснить знак препинания, то не ставь его на письме, даже если в устной речи на этом месте есть пауза.

Формирование навыков постановки знаков препинания (сначала рассматривается только запятая) обеспечивается четким алгоритмом.

Запятая в письменной речи может выполнять только две функции:

1. Разделяет: части сложного предложения и однородные члены предложения.

2. Выделяет: обращение, вводные слова, второстепенные члены предложения: обособленные дополнения, определения (приложения, причастные обороты), обстоятельства (деепричастия и деепричастные обороты), уточняющие члены предложения.

Четко усвоенный алгоритм объяснения запятой в письменной речи позволяет в процессе наблюдения над языковым материалом проводить пропедевтическую работу по усвоению пуктограмм (например, обращать внимание на деепричастные обороты уже в 5 и 6 классах).

7. Заключение

Реализация программы «Я смогу!» направлена на формирование у обучающихся позитивного отношения к решению учебных задач, повышение сознательности и самостоятельности учебной деятельности школьников, создание ситуации успеха как основы образовательного процесса.




© 2010-2022