Урок комплексного применения знаний и способов действий

6 классУрок комплексного применения знаний и способов действий.Форма. Интеллектуальная игра.Тема: «Это что невидаль : Вечера на хуторе близ Диканьки? Что это за вечера?«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная  без жеманства, без чопорности. А.С.ПушкинЦель. 1. Учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры.2.Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах.3.Воспитывать заинтересованность в осознании чтении произведений писат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Урок комплексного применения знаний и способов действий.

Форма. Интеллектуальная игра.

Тема: «Это что невидаль : Вечера на хуторе близ Диканьки? Что это за вечера?»

Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная без жеманства, без чопорности. А.С.Пушкин

Цель. 1. Учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры.

2.Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах.

3.Воспитывать заинтересованность в осознании чтении произведений писателя.

Оборудование. Портрет Н.В.Гоголя; выставка книг «Вечера на хуторе близ Диканьки» в различных изданиях; карточки с заранее подготовленными вопросами для работы в группах.

Подготовка урока

На проведение занятия отводится 2 часа. Учащимся было дано заранее прочитать повести Н.В.Гоголя: « Сорочинская ярмарка» , « Вечер накануне Ивана Купала», « Заколдованное место». Все перечитали « Предисловие» к циклам повестей.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок. Тема нашего урока также своеобразная: «Вечера на хуторе близ Диканьки. Что это за вечера?»

-Откуда эти строки Н.В.Гоголя? Как вы понимаете тему урока?

( Ответы учащихся, пояснения учителя)

В теме урока уже звучат вопросы, на которые мы должны дать ответ. «Это что за невидаль?». Что за вечера?» Иначе говоря, в чем же своеобразие гоголевских «Вечеров…»

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Форма урока тоже необычайная. Наш урок - соревнование между командами, своего рода интеллектуальное состязание на лучшее знание повестей Николая Васильевича Гоголя из цикла « Вечеров…» и их художественного своеобразия.

Целью урока является не только умение применять знания о повестях Гоголя в ситуации соревнования, но и умение работать в группах, учиться распределять обязанности в группе, учиться красиво общаться во время урока. Только в этом случае возможна победа всей команды.

Итак, первый вопрос для всех. Нужно прослушать мой рассказ и продолжить его, связав с эпиграфом урока и с именем автора, которому принадлежат слова эпиграфа. Прочитайте эпиграф. А теперь послушайте мой рассказ.

20 мая 1831 года состоялось долгожданное знакомство Гоголя с Пушкиным. Летом 1831 года оба они жили в Царском Селе и часто встречались. Пушкин работал над своими сказками, Гоголь заканчивал первую часть «Вечеров…»

Впоследствии Н.В.Гоголь рассказывал: «Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я»

(Далее дети продолжают)

Побеждает та команда, представитель которой первым правильно восстановит события, расскажет о взаимоотношениях Пушкина и Гоголя, об отзыве Пушкина на первое издание «Вечеров…». Ответивший получает цветную карточку - жетон , по количеству которых будут выставляться оценки в конце занятия.

Затем работа идет по командам(рядам). В каждой команде-2-3 группы(в зависимости от количества учеников в классе). Они получают задание написать по памяти названия из повестей из цикла» Вечеров»

-Первая группа- из первой части цикла.

-Вторая часть- из второй части.

-Третья группа- по выбору. Должна получиться следующая запись:

1-я группа

Предисловие.

«Сорочинская ярмарка»

«Вечер накануне Ивана Купала»

«Майская ночь, или Утопленница»

«Пропавшая грамота»

2-я группа

Предисловие.

« Ночь перед Рождеством»

«Страшная месть»

«Иван Федорович Шпонько и его тетушка»

Заколдованное место»

Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

Следующий этап урока. Анализ прочитанных повестей Гоголя по командам.

Цель работы на этом этапе- определение художественных особенностей повести, прочитанной дома.

Работа внутри команд распределяется по группам.

Каждая группа получает задание-карточку, на которую готовит ответ. Учитель выполняет роль консультанта, при необходимости показывая , что сделать, чтобы правильно ответить на вопросы карточки.

Всем команды получают одинаковые вопросы, но к разным произведениям( 1-й ряд- «Сорочинская ярмарка», 2-й ряд-«Вечер накануне Ивана Купала», 3-й ряд-«Заколдованное место»)

В каждой карточке сначала дается информация для размышления,- сами вопросы.

1-ая группа

1.Вслед за названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» есть подзаголовок: «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком», (Рудый- значит рыжий, Пасечник- это пчеловод).

Перед первой и второй частями «Вечеров…» есть предисловие, которое ведется от лица этого пчеловода.

Он же предлагает словари.

Вопрос о том, почему именно этому» пасечнику» доверяет Гоголь самый первый разговор с читателями, волновал многих. Другие думали, что в этом отражена близость к народному творчеству.

-Кто из них прав? Обоснуйте свое мнение примерами из прочитанной вами повести.

2.Перечитайте еще раз эпиграф урока. Найдите в прочитанной вами к уроку повести подтверждения этой пушкинской фразы.

Что именно вызывает смех в найденном вами эпизоде? События или то, каким языком они переданы?

2-ая группа.

  1. Один из современников Гоголя, прочитав повесть, сказал: «Никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка…»

  2. В письмах к матери И.В.Гоголь прочит написать ему «об Иване Купале, о русалках… Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий…»

  3. -Какие из них Гоголь использовал в прочитанной вами повести?

3-я группа

1.Николай Васильевич Гоголь очень любил использовать гиперболы и сравнения, как это часто бывает в народных произведениях. Его гиперболы: «Редкая птица долетит до середины Днепра», «Миллион козацких шапок высыпал на площадь…». Сравнение: «Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле стало так же темно, как под овчинном тулупом»

-Найдите в прочитанной вами к уроку повести еще примеры гипербол и сравнений. Определите их роль в тексте

После обсуждения вопросов и подготовки ответов команды начинают отвечать. Отвечающего по каждому конкретному вопросу выбирают все члены группы(4человека). При ответе учитывается правильность информации, выразительность речи. В зависимости от этого отвечающий может получить для себя и всей команды от одного до трех жетонов

Представители других команд могут задавать вопросы любому отвечающему, если им что-то покажется непонятным.

Победителем интеллектуальной игры становится команда, набравшая наибольшее количество карточек- жетонов за ответы. Выбирается ученик- главный» знаток» повестей Гоголя.

Итог урока. Это, во-первых, итог игры. Во- вторых, это ответ учащихся на вопрос о художественном своеобразии повестей И.В.Гоголя. В каждом ряду учащиеся по цепочке делают запись:» Своеобразие художественного мира повести Гоголя- это…»

Собрав тетради, учитель уточняет и дополняет ответы шестиклассников. Словесно поощряет самых активных участников игры. Оценки выставляются в зависимости от набранных жетонов.

Домашнее задание.

1Составить кроссворд по словарю Гоголя или по одной из повестей цикла ( по выбору).

2.Если не все повести из цикла «Вечеров…» прочитаны, то прочитать их.

Кроссворд№1 по словарю И.В.Гоголя

По горизонтали:3 пчеловод. 4.Каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов.8.Управитель уездного города. 9.Шапка с ушами.11.Чиновник, исполняющий полицейские функции 12.Золотая или серебряная тесьма. 15.Сумка кавалериста. 16.Окрестные селения. 17. Повар. 18.Хлопчатобумажная ткань, похожая на шерстяную. 19.Кусочки текста, сваренные в воде или молоке.,

По вертикали:1.Трубка для курения. 2.Вареная водка с пряностями.3.Судья по делам размежевания земельных владений. 5.Сорт хлопчатобумажной ткани.6.Род шерстяного передника у женщин. 7.Весельчак. 10.Щеки. 13.Небольшой хлеб, несколько плоский. 14.Прислужник в церкви. 20.Письменный договор, включающий обязательства обеих заключающих его сторон.

Ответы.

По горизонтали: 3.Пасечник 4.Кутья.8.Городничий .9.Капелюха.11.Комиссар.12.Галун.15.Ладунка.16.Околодок .17.Кухмистр.18.Гарус.19.Галушки.

По вертикали: 1 . Люлька 2.Варенуха. 3.Подкоморий. 5.Китайка. 6. Запаска. 7. Шибеник. 10 .Ланяты. 13Паляница. 14.Пономарь. 20.Контракт

Урок комплексного применения знаний и способов действий.





© 2010-2022