Пояснительная записка по литературе 8-9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составлено на основе рекомендованной программы

и государственных стандартов по литературе для 5-11 классов

общеобразовательных учреждений ( базовый уровень)

под редакцией В.Я.Коровиной


Рассмотрено

на заседании МС школы

протокол № ___от «___»_____________2015 г.


Принято

на заседании педагогического

совета школы

Протокол № ____ от «____»_____________2015 г


Утверждено:

Приказ № _____

От «___» ________________2015 г.

Директор школы:___________ (Л.Ю.Петрова)

МКОУ «Кожильская средняя

общеобразовательная школа

с/х направления»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 8,9 классов



Учитель: Поздеева Е.М.

Рецензент: Поздеева Е.П.











2015-2016 уч.г






Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. ; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008)

Рассмотрено

на заседании МС школы

протокол № ___от «___»_____________2015 г.


Принято

на заседании педагогического

совета школы

Протокол № ____ от «____»_____________2015 г


Утверждено:

Приказ № _____

От «___» ________________2015 г.

Директор школы:___________ (Л.Ю.Петрова)

МКОУ «Кожильская средняя

общеобразовательная школа

с/х направления»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 10 класса



Учитель: Поздеева Е.М.

Рецензент: Поздеева Е.П.











2015-2016 уч.г







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За основу рабочей программы взята программа по русской литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

Данная программа является базовой и способствует достижению основных целей литературного образования в основной школе:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данная программа направлена на формирование у учащихся таких ключевых компетенций, как:

- коммуникативная: совершенствование всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо); развитие навыков монологической и диалогической речи; использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; информационная переработка текста; совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; язык художественной литературы и его особенности; культура учебно-научного и делового общения (написание доклада, реферата, тезисов, рецензии); культура публичной речи.

- информационная: сбор, анализ и переработка необходимой информации.

Программа рассчитана на следующее количество часов:

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

2 ч. - 68 ч.

2 ч. - 68 ч.

2 ч. - 68 ч.

3 ч. - 102 ч.

Количество часов соответствует требованиям Базисного учебного плана и Учебного плана школы. На региональный компонент выделяется 10% от всего учебного материала. Он будет реализовываться через ознакомление с мифами, сказками, обрядами, пословицами и поговорками удмуртского народа.

В рамках реализации образовательной программы школы вводится экологическое образование, на уроках литературы оно будет реализовываться через анализ художественных произведений, образов героев.

Достоинством данной программы является построение с учётом принципа вариативности, который даёт учителю право выбора произведений, а также путей изучения конкретной темы. Для закрепления элементарных представлений теоретического плана во всех учебниках, начиная с 5-го класса, есть словарь литературоведческих терминов

Поскольку не все учащиеся продолжат обучение в 10-11 классах, то авторы сочли необходимым как можно шире познакомить учащихся с произведениями русской литературы, включив в программу 9 класса произведения писателей и поэтов XX века. С целью приобщения учащихся к самостоятельному чтению, к работе в библиотеках, учебники не загружены обилием теоретических и критических статей и высказываний, а также текстами некоторых произведений.

В процессе реализации данной программы предполагается использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как на уроке (при подаче нового материала, тестировании, проверке домашнего задания и т.п.), так и в самостоятельной работе учащихся примерно 1-2 раза в месяц.

Чтобы переход от начального звена в 5-ый класс был менее болезненным, учтены возрастные особенности учащихся и включены в программу доступные произведения.

Принцип построения программы концентрический.

В связи с периодическими изменениями содержания учебников учителю даётся право вносить в программу изменения, а также сокращать или увеличивать количество часов при выборе степени глубины и детальности знакомства с произведениям. Педагогу даётся право решать, изучать ли произведение, или читать и беседовать по поводу произведения, или отнести его к слабо регламентированную область самостоятельного чтения.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора.

Русский фольклор

Русские народные сказки(волшебная, бытовая, о животных - по одной сказке).Народные песни, загадки, пословицы, поговорки1.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве», а также три произведения разных жанров по выбору.

Русская литература XVIII века

М.В. Ломоносов«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагмент)

Д.И. ФонвизинКомедия «Недоросль».

Г.Р. ДержавинСтихотворения «Памятник», «Река времён в своём стремлении…», а также два произведения по выбору.

А.Н. Радищев«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты)

Н.М. КарамзинПовесть «Бедная Лиза»

Русская литература XIX века

И.А. КрыловПять басни по выбору.

В.А. ЖуковскийБаллада «Светлана» и два произведения по выбору.

А.С. ГрибоедовКомедия «Горе от ума»

А.С. ПушкинСтихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Полтава» (фрагменты)

«Повести Белкина» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - одна повесть по выбору).

«Повести Белкина» (одна из повестей по выбору)

Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка»

Роман в стихах «Евгений Онегин»

В.Г.БелинскийЦикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи 8,9 (фрагменты)

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору.

Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри»

Роман «Герой нашего времени»

А.В.Кольцов3 стихотворения по выбору

Н.В. ГогольПовести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель»

Комедия «Ревизор» Поэма «Мертвые души» (первый том)

А.Н. ОстровскийКомедия «Свои люди - сочтёмся»

И.С. Тургенев«Записки охотника» (два рассказа по выбору).

«Стихотворения в прозе» (три стихотворения по выбору).

Повесть «Муму» и Повесть «Ася»Роман «Отцы и дети»

Ф.И. ТютчевСтихотворения: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них - у дуба, у березы…», а также три стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…»

Баллада «Василий Шибанов», а также три произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Железная дорога», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Н.С. ЛесковРассказ «Левша»

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», а также одна сказка по выбору.

Ф.М. Достоевский

Повести: «Бедные люди», «Белые ночи»

Роман «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой

Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала»

Роман-эпопея «Война и мир»

В.М. ГаршинОдно произведение по выбору.

А.П. Чехов

Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Крыжовник», а также 2 рассказа по выбору.

Рассказы: «Злоумышленник», «Человек в футляре»

В.Г.КороленкоОдно произведение по выбору

Русская литература ХХ века

И.А. БунинДва рассказа по выбору

Два стихотворения по выбору.

А.И. КупринОдно произведение по выбору.

М. ГорькийПовесть «Детство» (фрагменты)«Песня о Соколе», а также один рассказ по выбору.

А.А. Блок

Стихотворения: «Россия», «О. я хочу безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе…», а также три стихотворения по выбору.

В.В. Маяковский

Стихотворения: «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», а также три стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также три стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «…Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», а также три стихотворения по выбору.

М.И.Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», а также два стихотворения по выбору.

О.Э.МандельштамТри стихотворения по выбору

Б.Л. ПастернакТри стихотворения по выбору.

М.А. БулгаковПовесть «Собачье сердце».

М.М. ЗощенкоОдин рассказа по выбору.

А.П. ПлатоновОдин рассказ по выбору.

А.С. ГринОдно произведение по выбору.

М.М. ПришвинОдно произведение по выбору.

Н.А. ЗаболоцкийТри стихотворения по выбору.

А.Т. ТвардовскийПоэма «Василий Теркин» (три главы по выбору).

М.А. ШолоховРассказ «Судьба человека».

Литература второй половины ХХ века

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, В.В.Быков, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А..Евтушенко, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, Б.Ш.Окуджава, В.Г.Распутин, Н.М.Рубцов, А.И.Солженицын, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин

Произведения не менее четырёх авторов по выбору.

Литература народов России

Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Меге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр».

Одно произведение по выбору во фрагментах.

Г. Айги, Р. Гамзатов, С. Данилов, М. Джалиль, Н. Доможаков, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.

Одно произведение по выбору.

Зарубежная литература

Гомер«Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Античная лирика

Два стихотворения по выбору.

Данте«Божественная комедия» (фрагменты).

О.ХайямЦикл «Рубаийат» (три рубаи по выбору)

М. СервантесРоман «Дон Кихот» (фрагменты).

У. Шекспир Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

Два сонета по выбору.

Ж.-Б. МольерКомедия «Мещанин во дворянстве»

И.-В. Гете«Фауст» (фрагменты).

Ф. Шиллер Одно произведение по выбору.

Э.Т.А. ГофманОдно произведение по выбору.

Дж. Г. БайронОдно произведение по выбору.

П. МеримеОдно произведение по выбору.

Э.А. ПоОдно произведение по выбору.

О. ГенриОдно произведение по выбору.

Д. ЛондонОдно произведение по выбору.

А. Сент-ЭкзюпериСказка «Маленький принц».

Х.К.Андерсен, Р.Бернс, У.Блейк, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Ф.Вийон, Г.Гейне, У.Голдинг, В.Гюго, Д.Дефо, А.К.Дойл, Р.Киплинг, Л. Кэрролл, Ф.Купер, Дж.Свифт, Дж.Сэлинджер, В.Скотт, Р.Л.Стивенсон, М.Твен, Э.Хемингуэй.

Произведения не менее двух авторов по выбору.











ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека.

Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРАИстоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа.Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

Новые течения в русской литературе конца XIX-начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Личность и государство. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины ХХ в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. Тема детства в русской и других литературах народов России.Тема утраченной родины в произведениях писателей-эмигрантов.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости.Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России,отражение в них «вечных» проблем бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Анализ и интерпретация произведений.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  • содержание изученных литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  • Понимания взаимосвязи учебного предмета и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.





































Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент. Использование материала с региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике.
Как известно, учебники, реализующие компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона.
Цель использования материала национально-регионального компонента - это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Например, стихи Ф. Васильева, Д.Байтерякова,.Кузнецовой и др. поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 КЛАСС

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика


Виды контроля

Введение


1

1

-

Фронтальный опрос

Из устного народного творчества


3

1

2

Самостоятельная работа

Из древнерусской литературы

4

1

-

Ответы на вопросы

Из литературы XVIII века


4

2

2

Участие в аналитической беседе

Из литературы XIX века

34

10

24

Сочинение

Из литературы XX века

16

6

10

Тесты, выразительное чтение наизусть

Из зарубежной литературы

6

3

3

Участие в аналитической беседе

Итого:

68

24

41




СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

8 КЛАСС

Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой - повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

(сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



ЛИТЕРАТУРА

1. Золотарева И. В. ,Егорова Н. В. «Универсальные поурочные разработки по литературе».-М.: Вако, 2008.

2.Литература 8 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Авторы-составители В. Я. Коровина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Журавлев; под.ред. В. Я. Коровиной. - 12-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 2006.

3. Рабочие программы по литературе 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) / Под.ред. В. Я. Коровиной- 10-е изд.- М.: Просвещение,2008.

4.Справочная литература для учащихся:

4.1. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. Ред.-сост.:Л.Т.Тимофеев, С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1978 г.

4.2. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневкский и др.- М.: Просвещение, 1998 г.

4.3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. Редкол.: Б.Ф.Егоров и др.; ред.-сост. П.А.Николаев- М.: Просвещение, 1990 г.

4.4. Русская литература. Справочные материалы: Книга для учащихся старших классов/ Л.А.Смиронова, С.А.Джанумов, Л.М.Крупчанов и др.; Сост. Л.А.Смиронова- М.: Просвещение, 1989 г.

4.5. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др.-М.: Дрофа, 1998 г.



























Пояснительная записка 9 класс

Настоящая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (IX класс) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с примерной программой основного общего образования по литературе, утвержденной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и рассчитана на 102 часа, в томчисле: 5 часов контрольных работ, 9 часов развития речи.

При изучение программы используется методический комплект:

  1. Литература: 9 кл. : Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений \ Автор-составитель В.Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2003

  2. Золотарева И.В.. Беломестных О.Б., Корнева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «ВАКО», 2004

Основу содержания литературы как учебного предмета в 9 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Особенностью содержания школьного литературного образования является концентрическое построение. Литература 9 класса входит в первый концентр. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Литературное образование на данном этапе (9 класс) является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Одна из обязательных составляющих литературного образования в 9 классе - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент. Использование материала с региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике.
    Как известно, учебники, реализующие компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона.
    Цель использования материала национально-регионального компонента - это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

  • Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Например, стихи Ф. Васильева, Д.Байтерякова, Кузнецовой и др. поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования.






















УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 КЛАСС



Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика


Виды контроля

Введение

1

1

-


Из древнерусской литературы

3

1

2


Из русской литературы

XYIII века

12

3

9

Тест.

Из русской литературы XIX века


50

17

33

Сочинение№1, №2, №3, тест, №4, №5, тест

Из поэзии XIX века

1

1



Из русской литературы

XX века

9

3

6

Тест, сочинение,конт.раб

Из русской поэзии XX века


14

3

11

Тест

Песни и романсы на стихи поэтов 19-20в.в

3

2

1

Зачет.

Из зарубежной литературы

9

2

7


Итого:

102

33

69












СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ9 КЛ (102 ч)

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.

Теория. «Слово» как жанр древнерусской литературы.

Русская литература XYIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

Теория. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.

Николай Михайлович Карамзин - писатель и историк. Слово о писателе. «Бедная Лиза», «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория. Понятие о сентиментализме.

Жан-Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория. Понятие о литературном направлении. Классицизм (углубление понятия). Сатира (развитие понятия). Комедия как жанр драматургии. Виды комического (развитие понятий).

Русская литература XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.

XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.

Теория. Понятие о романтизме (развитие представления).

Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория. Баллада (развитие представлений, балладный герой), элегия, (мотивы жизни и смерти, элегический стиль), жанровое образование - песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм. Герой романтического произведения.

Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Теория. Конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).

Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Теория. Роман в стихах (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.

Теория. Развитие понятия о литературном типе, о сатире. Образ-символ (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о поэте. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь к жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Теория. Автобиографичность произведения (развитие понятия). Внутренний монолог (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Слово о поэте. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.

Теория. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Поэзия XIX века

Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Русская литература XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория.Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Русская поэзия XX века

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия - главная тема есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся». Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью - потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».

Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNODOMINI», «Тростник», «Бег времени». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.

«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

Теория.Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).











































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ЗА КУРС РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9 КЛАСС

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

- основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  • тексты художественных произведений.

  • сюжет, особенности композиции.

  • типическое значение характеров главных героев произведений.

  • основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.

  • изобразительно-выразительные средства языка.

  • элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

уметь:

  • выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  • анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  • определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  • выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  • обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  • свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  • составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  • готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).

  • писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  • писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  • пользоваться словарями различных типов и справочниками.











ЛИТЕРАТУРА

  1. Золотарева И. В. ,Егорова Н. В. «Универсальные поурочные разработки по литературе».-М.: Вако, 2008.

  2. Литература 9 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Авторы-составители В. Я. Коровина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Журавлев; под.ред. В. Я. Коровиной. - 12-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 2006.

3. Рабочие программы по литературе 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) / Под.ред. В. Я. Коровиной- 10-е изд.- М.: Просвещение,2008.

4.Справочная литература для учащихся:

4.1. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. Ред.-сост.:Л.Т.Тимофеев, С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1978 г.

4.2. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневкский и др.- М.: Просвещение, 1998 г.

4.3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. Редкол.: Б.Ф.Егоров и др.; ред.-сост. П.А.Николаев- М.: Просвещение, 1990 г.

4.4. Русская литература. Справочные материалы: Книга для учащихся старших классов/ Л.А.Смиронова, С.А.Джанумов, Л.М.Крупчанов и др.; Сост. Л.А.Смиронова- М.: Просвещение, 1989 г.

4.5. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др.-М.: Дрофа, 1998





© 2010-2022