Конспект урока Учимся строить высказывание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказываниеКонспект урока Учимся строить высказывание



Учимся строить высказывание


В преподавании русского языка в современной школе на первое место выдвигается задача научить учащихся умело и правильно пользоваться речью.

Устное/письменное изложение, устное/письменное сочинение - наиболее распространенные виды речевой деятельности, направленные на развитие основных видов компетентности школьников: социальной, поликультурной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной, а также саморазвития, самовоспитания, самообразования и продуктивной творческой деятельности.

Оценивая монологическую речь учащегося, учитель проверяет умение:

  • строить высказывание, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал (прочитанный или прослушанный текст, эпизод из кинофильма, рассказ другого человека и др.); трансформировать полученную информацию, воспроизводя ее сжато, выборочно, своими словами, изменяя форму изложения, стиль и т. п. в соответствии с определенным заданием;

  • учитывать ситуацию общения и адресат речи;

  • излагать материал логично, последовательно;

  • проявлять свое отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одного и того же вопроса, оценить аргументы для его доказательства, сформулировать свое видение проблемы;

  • употреблять языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей, соблюдая нормы литературного языка, уместно используя лексическое и грамматическое богатство языка.

Проверка умений устно создавать текст осуществляется индивидуально: учитель дает ученику определенное задание (самостоятельно создать высказывание на соответствующую тему) и некоторое время на подготовку.

Проверка умений письменно создавать текст проводится фронтально: ученикам предлагается самостоятельно написать текст. Материалом для сочинения (устного/письменного) могут быть: тема, сформулированная на основе предварительно обсужденной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного произведения, а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы. Единицей контроля является само устное или письменное высказывание учащегося.

Оценивание

В монологическом высказывании оценивается его содержание и форма (языковое оформление).

При оценивании языкового оформления письменных сочинений учитывают:

  • ошибки, нарушающие лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;

  • ошибки, нарушающие стилистическое единство текста;

  • орфографические и пунктуационные ошибки.

Сборник включает сочинения, разные по функционально-

смысловому типу речи (повествование, описание, рассуждение), по характеру и источнику основного материала (личный опыт, личные впечатления, прочитанные произведения, увиденные картины, кинофильмы и др.), по стилю речи (рассказ, доклад и др.).

Тексты помогут сформировать у школьников умения и навыки коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.

Предлагаемые для каждого класса виды высказываний позволяют организовать работу над ними в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания (чтения) - понимания текста через изложение к сочинению (устному или письменному) того же типа и стиля речи.

При составлении монологических высказываний предпочтение отдается тем, которые связаны с реальной жизнью учащихся, вызывают у них интерес, стремление поделиться своими мыслями, выразить пожелания, предложения.


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


Формы речи

Письменная

Монологическая

Диалогическая

Устная

Виды речи


Письмо

Чтение

Говорение

Слушание



Речевая ситуация:

  • где говорим? (в официальной обстановке)

  • с кем говорим? (монолог, диалог)

  • с какой целью? (общение, сообщение, воздействие)

Текст


Микротема

Основная мысль

Тема

Рассуждение

Повествование

ОписаниеТипы речи



Стили речи

Публицистический

Художественный

Научно-деловой

Разговорный

Книжные



Как писать сочинение и составлять

монологическое высказывание

  1. Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.

  2. Побеспокойтесь о правильном понимании темы, о глубине и полноте ее раскрытия.

  3. Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.

  4. Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.

  5. Цитируйте уместно и правильно.

  6. Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности частей сочинения, логической последовательности в изложении мыслей.

  7. Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля, не забывайте о грамотности.

Рекомендуем использовать в монологических высказываниях следующие конструкции: я думаю; с моей точки зрения, как мне кажется; я имею в виду, что; не кажется ли вам, что; я хотел бы поспорить с автором этого высказывания; я не согласен с существующим мнением; мне бы хотелось обсудить данную проблему; мне хотелось бы иначе взглянуть на эту проблему; мне хотелось бы посмотреть на эту проблему с другой стороны; у меня возникли мысли по данному вопросу; по-моему, это не совсем так; по моему мнению, эта ситуация возможна; эта проблема меня всегда волновала; я никогда не соглашусь с этим мнением (точкой зрения) и т. д. и т. п.

Прежде чем сконструировать монологическое высказывание, составьте план (простой, сложный).

Например, к теме «Дружба - самое большое сокровище»:

  1. Когда человек нуждается в друзьях?

  2. Дружба - воплощение высоких моральных норм общения между людьми.

  1. Дружба несовместима с эгоизмом.

  2. Дружить - значит понимать другого человека.

  3. Друзья познаются в беде.

  4. Истинный друг всегда скажет правду.

  1. Без настоящего друга не жизнь, а туга.

Для подготовки монологического высказывания можно подобрать соответствующие цитаты.

Например, для темы «Мой добрый советчик и друг - книга»:

Хорошая книга - это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой каждый раз, уголок жизни (Л. Кассиль).

Люди перестают мыслить, когда перестают читать {Д. Дидро).

Книги - дети разума (Дж. Свифт).

Семья, где не читают книг, - семья духовно неполноценная (П. Павленко).

Без книг мы остались бы дикарями (К. Гельвеций).

Знание делает человека сильным (Пословица).

© 2010-2022