- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Учимся строить высказывание
Конспект урока Учимся строить высказывание
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Барменкова В.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учимся строить высказывание
В преподавании русского языка в современной школе на первое место выдвигается задача научить учащихся умело и правильно пользоваться речью.
Устное/письменное изложение, устное/письменное сочинение - наиболее распространенные виды речевой деятельности, направленные на развитие основных видов компетентности школьников: социальной, поликультурной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной, а также саморазвития, самовоспитания, самообразования и продуктивной творческой деятельности.
Оценивая монологическую речь учащегося, учитель проверяет умение:
-
строить высказывание, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал (прочитанный или прослушанный текст, эпизод из кинофильма, рассказ другого человека и др.); трансформировать полученную информацию, воспроизводя ее сжато, выборочно, своими словами, изменяя форму изложения, стиль и т. п. в соответствии с определенным заданием;
-
учитывать ситуацию общения и адресат речи;
-
излагать материал логично, последовательно;
-
проявлять свое отношение к предмету высказывания, понимать возможность разных толкований одного и того же вопроса, оценить аргументы для его доказательства, сформулировать свое видение проблемы;
-
употреблять языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей, соблюдая нормы литературного языка, уместно используя лексическое и грамматическое богатство языка.
Проверка умений устно создавать текст осуществляется индивидуально: учитель дает ученику определенное задание (самостоятельно создать высказывание на соответствующую тему) и некоторое время на подготовку.
Проверка умений письменно создавать текст проводится фронтально: ученикам предлагается самостоятельно написать текст. Материалом для сочинения (устного/письменного) могут быть: тема, сформулированная на основе предварительно обсужденной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного произведения, а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы. Единицей контроля является само устное или письменное высказывание учащегося.
Оценивание
В монологическом высказывании оценивается его содержание и форма (языковое оформление).
При оценивании языкового оформления письменных сочинений учитывают:
-
ошибки, нарушающие лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;
-
ошибки, нарушающие стилистическое единство текста;
-
орфографические и пунктуационные ошибки.
Сборник включает сочинения, разные по функционально-
смысловому типу речи (повествование, описание, рассуждение), по характеру и источнику основного материала (личный опыт, личные впечатления, прочитанные произведения, увиденные картины, кинофильмы и др.), по стилю речи (рассказ, доклад и др.).
Тексты помогут сформировать у школьников умения и навыки коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.
Предлагаемые для каждого класса виды высказываний позволяют организовать работу над ними в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания (чтения) - понимания текста через изложение к сочинению (устному или письменному) того же типа и стиля речи.
При составлении монологических высказываний предпочтение отдается тем, которые связаны с реальной жизнью учащихся, вызывают у них интерес, стремление поделиться своими мыслями, выразить пожелания, предложения.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Формы речи
Письменная
Монологическая
Диалогическая
Устная
Виды речи
Письмо
Чтение
Говорение
Слушание
Речевая ситуация:
-
где говорим? (в официальной обстановке)
-
с кем говорим? (монолог, диалог)
-
с какой целью? (общение, сообщение, воздействие)
Текст
Микротема
Основная мысль
Тема
Рассуждение
Повествование
ОписаниеТипы речи
Стили речи
Публицистический
Художественный
Научно-деловой
Разговорный
Книжные
Как писать сочинение и составлять
монологическое высказывание
-
Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.
-
Побеспокойтесь о правильном понимании темы, о глубине и полноте ее раскрытия.
-
Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.
-
Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.
-
Цитируйте уместно и правильно.
-
Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности частей сочинения, логической последовательности в изложении мыслей.
-
Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля, не забывайте о грамотности.
Рекомендуем использовать в монологических высказываниях следующие конструкции: я думаю; с моей точки зрения, как мне кажется; я имею в виду, что; не кажется ли вам, что; я хотел бы поспорить с автором этого высказывания; я не согласен с существующим мнением; мне бы хотелось обсудить данную проблему; мне хотелось бы иначе взглянуть на эту проблему; мне хотелось бы посмотреть на эту проблему с другой стороны; у меня возникли мысли по данному вопросу; по-моему, это не совсем так; по моему мнению, эта ситуация возможна; эта проблема меня всегда волновала; я никогда не соглашусь с этим мнением (точкой зрения) и т. д. и т. п.
Прежде чем сконструировать монологическое высказывание, составьте план (простой, сложный).
Например, к теме «Дружба - самое большое сокровище»:
-
Когда человек нуждается в друзьях?
-
Дружба - воплощение высоких моральных норм общения между людьми.
-
Дружба несовместима с эгоизмом.
-
Дружить - значит понимать другого человека.
-
Друзья познаются в беде.
-
Истинный друг всегда скажет правду.
-
Без настоящего друга не жизнь, а туга.
Для подготовки монологического высказывания можно подобрать соответствующие цитаты.
Например, для темы «Мой добрый советчик и друг - книга»:
Хорошая книга - это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой каждый раз, уголок жизни (Л. Кассиль).
Люди перестают мыслить, когда перестают читать {Д. Дидро).
Книги - дети разума (Дж. Свифт).
Семья, где не читают книг, - семья духовно неполноценная (П. Павленко).
Без книг мы остались бы дикарями (К. Гельвеций).
Знание делает человека сильным (Пословица).